Публичное представление собственного педагогического опыта на сайте
методическая разработка по русскому языку (1 класс)
Статья направлена на работу с детьми билингвами в полиэтнических классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Академия социального управления»
Кафедра адаптивного образования
«Предупреждение и коррекция нарушений
графо – моторных действий письма»
Жемаевой Елены Леонидовны,
г.Москва
2016 г.
Процесс письма сопровождается чрезмерным мышечным напряжением.. Поскольку буквы являются объектом пристального рассматривания, ребёнок инстинктивно старается приблизить глаза к тетради, его голова склоняется, мышцы спины напрягаются, удерживая позвоночник в согнутом положении. В такой позе внутренние органы стеснены и не могут нормально функционировать лёгкие лишены возможности расправиться при вдохе, зачастую дети задерживают дыхание, следовательно, в организм и к мозгу поступает мало кислорода. Пальцы сжимают ручку, причём, некоторые дети делают это так сильно, что у них белеют кончики пальцев. Исследования профессора В. Ф. Базарного доказали, что после 3-4 минут работы напряжённой рукой и в согнутом положении у ребёнка нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы, что, естественно, негативно сказывается на здоровье.
С самого начала работы следует постараться снять чрезмерное мышечное напряжение руки и туловища специальными упражнениями, хорошо подготовить их к новому виду деятельности. Для этого и предусмотрен подготовительный этап. В течение этого периода учитель решает следующие задачи развивать зрительное внимание и произвольность зрительного восприятия;
–развивать ощущение движений руки и артикуляционных органов;
– учить детей внимательно рассматривать объекты, не приближая к ним глаза;
– учить детей управлять мышечным напряжением и движениями кисти руки и пальцев;
– познакомить учеников с правилами письма элементов букв (ровная вертикальная линия, плавное закругление элементов, соблюдение размера и наклона, ритмичность письма под счёт, письмо с нажимом и пр.
Основное содержание подготовительного периода составляют упражнения, направленные на развитие двигательного и зрительного анализаторов и осмысление графо-моторных действий:
• прописывание фигур в воздухе;
• усвоение различных способов работы рукой – от крупных движений всей руки до мелких движений пальцами;
• штриховка, рисование вертикальных, горизонтальных, наклонных, кривых линий;
• рисование по клеточкам геометрических фигур и бордюров;
• написание элементов букв;
• поиск отличий в двух похожих картинках, фигур в переплетённых линиях и пр.;
• рассматривание каких-либо предметов, иллюстраций художественных картин и др.;
• словесное описание внешнего вида элементов букв, способов письма..
Примерные виды упражнений подготовительного периода.
Развитие и коррекция моторных умений
1 Прописывание фигур в воздухе.
Методические приёмы "Обведение фигур в воздухе" и "Рисование бордюров" разработаны психологом М. В. Комбаровой
К факторам, влияющим на успешность овладения каллиграфией, относятся правильная постановка туловища, головы и рук, способ удержания ручки в пальцах, движения кисти, положение предплечья и плеча, оптимальное напряжение мелкой мускулатуры пальцев и кисти. Эффективным средством для развития этих умений является прописывание в воздухе фигур, представленных на рисунке:
- Подготовительный период начинается с обучения детей выписывать каждую фигуру с 1 по 7 в отдельности. Фигуры 8 – 10 используются позже, ближе к основному этапу и собственно во время основного этапа. Они могут иметь любую конфигурацию в зависимости от конфигурации буквы, с которой работают.
Учитель рисует на доске образец очередной фигуры. Прежде, чем приступить к её выполнению, дети с помощью учителя словесно её описывают. Они определяют точку начала движения, характер воображаемых линий (линии прямые, они не соприкасаются, находятся на равном удалении друг от друга, и т. п.); обращают внимание на направление движения (сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево), отмечают уменьшение амплитуды движений при рисовании «улитки» (5) и «змейки» (6) и т. д.
Затем ученики берут карандаш или ручку и обводят нарисованную на доске фигуру по воздуху тремя способами. Первый – рука выполняет крупные движения от плеча. Второй – рука опирается на локоть, работает только кисть, сгибаясь в запястном суставе, естественно, размер выписываемой в воздухе фигуры уменьшается. Третий – рука опирается на локоть, работают только пальцы, плечевой сустав отводит руку в сторону. Дети прописывают фигуру 4-5 раз каждым из трёх способов, при этом они стоят или сидят, выпрямив спину и не облокачиваясь на спинку стула.
Первые 2-3 минуты они работают с фигурой, нарисованной на доске. Дети рассматривают её, после чего ставят руку на локоть, выпрямляют спину и обводят фигуру несколько раз, работая запястным суставом, и столько раз, работая только пальцами. Затем ученики переключаются на эту же фигуру, изображённую в тетради или на листе бумаги. Они кладут руку на парту, опираясь на внешнее ребро ладони, и ведут кончиком карандаша или ручки в воздухе над фигурой. Два-три раза обводят её, сгибая запястье, и столько же, сгибая пальцы.
С обведения фигур в воздухе целесообразно начинать каждый урок каллиграфии до конца первого года обучения. На это отводится около 5 минут урока. При этом вид и количество фигур для обведения может указывать учитель, либо ученики сами будут выбирать фигуры, с которыми им хочется поработать.
2. Рисование бордюров.
Уроки каллиграфии полезно завершать рисованием цветных бордюров. Эта работа эффективно формирует и развивает умение соблюдать заданный алгоритм действий, распределять внимание между несколькими условиями, самоконтроль, оперативную память. И всё это достигается в менее обязательных и строгих условиях, чем выполнение собственно учебных упражнений. Помимо этого, работа с цветом, который ребёнок выбирает самостоятельно, по мнению психологов, благоприятно влияет на его эмоциональное состояние, позволяет выражать свои чувства, в том числе и отношение к уроку.
Характерной особенностью бордюров является то, что они не имеют ни начала, ни конца, их можно продолжать как вправо, так и влево. Поэтому начинать рисование ребёнок может не только от левого края листа, но и с середины или с четверти строки, а может начать от и левого края строки, но не довести её до конца. Это даёт возможность рисовать один бордюр частями, возвращаясь к нему на других уроках или заканчивая его дома, что развивает память, воображение и позволяет экономить рабочее время на уроке.
Тактическое письмо (по Д.Б. Эльконину)
Издавна в методике обучения детей письму и чистописанию применялся ритмический (тактический) прием (метод тактирования), т.е. письмо под счет.
Обучение письму по системе Д.Б. Эльконина основано на приеме ритмизированного письма. Тактированное письмо позволяет добиться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа. Данный коррекционный прием предназначен для совершенствования графо-моторного компонента письма у учащихся, имеющих особенности двигательной сферы.
Обучение тактированному письму состоит из трех этапов.
1. Первый этап включает выполнение следующих упражнений: обводка под счет заготовленных образцов рукописных букв через прозрачную кальку; обводка под счет заготовленных образцов рукописных слогов через прозрачную кальку.
2. На втором этапе учащиеся обводят через прозрачную кальку под счет заготовленные рукописные слова, которые соединены в группы с одинаковой ритмической структурой и ударением (мак, рак, сок, мох), и обводят словосочетания под счет через прозрачную кальку.
3. Третий этап включает следующие упражнения: обводку под счет предложений через прозрачную кальку, стихов и микротекстов. На основании этих рекомендаций составлена рабочая тетрадь для формирования графо-моторного компонента письма, предназначенная для работы с учащимися начальных классов общеобразовательной школы.
Упражнения на развитие мелкой моторики
Результаты исследований указывают на то, что состояние двигательной сферы существенно влияет на процесс овладения письменной речью и графо-моторную компетентность. В формировании и коррекции этих навыков важно развитие мелкой моторики, которое предполагает работу над координацией движений пальцев рук.
а) массаж и самомассаж рук (с мячом - ежиком)
б) Пальчиковые игры
Очень эффективны и любимы детьми пальчиковые игры.
Также развитию мелкой моторики помогает разнообразная предметная деятельность (застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка на рамках, игры с мозаикой, конструктором, пробками, перебирание круп зерен и т.д.) тоже способствует развитию мелкой моторики.
Литература:
1.Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно – развивающими технологиями. Учеб. пособие для студентов пед. учебных заведений. – М. Академия, 2004.-336с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/19/picture-4831-1413693313.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта
Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/30/picture-466514-1406701174.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"
В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/24/picture-423362-1395674604.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление моего опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/10/picture-522266-1428687124.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).
Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/15/picture-667951-1442336617.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта
Представлен опыт моей работы, где раскрывается практическая и теоретическая его часть....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/05/picture-515823-1415175818.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов Душкиной Екатерины Александровны
Представление педагогического опыта учителя начальных классовДушкиной Екатерины Александровны Тема: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе для развития познавательной деятельности у...
Публичное представление собственного педагогического опыта
Использование технологии проблемно-диалогического обучения как средства достижения планируемых результатов освоения ФГОС НОО....