Конспект урока русского языка "Корень слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Новикова Лилия Александровна

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель урока: формировать умение выделять корень в однокоренных словах и находить однокоренные слова.

Задачи:

Образовательные: ознакомить с понятием «корень»; содействовать формированию умения находить корень слова, подбирать однокоренные слова, группировать однокоренные слова по отличительным признакам.

Развивающие:  формировать умение задавать вопросы, контролировать свои действия и действия партнера, вносить коррективы.

Воспитательные: формировать положительного отношения к уроку русского языка, к школе; мотивироватьк самопознанию; развивать понимание причин своего успеха или неуспеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык, 3 класс

Тема: Корень слова

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель урока: формировать умение выделять корень в однокоренных словах и находить однокоренные слова.

Задачи:

Образовательные: ознакомить с понятием «корень»; содействовать  формированию умения находить корень слова, подбирать однокоренные слова, группировать однокоренные слова по отличительным признакам.

Развивающие:  формировать умение задавать вопросы, контролировать свои действия и действия партнера, вносить коррективы.

Воспитательные: формировать положительного отношения к уроку русского языка, к школе; мотивироватьк самопознанию; развивать понимание причин своего успеха или неуспеха.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • знать, что такое корень,
  • уметь выделять корень в словах;
  • группировать однокоренные слова по отличительным признакам.
  • Регулятивные УУД:

умение определять тему урока; ставить учебные задачи, отбирать способы их достижения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять контроль своей работы и коллективной деятельности.

  • Познавательные УУД:

анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения; формулировать выводы; фиксировать результаты наблюдения над изучаемым материалом.

  • Коммуникативные УУД:

принимать активное участие в парной и групповой работе; использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления; строить понятные высказывания; сотрудничать с учителем и одноклассниками, принимать участие в творческой работе.

  • устойчивое положительное отношение к предмету «Русский язык»;
  • интерес к собственному миру чувств;
  • этические чувства совести, справедливости как регуляторы морального поведения.

Ресурсы урока: мультимедийная презентация, компьютер, проектор, экран; карточки со словами пословицы, карточки для физкультминутки, карточки для работы в группе, учебник.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Мотивация познавательной деятельности

Проверяет готовность к уроку.

 Запишите в тетрадях число, «Классная работа»

- С каким настроением вы пришли на урок? Нарисуйте на полях смайлик, отражающий ваше настроение.

У каждого на столе лежит лист самооценки. После каждого выполненного задания вы ставите галочку в графу, соответствующую вашей самооценке.

Записывают число, «Классная работа»

Выбирают листочек подходящего цвета.

Рисуют смайл.

Актуализация необходимых знаний

1) Работа в парах

У вас на партах лежат карточки. Соберите из слов предложение.

Ум да разум надоумят сразу.

Что получилось?  

Как  вы её понимаете?

2) Минутка чистописания

Еще раз прочитайте предложение. Какая буква есть в большинстве слов? Ее мы будем писать на минутке чистописания.

Какую работу выполняет буква у?

Простым карандашом подчеркните самое красивое и правильное соединение.

Лист самооценки. Оцените свою работу в листе самооценки, учитывая качество работы.

3) Письмо по памяти

На следующей строке запишите по памяти пословицу.

Проверьте написанное по образцу. Оцените свою работу.

Что интересного заметили в словах пословицы?

Какие слова называются однокоренными?

Выделите в них корень.

Ум да разум надоумят сразу

Пословица.

Если человек разумный, думающий, он  справится с любым заданием.

У.

Буква  у  обозначает гласный звук [у] и обозначает твёрдость предшествующего звука.

Находят и отмечают самый красивый и правильный элемент.

Оценивают свою работу в листе самооценки

Записывают по памяти пословицу.

Проверяют по образцу. Оценивают, отмечают в листе самооценки.

Слова ум, разум, надоумят – однокоренные, т.к. они

1)        Имеют одинаковую общую часть – корень  ум

2)        Они близки по значению.

Дети выделяют корень.

 Целеполагание

Как вы  думаете, о чем пойдёт речь? Давайте попробуем сформировать тему нашего урока.

Какие задачи сегодня на уроке вы хотели бы решить?

Откройте учебники и проверьте свои предположения.

Дети строят высказывания.

  1. О корне.
  2. Что такое корень?

      3.  Как найти в слове корень?

1. Вспомнить, что такое корень?

2. Какие слова называются однокоренными?

3. Как найти в слове корень?

Открывают учебники на стр.74, читают тему урока.

Организация познавательной деятельности

Давайте поговорим о корне.

Что такое корень?

  1. Работа со словарём

Сравним ваши ответы с толковым словарем учебника.

Что можем сказать об этом слове?

Какое из значений нужно для изучения русского языка?

  1. Создание проблемной ситуации:

Выберите и запишите пары однокоренных слов:

Парта-парк, пень – пенёк, рисунок – рис, коза – козленок, корова – теленок, город – городской.

Проверьте и оцените себя

Почему слова парта – парк, рисунок – рис, корова – теленок не являются однокоренными?

Что, кроме общей части, обязательно должно быть у однокоренных слов?

3)Работа по учебнику

- Проверим себя. Прочитаем правило на стр.74

- Подземная часть растения, внутренняя часть зуба, общая часть родственных слов.

Открывают учебник на стр. 153

Слово «корень» многозначное

Корень – главная, значимая часть слова.

Выписывают пары слов.

Лист самооценки

Дети читают правило.

3 ) Физкультминутка

Игра «Найди родственников»

Я буду показывать слова, те, у кого на карточках однокоренные – выполняют задания.

Город - встаньте

Молоко - присядьте

Сахар - наклонитесь

Берёза - покружитесь

Работа - попрыгайте

Выполняют задания

4) Построение проекта выхода из затруднений

Прочитайте историю.

- Вы кто такие?

- Я гусь, это - Гусыня, а это наши дети - Гусята.

-А ты кто? А я ваша родственница - Гусеница!

Назовите однокоренные слова. Укажите корень.

Права ли гусеница, что назвала себя родственницей гусей? Почему?

Проверьте. Оцените себя.

Читают диалог на электронной доске

Называют однокоренные слова, выделяют корень.

Отмечают в листе самооценки.

5) Реализация построенного проекта

Давайте составим алгоритм, как определить корень слова.

  1. Определить значение слова.
  2. Подобрать родственные слова.
  3. Найти общую часть – корень.

Составляют алгоритм

6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Предлагаю поработать в учебнике на стр. 74 упр. 130.

Прочитайте текст.

Найдите в тексте однокоренные слова. Докажите, что они однокоренные.

Чем похожи эти слова?

Как называется общая часть?

Объясните лексическое значение каждого слова.

Выполните письменные задания к упражнению.

Лист самооценки.

Читают текст

Отвечают на вопросы.

Выписывают однокоренные слова, выделяют корень.

Оценивают свою работу

7) Работа в группах

Вам нужно подобрать однокоренные слова и записать их на карточке, выделить корень.

- «снег»

2- «Дом»

- «Белка»

- «Река»

- «Час»

Проверьте себя по словарю однокоренных слов в учебнике на стр. 149

Дети в группах записывают однокоренные слова

Проверяют себя по словарю однокоренных слов в учебнике на стр. 149

Рефлексия деятельности

1) Этап включения в систему знаний и повторения

Мы с вами исследовали слово « корень», сказали, что корень есть у зубов, у волос, у растения и главное у слов.

- Так что же такое корень?

Основное значение слова заключено в корне. Корень слова, как и у растений, нет его нет и слова. Все однокоренные слова связаны друг с другом.

- Что нужно сделать, чтобы определить в слове корень?

Вложите листочки самооценки в тетрадь, я посмотрю при проверке.

Отвечают на вопросы

2)Анализ настроения

В начале урока вы рисовали смайлик, отражающий ваше настроение. А какое настроение у вас сейчас. Нарисуйте смайлик.

3) Домашнее задание по выбору:

1.Выполнить упр. 132 с. 75.

2.Создать свою модель семьи родственных слов

3.Сочинить сказку о корне

4.Составить кроссворд или другое занимательное задание для одноклассников по теме «Корень»

4) Оценки за урок

Спасибо за работу! Наш урок окончен.

Рисуют смайл.

Записывают домашнее задание

Приложения:

Деятельность

Я доволен своей работой.

Я старался, но не всё получилось. 

Я недоволен своей работой. 

Минутка чистописания

Письмо по памяти

Задание 1

Выпишите пары однокоренных слов

Задание 2

Выпишите однокоренные слова, выделите корень

Работа по учебнику

Работа в группе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?"

На этом уроке дети познакомятся со словами, отвечающими на вопросы Кто? и Что? В неформальной обстановке сделают для себя новое открытие. На уроке используются парные и групповые методы работы....

Конспект урока русского языка "Слова признаки"

Конспект урока русского языка во 2 классе.УМК "Школа 2100"...

Конспект урока русского языка «Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука»

Конспект урока русского языка «Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука»...

Конспект урока русского языка "Слова -названия предметов, у которых нет окончаний"

Урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс. "Слова - иностранцы"...

Конспект урока русского языка "Слова - помощники" 1 класс ПНШ

Урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" ФГОС НОО...

Конспект урока русского языка "Слова-омонимы"

Конспект урока с презентацией и приложениями по теме "Слова-омонимы. 2 класс. 21 век....