Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Лёзова Нина Владимировна

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Однокоренные слова. Корень слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka._lezova_n.v.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Проект технологической карты урока русского языка

во 2  классе на тему: «Однокоренные слова. Корень слова.»

Педагог: Лезова Нина Владимировна

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование понятий «корень слова», «однокоренные слова», умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.

Задачи:

Образовательные - формировать умение распознавать и подбирать однокоренные слова; учить находить корень в однокоренных словах.

Развивающие - развивать речь, мышление, воображение школьников; пополнять словарный запас.

Воспитательные - воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, формировать познавательный интерес к его изучению, стремление совершенствовать свою речь.

Оборудование и технические средства обучения: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, ручки, карандаши.

Наглядные пособия: картинки с изображением сказочных героев.

Ключевые слова: корень слова, однокоренные (родственные) слова.

Рабочие материалы для обучающихся: карточки для работы в паре, карточки для проверки  правильности выполнения задания по рабочей тетради, слова на карточках для игры «Найди родственника».

Автор учебника: Учебник «Русский язык» 2 класс. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г., М.: «Просвещение», 2017 (2019)

№ п/п

Этапы урока

Содержание урока

Примечание

деятельность учителя

деятельность учащихся

1

Мотивация

Организует обучающихся, контролирует их готовность к уроку.

 - Здравствуйте, ребята!

Посмотрите все ли у вас готово к уроку? Если чего-то нет, приготовьте. Улыбнитесь друг другу. Желаю вам совершать на уроке открытия. Уверена, что вы сегодня хорошо поработаете  и у вас получится!

Приветствуют учителя стоя. Самостоятельно организуют рабочее место, осуществляют самоконтроль.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

Организует самостоятельную работу детей в тетрадях.

 - Откройте тетради. Запишем дату.

Открывают тетради.

Самостоятельно выполняют запись в тетради, опираясь на запись на доске..

2

Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии

1. Просит записать детей слова по лексическому значению. Один учащийся работает у доски.

Дерево с дрожащими листочками. (Осина.)

Дерево с белым стволом. (Береза.)

Изображение чего-либо при помощи красок и карандашей. (Рисунок.)

Движение воздуха. (Ветер.)

Приспособление для копки, выгреба, навалки и пересыпки сыпучих веществ. (Лопата.)

Просит проверить свои работы и работу одноклассника. Оценить.

2. Просит назвать из слов, которые записали те, которые обозначают объекты рукотворного мира, явления природы,  объекты живой природы.

Просит перечислить части растения.

Просит назвать часть растений, без которой они не могут существовать.

Отгадывают слово по лексическому значению, записывают в тетрадь.

Проверяют правильность написания слов у одноклассника на доске и у себя в тетрадях.

Оценивают свою работу.

Обучающиеся определяют слова «рисунок» и «лопата», как объекты рукотворного мира, слово «ветер» - явление природы, «береза» и «осина» - объекты природы.

Обучающиеся вспоминают из каких частей состоят растения.

Дети говорят, что эта часть называется корнем.

Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

3.

Выявление места и причины затруднений

Учитель просит обучающихся высказать свое мнение:

Может ли быть у слов такая же главная часть, как и у растений?

Предлагает прочитать «слова» на доске:

ОК, ОЧЕК, НИК, НИЦА, НОЙ.

Предположения детей.

Обучающиеся прочитывают запись, высказывают своё мнение. Совместно приходят к выводу, что не могут понять эти «слова».

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

Предлагает решить ребусы: дополняет запись картинками с изображением гриба.

Спрашивает:

Что теперь вы можете рассказать об этих словах? Можем ли их назвать родственными словами?

Что помогло определить лексическое значение слов?

Могут эти слова существовать без нее?

На основе высказываний детей учитель подводит итог:  

Любое слово не может существовать без главной части. Она называется так же как и у растений – ….  .

Корень слова – тема нашего урока.

Просит  сформулировать цель урока. Рассказать, чему будем учиться.

Дети читают слова:

ГРИБок, ГРИБочек, ГРИБник, ГРИБница, ГРИБной.

Высказывания обучающихся. Определяют лексическое значение каждого слова.  Эти слова могут быть родственными. Они близки по смыслу и имеют общую часть, в которой заключено лексическое значение всех родственных слов.

Обучающиеся делают вывод, что значение слов помогло им определить сочетание букв ГРИБ.

Высказывания обучающихся.

Дети  дополняют высказывание учителя.

Высказывания  обучающихся:

что такое корень, как его найти и обозначить в  слове.

Регулятивные: 

- планирование, прогнозирование.

Коммуникативные:

 -сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: 

- моделирование; решение проблемы,  построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез.

5

Реализация построенного проекта.

Спрашивает обучающихся о том, могут ли они уже сейчас рассказать что-либо о корне слова, о том как его найти в словах.  

Предлагает открыть учебник на странице 63 и внимательно прочитать определение.

Спрашивает обучающихся:

 Правильно ли мы определили, что такое корень слова?

Что вы еще узнали из  определения?

А что нужно сделать, чтобы определить, какой в слове корень?

Высказывания  обучающихся.

Дети открывают учебник на с. 63, читают определение шепотом или «про себя».

Высказывания детей.

Дополняют определение, которое сделали сами: слова с одинаковым корнем называются однокоренными, выделяют корень дугой.

Ответы детей:

подобрать однокоренные слова.

Регулятивные:

- составление плана и последовательности действий,

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Предлагает обучающимся найти корень в словах, записанных на листочках. Работа проводится в парах.

слово, где надо выделить корень

однокоренное слово

лесник

травка

шуметь

Обучающиеся заполняют таблицу, проговаривая шепотом каждый шаг, объясняют свои действия.

Делают вывод:

чтобы найти корень слова, надо подобрать однокоренное слово (слова), выделить общую часть.  

Регулятивные:

 - умение действовать по алгоритму;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, ,

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

7

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

1. Предлагает игру «Найди родственника».

В классе развешаны карточки со словами:

 снег

 подснежник

 сокол

 сок

 гусь

 гусыня

 соколиный

 гусеница

2. Предлагает самостоятельно выполнить упражнение учебника № 88 на с.62. (записать пары слов, выделить корень)

Дети встают около парт. Не меня положения ног, только поворачивая туловище и голову, находят в классе карточки с однокоренными словами.

Обосновывают свой   ответ.

Обучающиеся читают задание упражнения. Проговаривают вслух, что надо сделать. Выделяют корень.

Осуществляют взаимопроверку. Оценивают.

Познавательные:

- Выявлять сущность, особенности объектов.

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем.

8

Этап включения в систему знаний и повторение.

Предлагает выполнить упражнение № 51 в рабочей тетради.

Белка, беленький, белить

Водяной, вода, водить

Лист, лиса, лисёнок

Лось, лоскут, лосёнок

Горный, горка, городок

Дети самостоятельно работают в тетрадях на печатной основе.

Проверка по образцу на листочке.

 

Регулятивные:

 - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Задание «Кто прав?». Предлагает  побывать в роли учителя и определить, кто из сказочных человечков лучше усвоил, что такое корень.

На доску вывешивает портреты сказочных героев и озвучивает их ответы.

Чебурашка: «Корень – это общая часть всех слов».

Буратино: «Корень – это главная часть предложения».

Золушка: «Корень – это общая часть однокоренных слов».

Предлагает ответить на вопросы:

- Какая цель была на уроке? Достигли ли мы её?        

- Что такое корень слова?

- Как правильно определить корень в слове?        

- Какие слова называются однокоренными?

- Каковы признаки однокоренных слов?

Дети высказываются, доказывая свою точку зрения.

Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

 - Познавательные:

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...

Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе».    Главная  цель работы над темой:Создание условий  для формирования у...

Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?

Технологическая карта урока  русский  язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".

Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....

Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»

Тема урока:  «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...

Технологическая карта урока «Русский язык» 1 класс обучающиеся с УО интеллектуальными нарушениями Учитель начальных классов Фатеева Н.А

Тема: «письмо изученных строчных и заглавных букв»Тип урока: ЗакреплениеЦель: Создать условия для формирования умения писать заглавные и строчные буквы; способствовать развитию моторики, ф...