Конспект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Нурмухаметова Елена Алексеевна

Урок был проведен во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века". Урок содержит современные подходы и формы изложения материала. Учит детей мыслить нестандартно, развиват словарный запас и способствует развитию комммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект урока по русскому языку во 2 классе

УМК « Начальная школа XXI века»

учитель начальных классов МАОУ  «Гимназия им. Н.Д. Лицмана» Нурмухаметова Елена Алексеевна.

Тема урока:     Приставка как часть слова.

Тип урока:       урок «открытия» новых знаний и способов действий

Цель урока:    Создать условия для усвоения учащимися представлений о приставке как части слова.

Задачи урока:

-Предметные: создать условия для формирования понятия «приставка» на уровне понимания, определив  её существенные признаки.

Метапредметные:

-Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательного интереса  к новому материалу и способам решения новой языковой задачи.

-Регулятивные: формировать умение ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу.

-Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; искать и выделять необходимую информацию.

-Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение полно и точно выражать свои мысли, формулировать собственное мнение и позицию.

Методы: проблемный; объяснительно – иллюстративный; словесный; наглядный, практический; частично – поисковый.

Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер, мультимедийный проектор,  презентация, учебник «Русский язык»  автор С.В. Иванов, карточки, «Лист самооценки»

Структура (план) урока:

  1. Организационный момент.

  2.  Каллиграфическая минутка.

  3. Актуализация опорных знаний. Блиц опрос.

  4. Определение и темы и задач урока.

  5. Поиск решения  проблемной ситуации.

  6. Физкультминутка.

  7. Закрепление. Дифференцированная работа.

  8. Работа в группах.

  9. Рефлексия.

 10. Домашнее задание.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

1.Организа

ционный момент.

У.  - Добрый день.

Прозвенел звонок для нас!

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво…

Д.                      Мы рады приветствовать вас в классе,
                         Возможно, есть классы и лучше и краше.
                         Но пусть в нашем классе вам будет светло,
                         Пусть будет уютно и очень легко,
                         Поручено нам вас сегодня встречать,
                         Но начнем же урок, не будем зря время терять.

У.Тихо сели, спинки прямо.

    Все легонечко вздохнем

     И урок мы свой начнем!

У. «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…»    (Ж.Ж.Руссо)

Наш урок я бы хотела начать с загадки. Отгадайте:

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка,

Можешь и нарисовать.

Что такое я…(тетрадь)

- Откройте тетради, запишите дату, классная работа, выделите орфограммы.  

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

2. Блиц опрос.

Актуализация знаний.

Корень – это …

…общая часть родственных слов, в которой заключается лексическое значение слова.

Чтобы правильно выделить корень…

…нужно подобрать однокоренные слова и найти в них общую часть.

Слова, имеющие общий корень и общий смысл называются…

…однокоренными или родственными.

Суффикс – это…

…значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Окончание – это ….

 … изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Как называются части слова

Морфемы

-Как называется способ образования слов с помощью суффикса?

Суффиксальный

-Как мы проводим морфемный анализ слова?

Алгоритм.

1. Находим окончание. (изменяем форму слова)

2. Выделяем основу. ( часть слова без окончания)

3. Находим корень. (подбираем однокоренные слова)

4. Находим суффикс (часть слова стоит после корня)

-Для чего нам пригодятся эти знания?

3. Кали

графическая минутка.

(на доске) В…робей, уч…ник, т..традь, с…рока,  к…р…ндаш, в…рона, учит..ль.

-Прочитайте слова.

- На какие группы вы можете разделить эти слова?

(тема, одуш.  предметы, отвечающие на вопрос  кто? и неодуш., отвечающие на вопрос что?)

- Что объединяет слова сорока,  ворона,  воробей?

- Измените форму слова:     воробей- воробьи

                                                ворона- вороны

                                                сорока - сороки

- Что изменилось?

- А теперь  попробуем с помощью суффиксального способа образовать родственные слова.

                                               воробей – воробышек,

                                               сорока -сорочонок,

                                                ворона  - воронёнок

-Что мы выберем для каллиграфической минутки ? – оро –

В каких  словах  оно встречается?

 (в словарных).

- В какой части слова находится буквосочетание - оро-?

- Запишем слова, которые обозначают названия птиц?

сорока, ворона, воробей

- Проверьте правильность написания (слайд)

Соберите пословицу. (на столе в конверте)

Проворонила ворона вороненка.

Запишите это предложение.

- Подчеркните основу предложения. Обозначьте части речи.

- Дайте характеристику этому предложению.

Вопросы к отвечающему ученику:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с помощью товарища?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

-Что значит проворонила? (не доглядела, упустила)

Посмотрим значение этого слова в словаре.(Толковый словарь)

-Назовите корень.

-Во втором слове назовите окончание.

-В третьем слове назовите суффикс.

-В первом слове перед корнем что появилось? (новая часть слова) Морфемный словарь

4. Сооб

щение темы и задач урока.

-Назовите тему нашего урока?

Приставка часть слова.

- Сформулируёте учебную задачу. (должны исследовать новую часть слова)
- Что бы вы хотели узнать о новой части слова? (название, местоположение, графическое обозначение, значение)
- Откуда мы можем узнать эту информацию?

- Какие задачи перед собой поставим?

Задачи

Узнать:    - Что такое приставка?  

                - Где находится?  

                - Для чего служит?

                - Какие бывают приставки?

                 - Как пишутся?

               -На какие вопросы мы уже знаем ответ?

На уроке мы постараемся ответить на все эти вопросы.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

5. Поиск решения проблемной ситуации.

-Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы отправимся с вами в зимний лес и понаблюдаем за тем, что там происходит?

- Что увидели? (кормушку)

-Как думаете, кто её повесил и зачем? (ответы детей)

-Кто появился в зимнем лесу? (ворона)

-Что она сделала? (прилетела)

-Запишем действия вороны словами. (Слова записываются в  тетради  столбиком).

- Что можете сказать о них? (однокоренные) Докажите. ( корень  - лет - )

- Выделите корень. Какое значение у слов? (движение, перемещение)

- А все ли эти слова обозначают одно и тоже?  (нет)

- Что же обозначают эти слова?

- Какие же части слова изменили смысл? (приставки)

- Назовите их.

- Где  расположены приставки? (перед корнем)

-Для чего они нужны? (для образования новых слов)

-Пронаблюдав за словами, мы с вами можем ответить на вопрос «Что такое приставка?»

- На какой вопрос мы можем дать ответ? (для чего служат приставки)

- Что еще можем добавить в план нашего ответа?

 –  «Какие бывают приставки?»     (по, пере,  до, у, с, от, пере.)

- Как выделяем приставку?

- Как пишутся приставки? (слитно, т к это часть слова)

- Откройте тайну золотого ключика на стр. 128 (знакомство с определением)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

6. Физ

минутка

7. Диф

ференцированная работа по карточкам

Зелёная  карточка

Вставь приставку и запиши слова в тетрадь через запятую.
…шёл, …шёл, …шёл, …шел.

Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-

Синяя карточка
Запиши слова в тетрадь через запятую и выдели приставку.
Нашёл, перешёл, пошёл, вышел.

Красная карточка

Вставь подходящую по смыслу приставку и запиши слова в тетрадь через запятую. Приставку выдели.

…шёл гриб, …шёл через дорогу,…шёл к дому, …шел из школы.

Проверка выполненной работы (по цвету)

- Что мы учились делать (Оценивать свою работу) +,-

Коммуникатив

ные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

8. Работа в группах

-Сейчас вы будете работать в группах. Вспомните, пожалуйста, правила работы в группе.

Правила работы в группах

Соблюдать тишину так, чтобы не мешать другим группам.

Готовность группы определять по поднятым рукам вверх

1 группа  Кластер  «Состав слова»

2 группа   Сделать вывод о сходстве и различии приставок.

3 группа  Практическая работа. При помощи действий доказать, что приставки служат для образования новых слов.

 4 группа.   Корень – ходит
                      суффикс – ложка
                      приставка – подумай
                      окончание – вода       (походка)  

5 группа . Творческая работа   Сказка

Личностные результаты

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

9. Рефлек

сия.

Весь наш урок был посвящён ответу на вопрос…? (что такое приставка)

 - Выяснить, как вы это поняли, мне поможет Игра Да – нет » Приготовили свои ладошки-сигналы.

 Приставка – это часть слова?

 Приставка стоит после корня?

      Приставка образует новые слова?

      Приставка стоит перед корнем?

      Приставка самая главная часть слова?

      Приставка является самостоятельным словом в предложении.

      Приставка пишется слитно со словами.

      Приставка находится в середине слова.

       Приставка и суффикс образуют новые слова.

      У однокоренных слов могут быть разные приставки.

-Где мы будем использовать полученные знания?

- Какие задания вызвали затруднения?

- Кто доволен своей работой?

- Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока?

- Выполнили мы их?

- Какую задачу поставим на следующий урок?

Узнать какие бывают приставки.

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

А при помощи приставки

Образуются слова.

10. Домашнее задание  

Тест «Состав слова».

 Дополнительно .

 Диагностика
- Удалось ли нам выполнить учебную задачу? Были ли трудности? Давайте себя проверим. В диагностических листах два задания. Выберите то, с которым вы справитесь.

1 ЗАДАНИЕ

В выделенных словах отметь приставку.
Наступила зима. Подул сильный ветер. Закружилась белая метель. На окнах мороз нарисовал узоры.

2 ЗАДАНИЕ

Используя приставки ПЕРЕ, ЗА, ВЫ, образуйте новые слова.
+ лёт=
+ бег=
+ ход=


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"

конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...