Главные вкладки

    Урок русского языка во 2 классе по теме "Единственное и множественное число имён прилагательных"("Школа России")
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

    Посохова Лариса Павловна

    Данный урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В основе урока лежит системно – деятельностный метод обучения.  На уроке по теме «Единственное и множественное число имен прилагательных» во 2 классе (возраст 8-9 лет) дети научатся определять прилагательные в единственном и множественном числе, будут работать в парах сменного состава способом «ручеёк», а также в группах. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon posohova_troitskaya_tehn_karta_russk_yaz.doc121.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Троицкая средняя общеобразовательная школа»

    Губкинского района Белгородской области

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

    УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

    ВО 2 КЛАССЕ

    ПО ТЕМЕ

    «ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»

    («ШКОЛА РОССИИ)

     

    Автор:

    Посохова Лариса Павловна

    учитель начальных классов

    МБОУ «Троицкая СОШ»

    Пояснительная записка

            Данный урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В основе урока лежит системно – деятельностный метод обучения.  На уроке по теме «Единственное и множественное число имен прилагательных» во 2 классе (возраст 8-9 лет) дети научатся определять прилагательные в единственном и множественном числе, будут работать в парах сменного состава способом «ручеёк», а также в группах.  В системе уроков по этой теме данный урок является уроком открытия новых знаний.

    Урок построен так, что ребята сами выходят на раскрытие темы, формируют цель и задачи урока, осуществляют учебные действия по намеченному плану. Осуществляют контроль (применяются формы контроля, взаимоконтроля), формируют затруднения и осуществляют коррекцию.

    Презентация даст возможность наглядно объяснить изменение прилагательных по числам. Составление алгоритмов, выполнение дифференцированных заданий даст возможность проверить усвоение нового материала. После каждого этапа урока  школьникам предлагается оценить свою деятельность в листах самооценки, проводится рефлексия.

    Тема

    Единственное и множественное число имён прилагательных

    Педагогическая цель

    Способствовать ознакомлению с единственным и множественным числом имен прилагательных

    Тип урока

    Урок открытия новых знаний

    Планируемые результаты

    (предметные)

    Научатся: определять число имен прилагательных, осознанно употреблять имена прилагательные в единственном и множественном числе.

    Овладевают умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов

    Личностные результаты

    Осознают эстетические потребности и ценности

    Универсальные учебные действия (метапредметные)

    Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно.

    Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из текста; логические – владеют основами смыслового чтения художественного и учебного текста.

    Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания.

    Основное содержание темы, понятия и термины

    Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Зависимость формы числа имен прилагательных от формы числа имен существительного.

    Образовательные ресурсы

    Учебник «Русский язык» В. П. Канакина, карточки, листы самооценки, сигнальные карточки, карточки для составления алгоритмов, словарные слова, презентация

                                                                                           

    Этапы урока

    Формы, методы,

    методические приемы

    Деятельность учителя

    Осуществляемые действия

    Формируемые умения

    Приемы контроля

    I.

    Организационный этап. Мотивирование к учебной деятельности

    Фронтальная.

    Словесный.

    Слово учителя.

    Приветствие учащихся.

    -Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Глубоко вдохните радость и свежесть весеннего дня, выдохните обиду, неудачу. Мысленно пожелайте себе здоровья, добра, мира.

    Древняя пословица гласит, что «Каждый день жизни прибавляет нам частицу мудрости».

    - Как вы понимаете пословицу?

    - Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем.

    Приветствуют учителя, гостей.

    Организуют свое рабочее место.

    Каждый день мы узнаём что-то новое

    Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

    II. Чистописание

    Индивидуальная.

    Практический.

    Письмо.

    -Ребята, отгадайте загадку.

    Она приходит с лаской и со своею сказкой.

    Волшебной палочкой взмахнёт, в лесу подснежник расцветёт. Слайд 1.

    - С какой буквы начинается слово весна?

    - Какие звуки обозначает?

    - Назовите первый звук в слове весна и дайте ему характеристику?

    - Буква «вэ» будет хозяйкой на минутке чистописания.

    Откройте тетради и запишите число, классная работа.

    - Вспомним правильное написание буквы «вэ»

    - Найдите закономерность и продолжите ряд букв

    Вв  Ввв  …

    -Оцените свою работу на данном этапе. Приложение 1

    Отгадывают загадку.

    Весна

    «Вэ»

    [в], [в’]

    [в’]

    Согласный, звонкий, мягкий.

    Выполняют письмо по образцу

    Оценивают свое письмо в  листах самооценки

    (2 балла – каллиграфически правильно, 1 балл – есть ошибки в написании букв). 

    Вырабатывают каллиграфический почерк

    Правильное написание

    III. Словарная работа

    Карточки.

    Парная, индивидуальная.

    Словесный, практический.

    Письмо.

    - Весна на пороге, крики грачей, с горки бежит звонкий ручей. У нас в классе тоже есть ручейки. Проведем словарную работу в парах сменного состава способом «ручеёк».

    - Возьмите карточки и приступите к работе. Приложение 2.

    Проверка по эталону. Слайд 2.

    Самооценка

    Записывают словарные слова, обозначают орфограммы, ставят ударение.

    Умеют работать в парах сменного состава.

    Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий

    Правильное написание словарных слов

    IV. Физминутка

    Офтальмотренажер

    Коллективная.

    Практический.

    Материал для физкультминутки содержится в Приложении 3.

    Выполняют зрительную гимнастику по тексту

    Осуществляют профилактику утомления

    Правильное выполнение движений

    V. Постановка темы и цели урока

    Фронтальная.

    Словесный. Беседа

    -Внимание на экран. Слайд 3.

    Среди букв спрятались слова, который характеризуют весну. Найдите их.

    Слайд 4.

    -Какое слово лишнее? Почему?

    -Определите число имен существительных?

    - Определите число прил. теплая.

    - Предположите, какая тема урока? Слайд 5.

    - Значит цель урока

    Читают, выбирают слова. Отвечают на вопросы учителя.

    Ручей, трава, теплая, облако

    Теплая – им. прил.

    В ед. ч.

    Не можем

    Предлагают формулировку темы и целей урока.

    Принимают учебную задачу

    Беседа по вопросам

    VI. Актуализация знаний

    Игра «Верно – неверно».

    Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический.

    - Вспомним, что мы знаем об имени прилагательном. Игра «Верно - неверно».

    - Возьмите сигнальные карточки. Если верно – просигнальте зеленым цветом, неверно – красным цветом.

    Приложение 4.

    Самооценка

    Демонстрируют  знания правил по теме «Имя прилагательное» с помощью сигнальных карточек.

    Устанавливают причинно-следственные связи.

    Дидактическая игра

    VII. Усвоение новых знаний и способов действий.

    1. Число имен прилагательных

    Фронтальная, индивидуальная.

    Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо.

    -Вернемся к нашим словам. Слайд 6. Подберите по одному прилагательному к сущ.

    -Сущ. ручей употр. в форме ед. ч прил. звонкий относится к сущ. ручей и обозначает признак одного этого предмета. Отвечает на вопрос какой? Следовательно, прил. звонкий стоит в ед. ч.

    -В каком числе употреблены прил.-е  зеленая, белое?

    Слайд 7.

    Как определить число прил. звонкие?

    Подбирают к существительным прилагательные, отвечают на вопросы.

    Овладевают умением определять число имен прилагательных

    Упражнение

    в презентации

    2. Чтение правила в учебнике с. 92

    Фронтальная,

    индивидуальная.

    Чтение, беседа.

    Знакомит с правилом

    Работают с правилом: читают, отвечают на вопросы учителя

    Извлекают необходимую информацию из текста правила

    Правило

    3. Физкультминутка

    Коллективная.

    Практический.

    Учитель называет прилагательные в форме ед. ч – дети хлопают, во мн. ч – топают.

    (Душистая, бумажные, колючий, грецкий, полевые, дружные, летнее, чудесная)

    Выполняют движения

    Осуществляют профилактику утомления

    Правильное выполнение движений

    VIII. Закрепление знаний и способов действий

    1.  Работа в группах

    Групповая.

    Чтение, беседа, письмо.

    Организует работу в группах.

    -Объединитесь в группы. Выберите командира, получите задание.

    Приложение 5.

    -Оцените работу своей группы: если группа справилась с заданием – 2 балла, были ошибки 1 балл.

    Вспоминают правила работы в группе. Выполняют задания в группе.

    Определяют  число имен прилагательных.

    Карточки

    3. Составление кластера

    Фронтальная. Практический. Беседа

    Приложение 6.

    -Дети, составим кластер по изученной теме.

    -Часть речи?

    -Как изменяются имена прил-е?

    -Что обозначают в ед. ч? во мн.ч?

    -На какие вопросы отвечают в ед. ч? во мн.ч?

    Делают выводы.

    Составляют кластер

    Правило

    IX. Рефлексия учебной деятельности

    (итог)

    Фронтальная.

    Словесный.

    Беседа.

    Предлагает подсчитать общее количество баллов, набранных в течение урока.

     8 баллов – «5»

    6-7 баллов – «4»

    5 баллов – «3»

    - Какую цель  мы ставили в начале урока? Достигли мы ее?

    Слайд 8.

    Продолжите фразу:

    - Я научился…

    - Мне было интересно…

    - Было трудно…

     - Теперь я смогу…

    Ребята, если вы справились с заданиями и вам понравился урок, поместите в вазу розовый цветок. Если на уроке вы испытывали затруднения и у вас не очень хорошее настроение – то желтый цветок. Если урок вам не понравился – оранжевый цветок.

    Спасибо за урок.

    Подсчитывают общее кол-во баллов, ставят оценку за урок.

    Отвечают на вопросы.

    Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

    Беседа по вопросам.

    Саморегуляция

    Приложение 1

    Лист самооценки

    ________________________________________________________________________

    ф.и. уч-ся

    Этап урока

    Количество баллов

    1

    Чистописание

    2

    Работа в парах

    3

    Верно – неверно

    4

    Работа в группе

    Всего баллов

    Оценка за урок

    Приложение 2

    Карточки для работы в парах сменного состава способом «ручеёк»

    1 ряд – апрель - берёза, ветер - дорога, весело - месяц, осина - обед, пальто – ребята, улица – воробей.

    2 ряд - ..прель - б…рёза, вет..р - д..рога, весел..- мес..ц, ...сина - ..бед, п..льто –р..бята, ул..ца – в..р..бей.

    3 ряд – Наступил апрель. В парке распустились березы.

    Дует тёплый ветер. Вьётся дорога.

    Весело звенят ручьи. Май – весенний месяц.

    На осине набухли почки. Мама приготовила обед.

    Пальто – верхняя одежда. Ребята рады весне.

    На улице холодно. К кормушке прилетел воробей.

    Приложение 3

    Физкультминутка для глаз

    (офтальмотренажёр)

            Чтобы нам не уставать,

    Надо малость пробежать

    По прямым дорожкам длинным.

    Влево - вправо, влево - вправо,

    Вверх - вниз, вверх – вниз.

    Ох, забот  у нас немало

    Пройдёмся по синему овалу,

    По красному овалу.

    Получается на славу!

    Зоркость чтоб развить немножко

    Пройдёмся по зелёной мы дорожке.

    Приложение 4.

    Игра «Верно - неверно»

    - Верно ли, что слова, отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? обозначают признак предмета?

    - Верно ли, что имена прилагательные бывают собственные и нарицательные?

    - Верно ли, что имена прилагательные могут обозначать различные признаки: цвет, форму, размер, запах?

    - Верно ли, что имена прилагательные помогают точно описать предмет?

    - Верно ли, что имена прилагательные связаны с именем существительным?

    Приложение 5

    Задание для 1 группы

    Определите число имён прилагательных

    Синий колокольчик, маленький муравей, узкая тропинка, храбрые воины, красивые бабочки, чёрный уголь, хитрая лиса, жёлтые брошки, голубые лужи.

    Задание для 2 группы

    Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы, определите число имен прилагательных.

            Уж верба вся пуш_стая

            Раскинулась кругом;

            Опять в_сна  душ_стая

            Повеяла крылом.

                                 А. Фет

    Задание для 3 группы

    Соедините существительное с подходящим по смыслу прилагательным и определи число имен прилагательных

                          семья            верные

                          озеро            дружная

                          друзья           мелкое

    Приложение 6


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка, 2 класс по теме "Звонкие и глухие согласные". УМК "Школа России", презентация

    Данный урок способствует изучения правописания слов с парными согласными в корне слова. Подобранный игровой и познавательный материал нацелен на развитие памяти, внимания, речи, пополнение лексическог...

    Урок русского языка 2 класс по теме: «Слова с удвоенными согласными» УМК "Школа России" ФГОС

    Урок русского языка по теме: «Слова с удвоенными согласными», содержит презентацию, конспект, также приложения необходимые для проведения урока...

    Технологическая карта урока русского языка. 4 класс.Тема: " Именительный, родительный, винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа."

    Данный урок проводится при изученнии написания безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Разнообразные задания дают возможность учащимся  различать им...

    Русский язык. 2 класс. Тема "Единственное и множественное число имён существительных". УМК "Школа России"

    Технологическая карта урока русского языка во 2 классе на тему "Единственное и множественное число имён существительных".  Фрагмент этапа изучения нового материала в соответствии с ФГОС....

    Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам». УМК "Школа России"

    Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам»....

    Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Единственное и множественное число имен прилагательных. УМК "Школа России"

    Тема: «Единственное и множественное число имен прилагательных.»Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе.Планируемы...

    Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Род глаголов в прошедшем времени. УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: закрепление обучающихся с изменением глаголов в прошедшем времени; закрепление  работы по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации...