Урок обучения грамоте (письмо) "Письмо слов с сочетаниями ши"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Палагина Наталья Владимировна

Учащийся  контролирует  выполнение  задачи  урока, использует  базовые  предметные  понятия; работает  со  знаково-символическими  средствами  представления  информации (слого-звуковыми  схемами, лентой  букв), отвечает  на  вопросы, списывает  предложение  с  печатного  текста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель  Палагина  Н.В.

Класс  1

Урок  Обучение  грамоте (письмо)

Тема  Письмо  слов  с  сочетаниями  ши

Целевые  установки  урока

Предметные  результаты:

Учащийся  грамотно  пишет  сочетание ши

Метапредметные  результаты:

Учащийся  контролирует  выполнение  задачи  урока, использует  базовые  предметные  понятия; работает  со  знаково-символическими  средствами  представления  информации (слого-звуковыми  схемами, лентой  букв), отвечает  на  вопросы, списывает  предложение  с  печатного  текста

Личностные  результаты:

Учащийся  приводит  примеры  необходимости  старательно  и  аккуратно  писать; осознает  трудности  военного  времени, ценность  мирной  жизни, испытывает  чувство  гордости  за  Великую Победу  своих  прадедов

Ход  урока

Организационный  момент

Начинается  урок!

Он  пойдет  ребятам  впрок:

Будем грамотно  писать,

На  вопросы  отвечать!

Актуализация  знаний  учащихся

- Прочитайте, пожалуйста, данное  предложение

(на  доске)  Пиши, но  не  спеши!

- Что  значит  «не  спеши»?

- Почему  не  надо  спешить  во  время  письма?

- Как  вы  думаете, что  еще  необходимо, чтобы  писать  красиво, без  ошибок? (правила  посадки)

Сообщение  темы  урока  и  целеполагание

- Я  не  случайно  начала  наш  урок  с этого  предложения. Какая тема  урока  «спряталось»  в  нем?

(сочетание ШИ)

Сегодня, ребята, мы  продолжим  изучать тему  «Правописание  сочетания  ШИ»

- Как  вы  думаете, хватило  нам  вчера  одного  урока  запомнить  это  правило?

- Нашей  руке  надо  еще  много  раз  потренироваться, чтобы  запомнить  это  правописание  и  не  ошибаться  никогда. Это  и  будет  целью  нашего  урока – тренироваться в  написании  слов  с  ШИ

Основной  этап. Тренировочные  упражнения.

Разминка  для  пальчиков

- Пропишем  первую  стоку  в  наших  тетрадях: ШИ, следим  за  количеством  наклонных  крючочков: раз-и, два-и, три-и  и  подальше  отвели.

- Послушайте  загадку:

Бумажная  птица  лежит  на  столе,

Адрес  пишу  я  на  белом  крыле.

- Правильно, это  письмо. У  вас  на  столах  лежат  картинки, найдите  среди  них  письма.

(Обратить  внимание  детей  на  необычное  письмо - письмо-треугольник. Спросить, что  они  о  нем  знают)

   - Ребята,  наша  страна  каждый  год   празднует  в  мае  великое  событие  в  истории  не  только  нашего  государства, но  и  всего  мира. Кто  знает? (ответы  детей)

Долгих  четыре  года  шла  эта  страшная  война. Все, кто  мог, ушли  на фронт  защищать    Родину. Родные  и  близкие  люди  были  вдалеке  друг  от  друга. Только  из  писем  они  могли  узнать  новости  о  своих родных. А  так  как  бумаги  было  очень  мало, то  любой  листочек, на  котором  было написано письмо, сворачивался  особым  образом и на  нем  писали  адрес.

От взрывов делалось темно,

Но лишь огонь стихал,

Отец сыновнее письмо

В который раз «читал».

И видел он родимый дом

На берегу реки,

А в чистом небе голубом

Кружили голубки.

Друзей немало полегло

В кромешном том аду...

Письмо ребёнка помогло

Живым пройти войну.

Письма  поддерживали бойцов, придавали  сил!

- Я  прочитаю  небольшой  текст. Ваша  задача  внимательно  его  послушать  и  назвать  слова, в  которых  есть  сочетание  ШИ:

      В  минуты  тишины  читали  солдаты  письма  из  дома. Читали  в  окопе  или  у  боевой  машины. Иногда  читали  вслух, для  всех. А  хранили  письма  в  шинели  у   самого  сердца.

Дети  называют  слова.

- Кто  знает, что  такое  шинель? (ответы, картинка)

- Составить  звуковую  схему  слова (каждому  ряду одно  слово)

Проверка  у  доски. Печатание  слов: на  доске  карточками  слоговыми, на  местах  в  тренировочных  блокнотах.

Письмо  слов  в  тетрадях:

маш.на   машина  машина

ш.нель   шинель   шинель

тиш.на   тишина   тишина

Динамическая  пауза

  - Очень  важно, ребята, чтобы  наше  ушко  умело  слышать  сочетание  ШИ. Предлагаю  такое  задание: я  произношу  слова, если  в  них  есть  сочетание ШИ – хлопок руками  над головой, если  нет – присесть и встать.

Хороши

Шорох  

Нарушитель

Служить

Вершина

Сторожить

Пришить

Заучить

Ошибка,   но  мы  не  ошиблись, наши уши – молодцы!

Основной  этап (продолжение). Тренировочные  упражнения.

 - Скажите, о  каких  боевых  машинах  говорилось  в  рассказе? (Дети  приводят  примеры. Учитель  показывает  фотографии  танка, самолета военных  лет)

  -  А  кто  из  вас  знает  эту  грозную  машину? (Фотография  «Катюши»)

Звучит  тихо  мелодия  песни  «Катюша»

  - Это  ракетная  установка, которую  в  народе  ласково  назвали  «Катюшей». Ох, и  боялись  фашисты, когда  наши  начинали  стрелять  из  них, действительно – грозные  машины!

Как  пойдет  громить  «Катюша –

Для  врага  спасенья  нет!

Пыль  и  дым  с  металлом  вьются,

Тень  и  пламя, жизнь  и  смерть!

С  каждыми  залпами  грозных  машин

Мы  приближали  победу  страны!

Списывание  в  тетрадях:

- Прочитаем  предложение, вставим  пропущенные  буквы

«Катюш.» - грозные  маш.ны.

- Ниже  спишите  это  предложение.

Письмо  под  диктовку    Слава  нашим  воинам!

- Повторите  предложение

- Сколько  в  нем  слов?

- Назовите  первое  слово по  слогам, сколько слогов, почему? Как  его  надо  писать? Запись

- Назовите  следующее слово, по  слогам. Проговорите правило, которое поможет нам  его  написать. Запись

- Назовите  последнее  слово, по  слогам. Запись

- Как  на  письме  показать, что  предложение  окончено? Ответы  

Итоги  урока  и  этап  рефлексии

- Итак, ребята, какую  цель  мы  ставили  для  себя  и  наших  ручек  в  начале  урока?

- Как  вы  считаете, мы  ее  достигли?

- Как  обычно, давайте  просмотрим  каждый  свою  работу  и  поделится  своим  впечатлением  о  ней  (предварительно  можно  выбрать  для  сравнения  две  лучших  работы)

- Я  очень  надеюсь  увидеть  на  ваших  страничках  море  улыбок!

Для  меня  уже  награда – вниманье  ваших  умных  глаз!

- И  конечно,  так  как  мы  сегодня  говорили  о  письмах, я  написала  каждому  из  вас  письмо, в  котором  моё  настроение  и  пожелание  каждому  из  нас.

Спасибо  за  урок!



Предварительный просмотр:

Учитель  Палагина  Н.В.

Класс  1

Урок  Обучение  грамоте (письмо)

Тема  Письмо  слов  с  сочетаниями  ши

Целевые  установки  урока

Предметные  результаты:

Учащийся  грамотно  пишет  сочетание ши

Метапредметные  результаты:

Учащийся  контролирует  выполнение  задачи  урока, использует  базовые  предметные  понятия; работает  со  знаково-символическими  средствами  представления  информации (слого-звуковыми  схемами, лентой  букв), отвечает  на  вопросы, списывает  предложение  с  печатного  текста

Личностные  результаты:

Учащийся  приводит  примеры  необходимости  старательно  и  аккуратно  писать; осознает  трудности  военного  времени, ценность  мирной  жизни, испытывает  чувство  гордости  за  Великую Победу  своих  прадедов

Ход  урока

Организационный  момент

Начинается  урок!

Он  пойдет  ребятам  впрок:

Будем грамотно  писать,

На  вопросы  отвечать!

Актуализация  знаний  учащихся

- Прочитайте, пожалуйста, данное  предложение

(на  доске)  Пиши, но  не  спеши!

- Что  значит  «не  спеши»?

- Почему  не  надо  спешить  во  время  письма?

- Как  вы  думаете, что  еще  необходимо, чтобы  писать  красиво, без  ошибок? (правила  посадки)

Сообщение  темы  урока  и  целеполагание

- Я  не  случайно  начала  наш  урок  с этого  предложения. Какая тема  урока  «спряталось»  в  нем?

(сочетание ШИ)

Сегодня, ребята, мы  продолжим  изучать тему  «Правописание  сочетания  ШИ»

- Как  вы  думаете, хватило  нам  вчера  одного  урока  запомнить  это  правило?

- Нашей  руке  надо  еще  много  раз  потренироваться, чтобы  запомнить  это  правописание  и  не  ошибаться  никогда. Это  и  будет  целью  нашего  урока – тренироваться в  написании  слов  с  ШИ

Основной  этап. Тренировочные  упражнения.

Разминка  для  пальчиков

- Пропишем  первую  стоку  в  наших  тетрадях: ШИ, следим  за  количеством  наклонных  крючочков: раз-и, два-и, три-и  и  подальше  отвели.

- Послушайте  загадку:

Бумажная  птица  лежит  на  столе,

Адрес  пишу  я  на  белом  крыле.

- Правильно, это  письмо. У  вас  на  столах  лежат  картинки, найдите  среди  них  письма.

(Обратить  внимание  детей  на  необычное  письмо - письмо-треугольник. Спросить, что  они  о  нем  знают)

   - Ребята,  наша  страна  каждый  год   празднует  в  мае  великое  событие  в  истории  не  только  нашего  государства, но  и  всего  мира. Кто  знает? (ответы  детей)

Долгих  четыре  года  шла  эта  страшная  война. Все, кто  мог, ушли  на фронт  защищать    Родину. Родные  и  близкие  люди  были  вдалеке  друг  от  друга. Только  из  писем  они  могли  узнать  новости  о  своих родных. А  так  как  бумаги  было  очень  мало, то  любой  листочек, на  котором  было написано письмо, сворачивался  особым  образом и на  нем  писали  адрес.

От взрывов делалось темно,

Но лишь огонь стихал,

Отец сыновнее письмо

В который раз «читал».

И видел он родимый дом

На берегу реки,

А в чистом небе голубом

Кружили голубки.

Друзей немало полегло

В кромешном том аду...

Письмо ребёнка помогло

Живым пройти войну.

Письма  поддерживали бойцов, придавали  сил!

- Я  прочитаю  небольшой  текст. Ваша  задача  внимательно  его  послушать  и  назвать  слова, в  которых  есть  сочетание  ШИ:

      В  минуты  тишины  читали  солдаты  письма  из  дома. Читали  в  окопе  или  у  боевой  машины. Иногда  читали  вслух, для  всех. А  хранили  письма  в  шинели  у   самого  сердца.

Дети  называют  слова.

- Кто  знает, что  такое  шинель? (ответы, картинка)

- Составить  звуковую  схему  слова (каждому  ряду одно  слово)

Проверка  у  доски. Печатание  слов: на  доске  карточками  слоговыми, на  местах  в  тренировочных  блокнотах.

Письмо  слов  в  тетрадях:

маш.на   машина  машина

ш.нель   шинель   шинель

тиш.на   тишина   тишина

Динамическая  пауза

  - Очень  важно, ребята, чтобы  наше  ушко  умело  слышать  сочетание  ШИ. Предлагаю  такое  задание: я  произношу  слова, если  в  них  есть  сочетание ШИ – хлопок руками  над головой, если  нет – присесть и встать.

Хороши

Шорох  

Нарушитель

Служить

Вершина

Сторожить

Пришить

Заучить

Ошибка,   но  мы  не  ошиблись, наши уши – молодцы!

Основной  этап (продолжение). Тренировочные  упражнения.

 - Скажите, о  каких  боевых  машинах  говорилось  в  рассказе? (Дети  приводят  примеры. Учитель  показывает  фотографии  танка, самолета военных  лет)

  -  А  кто  из  вас  знает  эту  грозную  машину? (Фотография  «Катюши»)

Звучит  тихо  мелодия  песни  «Катюша»

  - Это  ракетная  установка, которую  в  народе  ласково  назвали  «Катюшей». Ох, и  боялись  фашисты, когда  наши  начинали  стрелять  из  них, действительно – грозные  машины!

Как  пойдет  громить  «Катюша –

Для  врага  спасенья  нет!

Пыль  и  дым  с  металлом  вьются,

Тень  и  пламя, жизнь  и  смерть!

С  каждыми  залпами  грозных  машин

Мы  приближали  победу  страны!

Списывание  в  тетрадях:

- Прочитаем  предложение, вставим  пропущенные  буквы

«Катюш.» - грозные  маш.ны.

- Ниже  спишите  это  предложение.

Письмо  под  диктовку    Слава  нашим  воинам!

- Повторите  предложение

- Сколько  в  нем  слов?

- Назовите  первое  слово по  слогам, сколько слогов, почему? Как  его  надо  писать? Запись

- Назовите  следующее слово, по  слогам. Проговорите правило, которое поможет нам  его  написать. Запись

- Назовите  последнее  слово, по  слогам. Запись

- Как  на  письме  показать, что  предложение  окончено? Ответы  

Итоги  урока  и  этап  рефлексии

- Итак, ребята, какую  цель  мы  ставили  для  себя  и  наших  ручек  в  начале  урока?

- Как  вы  считаете, мы  ее  достигли?

- Как  обычно, давайте  просмотрим  каждый  свою  работу  и  поделится  своим  впечатлением  о  ней  (предварительно  можно  выбрать  для  сравнения  две  лучших  работы)

- Я  очень  надеюсь  увидеть  на  ваших  страничках  море  улыбок!

Для  меня  уже  награда – вниманье  ваших  умных  глаз!

- И  конечно,  так  как  мы  сегодня  говорили  о  письмах, я  написала  каждому  из  вас  письмо, в  котором  моё  настроение  и  пожелание  каждому  из  нас.

Спасибо  за  урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте (письмо) Письмо прописных букв М и Л.

Урок обучения грамоте (письмо).  Авторы прописей: Н.В. Нечаева, Н.К. Булычёва.Тема: "Письмо прописных букв М, Л. Деление слов на слоги. Смысловые различия слов"....

Урок обучения грамоте. Тема: письмо слов с заглавной буквы, предложений.

Урок обучения грамоте по Образовательной системе «Школа 2100». Курс обучения обеспечивается программой и учебником «Букварь» авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.П.Прониной. Цель урока состоит...

Конспект урока обучения грамоте ( письмо). "Письмо строчной буквы ё"

Цель урока научить правильному написанию строчной буквы ё. Повторить особенности букв е, ё. Закреплять навык звукобуквенного разбора слов, умения выделять, слышать нужный звук. Развивать фонематически...

УМК "Перспективная начальная школа". Урок обучения грамоте (письмо). Письмо заглавной буквы Ю.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – лицей № 10 города Белгорода               УМК «Перспективная начальная шк...

Методическая разработка конспекта урока по обучению грамоте (письмо) «Письмо строчной буквы т» 1 класс

Формировать умение писать букву т; учить писать слоги, сочетания и слова с буквой т;закреплять написание изученных букв....

1 класс. Обучение грамоте (письмо) "Письмо строчной буквы К"

В данном уроке рассматривается обучение написанию буквы "к "по образцам в прописях; обучение написанию слогов, слов и предложений с буквой "к"....