Урок русского языка во 2 классе по теме "Синонимы, антонимы" УМК "Перспектива", учебник Климановой
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Шевчук Наталья Владимировна

Тема урока: «Синонимы и антонимы»

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, полученных во 2 классе с использованием проблемного обучения

Цель: систематизировать  знания  о синонимах и антонимах, научиться находить их в тексте, подбирать к словам антонимы (синонимы), классифицировать их по частям речи, обобщить  знания  об их роли  в предложении, учится контролировать себя, давать самооценку формирования  личностных качеств, в результате чего ученик учится учиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока русскому языку во 2 классе

на тему: «Синонимы и антонимы»

Учитель: ГБОУ школа № 523 Шевчук Наталья Владимировна

Тема урока: «Синонимы и антонимы»

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, полученных во 2 классе с использованием проблемного обучения

Цель: систематизировать  знания  о синонимах и антонимах, научиться находить их в тексте, подбирать к словам антонимы (синонимы), классифицировать их по частям речи, обобщить  знания  об их роли  в предложении, учится контролировать себя, давать самооценку формирования  личностных качеств, в результате чего ученик учится учиться.

Форма работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, самостоятельная  работа,  деятельностный подход.

Планируемые результаты:

Предметные – овладевают учебными действиями и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

Личностные – проявляют навыки сотрудничества со  сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование самооценки;

Метапредметные:

Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения, формируют  навык самоконтроля  и познавательной активности;

Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, выявляют пробелы в знаниях и умениях, развивают логическое мышление, анализируют пословицы;

Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности,  оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные – развивают орфографическую зоркость, внимание, мышление, воображение, формируют навыки самоконтроля.

  Оборудование урока: учебник Л.Ф. Климановой «Русский язык» 2 класс, печатные карточки, листы оценивания своих знаний.

Этап урока:

Ход урока:

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

И на парте все в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Ножки – вместе,

Спинки – ровно

И к уроку все готово!

II. Повторение изученного. Актуализация знаний.

Дети открывают тетради, записывают число, классная работа.

( На доске буквы: г  у  р  щ д  ц)

•Запишите букву, стоящую в алфавите пятой по счету.

•Эта буква обозначает непарный звонкий твердый согласный.

•Эта буква обозначает гласный звук.

•Эта буква обозначает парный звонкий твердый согласный.

Какое слово у вас получилось?

-Друг.

- Какая орфограмма в этом слове?

-Парная согласная в корне слова.

-Проверка друг -нет друга.

 - Как вы понимаете лексическое значение слова друг? Где мы можем его посмотреть?

-В толковом словаре.

- Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе.

- Друг- это человек , к которому испытываешь симпатию.

- Поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь.

Один ученик выходит и читает из словаря Ожегова значение слова «Друг».

-  Какие пословицы вы знаете о дружбе?

( на доске в разнобой висят карточки со словами из пословицы).

• Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты.

• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

• Друг познается в беде.

Старый друг лучше новых двух.

(пословица на отдельных карточках,собираем её на доске, записывают дети в тетрадь).

III. Постановка проблемы урока.

- Подберите к слову друг слова близкие по значению.(запишите их в тетрадь возле слова друг)

-Приятель, товарищ.

- Что общего у этих слов?(Ребята, я спросила, что общего у этих слов?)

- Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи существительное.

- Как такие слова называются  …(синонимы.)

- Слова близкие по значению.

Учитель вывешивает на доску карточку со словом синонимы.

Прочитайте стихотворение и найдите слова противоположные по значению. (распечатка лежит у каждого на парте).

    Далеко мой стук

    Слышится вокруг.

    Червякам я враг,

     А деревьям друг.  

-  Что общего у этих слов?

- Враг – друг.(запишите эти слова себе в тетрадь)

- Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи и т.д.

- Такие слова называются …( антонимы.)

- Слова, противоположные по значению.

Учитель вывешивает на доску карточку со словом антонимы.

IV. Формирование темы и цели урока.

-Сформулируйте  тема   урока?

- Слова синонимы и антонимы.

-Какая цель нашего урока?

-научиться находить и распознавать в тексте синонимы и антонимы.

Работа с учебником: с.42 правило читаем.

 После прочтения правила, проговариваем его своими словами, приводим примеры.

V. Открытия нового знания.

По вариантам выполняем задание:

I - вариант подбирает синоним к слову зябнуть (мерзнуть)

II – вариант подбирает синоним к слову

грустить (печалиться). Записываем в тетрадь.

Самопроверка по словарю в конце учебника, поставить себе на полях «+» или «-» за выполнение задания.

-Какой частью речи являются все слова, которые мы записали с вами сегодня на уроке в тетрадь?

Возвращаемся к пословице про друга и подчеркиваем в ней волнистой линией прилагательные.

-Существительные, прилагательные, глаголы.

Но есть и другие части речи, которые мы с вами ещё не проходили, тоже имеют синонимы и антонимы, например: громко-тихо, мой-твой, весело-радостно и т.д.

VI. Физминутка.

Встаём.Игра с мячом (я кидаю мяч любому ученику и говорю слово, он мне кидает мяч обратно и называет синоним или антоним):

1.подбираем слова-синонимы (путешественник-путник, картина-эскиз, грустный-печальный, смелый-отважный, помидор-томат).

2.подбираем слова-антонимы (умный, здравствуй, красивый, жара, день, доска (нет антонима), кровать (нет антонима). Садимся.

VII. Закрепление учебного материала.

Постоянная обратная связь от детей, выполняют ли они задания или нет, получается ли у них или нет.

-Давайте сделаем ещё один вывод:

Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов, то же самое касается и синонимов.

Закрепление.

Учебник стр. 44 упр. 73.

2 первых предложения записывают мальчики;

2 следующих предложений записывают девочки.

Работаем у доски с обратной стороны, выходят по одному мальчику и девочке.

Проверяем правильность выполнения задания с доской.

-Какой ещё мы можем сделать вывод?

-Есть более точные синонимы.

-Все справились с заданием, покажите мне знаком?

Поставьте на полях карандашом себе «+», за правильное выполнение этого задания.

Самостоятельная работа.

С утра до вечера светило жаркое (жгучее) солнце. Мы загорали под его жаркими (палящими) лучами.(Вывешиваю на доску или пишу на маленькой доске)

- Понравились ли вам предложения по конструкции? Почему?

- Как можно избежать повторения слов в предложении?

- Замените.

Взаимопроверка: дети меняются тетрадями друг друга и ставят «+» или «-».

-  Для  каких целей мы   применяем  в речи синонимы и антонимы?

-Благодаря использованию синонимов и антонимов  речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

-Над какой темой мы сегодня работали?

-Синонимы и антонимы.

- Какую задачу мы перед собой ставили?

-Научиться подбирать антонимы и синонимы к словам, правильно использовать их в своей речи.

- Научились?

-Да.

Какое сейчас время года в природе?

-Осень.

Давайте сделаем так, чтобы частичка осени была и у нас в классе. У вас на партах лежат по три листочка, красные, желтые и зеленые. Посмотрите по своей тетради на «+» и «-», которые вы себе ставили:

•у кого все «+», поднимите красный листочек.

•у кого есть  «+» и «-» , поднимите желтый листочек.

•у кого одни «-», поднимите зеленый листочек.

Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.

IX. Домашнее задание.

Записываем в дневники домашнее задание: учебник стр. 44, упр. 72.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по учебнику Поляковой

Урок-закрепление по теме "Парные согласные на конце слова" по учебнику Поляковой...

Урок русского языка. 2 класс. По учебнику Т. Г. Рамзаевой.

Урок русского языка, проведённый во втором классе по учебнику Т. Г.Рамзаевой. Тема урока " Правописание слов с безударной гласной в двусложных словах"...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

урок русского языка (4 класс) по теме «Одушевлённость – неодушевлённость существительных как особое грамматическое значение существительных» (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) Учебник В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Т.В.Некрасовой

Цели:1. Познакомить с новым грамматическим значением существительных –  одушевлённость, неодушевлённость 2. Развивать способность к анализу и обобщению, находчивость, сообразительность; развивать...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Презентация к уроку русского языка - 3 класс по учебнику С.В.Иванова. УМК « Начальная школа XXI века » по блоку «Как устроен наш язык» и по теме «Дополнение».

Работа на уроке будет проходить по блоку «Как устроен наш язык» и  по теме «Дополнение». На этом уроке русского языка для 3 класса следующие задачи:•...