Конспект урока по обучению грамоте 1 класс " Письмо заглавной буквы В "
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Письмо заглавной буквы В.
Цель урока:
- познакомить с написанием заглавной буквы В; с соединением её в слоги.
Задачи урока:
- сформировать чёткий образ заглавной буквы В;
- отработать начертание буквы в целом;
- развивать устную и письменную речь учащихся, умение отвечать на заданный вопрос полным ответом;
- развивать мелкую моторику кисти рук;
- развивать навык самоконтроля;
- воспитывать доброту и взаимопомощь к людям, к близким и друзьям,
- воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.
Планируемые результаты:
Личностные:
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Метапредметные:
познавательные умения:
- обобщать полученную информацию;
- давать оценку своим действиям, оценивать результат;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
регулятивные умения:
- работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;
- формулировать вопрос (проблему, затруднение), с которым столкнулись учащиеся;
- оценивать сложившуюся учебную ситуацию;
коммуникативные умения:
- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и её результат, слушать мнение других;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные:
- усвоение правильного написания заглавной буквы В;
- умение выполнять звуко - буквенный анализ слов;
- умение писать слова с заглавной буквой В.
Ресурсы урока: Прописи, ч.2, с. 29-30, звуковые карточки, элементы букв для конструирования, карточка для тактильного восприятия буквы, компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточка-тренажер.
Ход урока:
I. Организация класса к уроку
- Ребята, у нас урок письма, проверим, всё ли готово у вас к уроку? Садитесь.
Звенит звонок, начинается урок.
Быть должны у нас в порядке:
книжки, ручки и тетрадки.
- А девиз у нас какой?
- Все, что надо - под рукой!
II. Мотивация познавательной деятельности
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро, приветливым лицам!
С добрым утром начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать!
- Попробуйте с помощью улыбки передать настроение. Ведь, Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. Повернитесь и подарите улыбки друг другу. Вижу, что настроение у вас радостное! Тогда за работу!
III. Актуализация имеющихся знаний и навыков
1. Работа со скороговоркой
(Учитель читает скороговорку быстро)
Купили Валере и Вареньке
Варежки и валенки.
- Что я сейчас прочитала? (Скороговорку)
- Как вы догадались?
- Что интересного заметили? (Почти все слова начинаются со звука [в])
2. Словарная работа
- Все ли слова понятны?
- Что такое валенки?
- Валенки - зимние мягкие сапоги, свалянные из шерсти.
3. Рассказ учителя
(фото Сергея Ивановича Ожегова)
- Значение этого слова я посмотрела в словаре Сергея Ивановича Ожегова. Он один из составителей «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова. Сергей Иванович собирал и записывал самые разные слова.
4. Проговаривание скороговорки
- Теперь постараемся проговорить быстро эту скороговорку.
(Дети проговаривают скороговорку)
IV. Целеполагание
1. Знакомство с темой урока
- Как вы думаете, почему именно сегодня я прочитала эту скороговорку?
(В скороговорке часто встречаются слова со звуком [в])
- Кто догадался, какую букву будем писать? (Заглавную букву В)
- А что еще мы будем писать? (Слоги, слова, предложения)
2. Повторение правила посадки при письме
- Что нужно знать и помнить на каждом уроке письма?
(Дети вспоминают правила посадки)
Руки? На месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спина? Прямая!
V. Работа над новой темой урока
1. Беседа по вопросам
- С какими звуками познакомились на прошлом уроке? ([в] и [в`])
- Какой буквой обозначаются звуки [в] и [в`]? (В, в)
- Какую букву учились писать на прошлом уроке? (Строчную букву в)
2. Работа с загадкой
- Ребята, отгадайте загадку.
Волк, голодный серый волк,
Выл он, выл, потом умолк.
Волк сейчас сидит в траве.
Волк - в траве под буквой... В.
- Какой звук в словах вы слышали больше других? (Звук [в])
- С какой буквы начинается предложение? (С заглавной буквы)
3. Игра «Соотнеси слова»
- Ребята, перед вами слова в двух столбиках. Вам нужно соотнести слова из левого столбика со словами из правого столбика.
- С какой буквы написаны слова из 2-го столбика? (С заглавной)
- Почему? (Имена, клички животных, названия городов, рек пишутся с заглавной буквы)
4. Работа со словами
(На экране записаны слова)
Валера, Вова, Витя, Вика.
- Какой звук мы слышим в начале слова? ([в] и [в`])
- Какой буквой они обозначены? (Заглавной буквой В)
- В русском языке много слов пишутся с заглавной буквы В.
- Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Это имена)
- Как вы считаете, есть необходимость научиться писать эту букву?
5. Анализ печатной и письменной заглавных букв
- Посмотрите на печатную заглавную букву В и письменную заглавную букву В.
- Что у них общего? (Одинаковые элементы - полуовалы)
- В чём отличие? (В наклоне буквы)
- Рассмотрите написание письменной заглавной буквы В.
(Просмотр написания письменной заглавной буквы В на экране)
6. Подготовка к письму
(Вспоминаем правила посадки при письме)
В нашей прописи, ребята,
Нужно буквы написать.
Только правила, ребята,
Надо строго соблюдать.
Каждой буквы знай начало,
Направление руки.
Сядь за парту очень прямо,
Тетрадь с наклоном положи.
- Правильно держите ручку.
7. Работа в прописи на стр.29
а) знакомство с заглавной буквой В и анализ её написания
(На экране показано написание буквы)
б) прописывание буквы в воздухе
- Пропишите букву В в воздухе комментируя.
в) повторение правила посадки при письме
- Ребята, давайте вспомним, что нужно знать и помнить на уроке письма?
(Дети просматривают изображение на экране и вспоминают правила посадки)
г) прописывание букв по контуру и прописывание своих букв
(Дети открывают прописи)
Пропись я свою открою
И, как надо, положу.
Я, друзья, от вас не скрою -
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
- Обведите буквы по контуру и напишите до конца строки, обведите самую удачную букву на строке, сравните её с образцом в прописи. (Дети пишут)
д) письмо слогов Ва, Ви, Ву
- Прочитайте слоги. (Дети читают)
- Обозначьте гласные и согласные в слогах.
- Какие гласные указывают на твердость предыдущего согласного звука? (а, у)
- Мягкость предыдущего согласного? (и)
- Пропишите эти слоги. (Дети пишут)
е) письмо слога Во и слова Вова
- Прочитайте слог Во. (Дети читают)
- Какое соединение согласной буквы В с гласной буквой о? (Нижнее).
- Пропишите. (Дети пишут)
- Прочитайте следующее слово. (Дети читают)
- Почему оно написано с заглавной буквы? (Это имя мальчика).
- Пропишите это слово. (Дети пишут)
ж) анализ записи У ....... лук.
- Можно ли назвать эту запись предложением? (Нет) Почему?
(Это не предложение, так как не выражает законченной мысли)
- Добавьте слово Вова, прочитайте получившееся предложение.
(У Вовы лук.)
- Определите количество слов в предложении (3 слова)
- Вспомните, как пишутся имена. (С заглавной буквы)
- Запишите это слово. (Дети записывают слово Вова)
з) работа с предложением А у Ларисы?
- Посмотрите на следующее предложение.
- Какой знак стоит в конце предложения? (Вопросительный знак)
- Прочитайте это предложение с вопросительной интонацией. (Дети читают)
- Ответьте на вопрос. (У Ларисы салат.)
- Запишите предложение У Ларисы салат. (Дети пишут)
VI. Физкультминутка
Игра «Угадай-ка»
- Слушаем внимательно задание. Я буду называть слова, если это слово нужно писать с заглавной буквы – вы хлопаете в ладоши.
(Учитель называет слова)
Вова, ворона, Валя, Витя, воробей, Вероника, Вадим, верблюд, Варя, Вася, волк, Валера.
VII. Продолжение работы над темой урока
1. Работа в прописи на стр. 30
а) прописывание букв по контуру и прописывание своих букв
- Обведите буквы по контуру и напишите до конца строки, обведите самую удачную букву на строке, сравните её с образцом в прописи. (Дети пишут)
б) работа с предложением Тут тыква.
- Посмотрите на следующую запись. Можно ли назвать её предложением?
(Да, это предложение, так как оно выражает законченную мысль, написано с большой буквы, в конце записи стоит точка)
- Прочитайте предложение. (Дети читают)
- Определите количество слов в предложении (2 слова)
- Запишите это предложение. (Дети пишут)
в) анализ записи Она выросла …
- Можно ли назвать эту запись предложением? (Нет)
- Почему? (Это не предложение, так как не выражает законченной мысли)
- Посмотрите на рисунок. Какой овощ нарисован? (Тыква)
- Составьте своё предложение. (Дети составляют предложение)
- На следующей строке запишите слова около окна. (Дети пишут)
- В конце поставьте точку. Прочитайте, что у вас получилось. (Дети читают)
- Теперь можно назвать эту запись предложением?
(Да, это предложение, так как оно выражает законченную мысль, написано с большой буквы, в конце записи стоит точка)
2. Пальчиковая гимнастика.
Сцепим пальчики в замок,
Чтоб никто войти не смог.
Пустим только ёжика,
Пустим только зайчика,
Пустим только девочку,
Пустим только мальчика.
3. Продолжение работы в прописи на стр. 30
а) работа с предложением У Иры и Вовы тыква. - Посмотрите на следующее предложение. Сколько слов в нём слов? (5 слов)
- Почему первое слово написано с заглавной буквы?
(Начало предложения пишется с заглавной буквы)
- Почему слова Иры и Вовы написаны с заглавной буквы?
(Имена пишутся с заглавной буквы)
- Спишите предложение. (Дети списывают с печатного текста)
б) работа с предложением Тут лук и салат.
- Посмотрите на следующее предложение. Сколько слов в нём слов? (4 слова)
- Почему первое слово написано с заглавной буквы?
(Начало предложения пишется с заглавной буквы)
- Спишите предложение. (Дети списывают с печатного текста)
в) работа с предложением Вика, вот салат.
- Посмотрите на следующее предложение. Сколько слов в нём слов? (3 слова)
- Почему первое слово написано с заглавной буквы?
(Начало предложения пишется с заглавной буквы)
- Какой знак стоит в конце предложения? (Восклицательный)
- Прочитайте предложение с интонацией. (Дети читают с интонацией)
- Поменяйте местами слова. Поставьте слово Вика последним. Какое предложение получилось?
(Вот салат, Вика .)
- С какой буквы напишите слово Вика? (С заглавной)
- Почему? (Имена пишутся с заглавной буквы)
- Спишите предложение. (Дети списывают с печатного текста)
VIII. Музыкально-динамическая пауза
1. Рассказ учителя
(На экране фото композитора П.И. Чайковского)
- Какое сейчас время года? (Осень)
- Какой месяц? (Октябрь)
- Природа. Её рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников - краски, у поэтов - слова. У композитора - только звуки. Но ведь звуками можно прекрасно рисовать природу. Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский написал двенадцать пьес. Каждая пьеса имела название месяца. Все они были объединены в альбом «Времена года». Получился музыкальный календарь природы.
2. Динамическая пауза
(На экране фото «Осень в парке», тихо звучит музыка Чайковского «Времена года. Октябрь»
(Дети шагают под музыку и поднимают руки вверх, имитируя, как они разбрасывают листья)
- Вера шла-шла-шла,
Лист сирени вдруг нашла.
Он ещё зелёный.
- Ваня шёл-шёл-шёл,
Резной лист потом нашёл.
Золотой, кленовый.
- Варя шла-шла-шла,
И берёзы лист нашла.
- Вася шёл-шёл-шёл,
Лист дубовый там нашёл.
- Кто ещё пойдёт,
Много листиков найдёт.
3. Музыкальная пауза
(Дети сидят, слушают под музыку)
- А теперь тихо сядьте, закройте глазки и, слушая музыку, мысленно перенеситесь в наш замечательный парк.
IX. Закрепление пройденного материала
1. Составление предложения из слов
(На экране даны слова: ворона, вороненка, проворонила)
- Составьте предложение из слов. С этим предложением мы уже знакомы.
(Проворонила ворона вороненка.)
- Как его можно назвать? (Скороговорка)
- Проговорите это предложение быстро. (Дети проговаривают скороговорку)
2. Составление предложения по схеме
- Составьте по схеме предложение.
׀______ ______ ______ ______ ______ .
(На доске дана схема. Дети составляют предложения по схеме.)
X. Итог урока
- Какую букву научились писать? (Заглавную букву В)
- Какие слова пишутся с заглавной буквы? (Имена, клички животных, названия городов, рек)
XI. Рефлексия (Слайд №19)
- Справились ли мы с поставленными нами в начале урока задачами?
- Удалось ли вам сохранить ту улыбку, которая была в начале урока?
- Что у тебя получилось хорошо?
- Над чем надо ещё поработать?
- Оцените свою работу по «светофору».
(Дети закрашивают один кружочек светофора)
XII. Список литературы и Интернет-ресурсов
1. Горецкий В. Г., Федосова Н. А. Прописи. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 1 класс. В 4 частях - М.: Просвещение, 2016.
3. nashol.com
5. nsportal.ru
6. readik.ru
8. muzofon.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обучению грамоте "Письмо строчной буквы «в»"
Данные уроки учитель может использовать полностью или частично, творчески реализуя в собственной педагогической практике с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки учеников....
Конспект урока по обучению грамоте "Звук ш, буквы Ш ш"
Тема: Звук ш, буквы Ш ш. Закрепление пройденных букв. Цель: Повторение и закрепление ранее изученных букв. Задачи: 1.Продолжать учить читать свободно и находить слова с сочетанием ...
Конспект урока по обучению грамоте "Знакомство с буквами Бб и звуками , обозначающих их"
Конспект урока по обучению грамоте "Знакомство с буквами Бб и звуками , обозначающих их"...
Конспект урока по обучению грамоте "Звук [г]. Буквы Г,г
Урок по обучению грамоте в 1 классе...
План-конспект урока по обучению грамоте. Письмо строчной буквы «н»
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА «Письмо строчной буквы «н» в 1 «А» классе 2012-2013 учебный год Учитель: Агафонова Л. А. Тип урока: Урок – игра Цель урока: обучающиеся должны знать алгоритм написания ...
Конспект урока по обучению грамоте «Звук [ж], буквы Ж, ж. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Ж, ж».
Закрепление....
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс буква " Заглавная буква у "
Подробный конспект урока, прилагается презентация....