"Глаголы - исключения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 161924327.docx337.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «"Глаголы - исключения"

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) обучающихся 4 класса в предметной области «Русский язык» по теме: "Глаголы - исключения"
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных  результатов обучения:

Познавательные:

- формирование умения извлекать информацию из схем, текстов;

- выявлять сущность, особенности объектов;

- обобщать и классифицировать по признакам.

 Регулятивные:

- формировать  умения прогнозировать  предстоящую работу (составлять план);

- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом урока;

- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.

Коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать других;

- оформлять свои мысли в устной форме.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- закрепить умение писать безударные личные окончания глаголов;

-закрепить умение определять спряжение глаголов;

-формировать умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов;

-определить понятие глаголов – исключений.

Планируемый результат: уметь правильно писать безударные личные окончания глаголов, обосновывая свои действия.

Технология проведения

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I этап.  Организационный момент.

Цель: активизация учащихся.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества

Личностные УУД

I. Организационный момент.
А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»!

Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

II этап. Актуализация знаний.

Цель: Повторение и закрепление умения определять орфограмму написания безударной гласной в личных окончаниях глагола, определять спряжение глагола по инфинитиву, определить противоречие в написании глаголов-исключений, фиксация в трудности определения написания в окончаниях глаголов-исключений. Формулирование темы и цели урока.

Формы организации учащихся:

-самостоятельная работа,

- работа в парах

Регулятивные УУД: контроль, коррекция

Познавательные УУД: общеучебные

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, лидерство и согласование действий с партнёром

Фиксация противоречия.

Формулирование темы урока.

- Спишите слова в два столбика по группам, вставив пропущенные буквы.

Лов…шь, помога…шь, боле..шь, воз…шь, крас..шь, ход…шь, жале…шь, ро…шь, гон…шь, бега…шь  

 На какие группы распределили?  

П р о в е р к а.

Как вы определили спряжение глаголов с безударными окончаниями?  

 Образуйте глаголы неопределенной формы

Что вы заметили?

Какой вывод напрашивается?

Кто догадался, какая тема урока?

Глаголы 1 и 2 спр.

Проверка в парах

     I  спр.                        II спр.

помогаешь                 ловишь

болеешь                      возишь

жалеешь                    красишь

роешь                         ходишь

бегаешь                     гонишь

Поставили глагол в неопределённую форму.

Учащиеся проговаривают алгоритм проверки безударных личных окончаний глагола.

I  спр.                    II спр.

помогать           ловить

болеть               возить

жалеть             красить

рыть                 ходить

бегать              гнать

Глагол гнать оканчивается на –ать, а записан во вторую группу

Не все глаголы подчиняются принятому правилу

Глаголы- исключения

III этап.

Планирование работы.

Познавательные УУД: постановка и решение проблем

Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, оценка

Познавательные УУД: общепознавательные

Спланируем работу.Что нужно узнать?

Узнать глаголы. К какому спряжению относятся? Научиться находить глаголы – исключения .Писать безударные личные окончания глаголов.

IV этап.

Изучение нового материала, конкретизация знаний учащихся.

Цель: Знакомство с новым материалом, первичное закрепление в устной речи.

Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний

Прочитайте сообщение в учебнике.

Что нового узнали?

 Молодцы!

Что ко II спряжению относятся ещё 11 глаголов: 4 на – ать и 7 на – еть. Почему эти глаголы называют глаголы – исключения.

. Самое время отдохнуть.

IY. Физминутка.


Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Выпрямились, наклонились,
Выпрямились, наклонились,
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
Выдох, вдох. Выдох, вдох.

Закрепление изученного.

Учится находить глаголы-исключения в устной речи и письменной, способствовать их запоминанию,

Познавательные УУД: общепознавательные

Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний

Контролирующее задание

  1. Образуйте однокоренные слова.

  1. Запишите полученные слова, разберите по составу.
  2. Чтобы научиться находить эти глаголы их нужно запомнить.
    Попробуйте  поиграть со словами так, чтобы получился стишок, который можно будет легко запомнить.

Молодцы , вы прекрасно справились с заданием.
Прочитайте на доске другой вариант «стихотворения», который вам также поможет запомнить глаголы-исключения.

  1. Игра "Поймай глагол - исключение"
    Я буду читать глаголы, а вы запишите в тетрадь только глаголы-исключения.

Писать, дышать, петь, видеть, рисовать, гнать, варить, держать, кипеть, вертеть, чертить, слышать.

  1. Предупредительный  диктант.
         День прибавля...ся. Ярче свет…т солнце. Оно скоро растоп… снег. Вскро…ся   река. Прилет…т первый вестник весны: грач.

     Я люблю это время года и жду его. Ты ид… по полю, с радостью слыш…шь                 песни ручейков, любу…ся ярким синим небом.

Какие орфограммы в словах с пропущенными буквами вы встретили?

Как будете действовать?

У-               гнать (угнать, пригнать, отогнать, догнать, согнать, погнать,  

                    нагнать)

При-             держать (удержать, придержать, додержать, сдержать,                    подержать,  поддержать)

От (ото)-      слышать (услышать)

До-                дышать (подышать, надышать,)

С (Со)-          видеть (увидеть)

По-          

На-

О-

Под-

Учащиеся записывают глаголы, выполняют разбор по составу.

Работа в группах. ( учащиеся работают в группах, составляют свои варианты , представляют свою работу)

Гнать, держать, смотреть и видеть,

дышать, слышать, ненавидеть,

и зависеть, и вертеть,

и обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на “-е ” – спрягать нельзя.

В этих глаголах мы пишем лишь: “-и” (ты видишь, он видит и видят они)

Проверка в парах.

Безударная гласная в личных окончаниях глаголов.

По уже знакомому алгоритму и помня глаголы- исключения определим личные окончания глаголов.

Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание

Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний

. Какова была тема урока?

- С какой проблемой столкнулись?

- Почему эти глаголы являются исключениями?

Учитель предлагает детям продолжить фразы:

Домашнее задание

-составить схему-алгоритм «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

-упражнение на закрепление из учебника.

Глаголы-исключения 2-го спряжения.

Мне запомнилось…

У меня получилось…

Было непросто…

Хотелось бы…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сряжение глаголов. Глаголы - исключения

Третий урок по теме "Спряжение глаголов"...

Глаголы – исключения. Выбор способа определения спряжения глагола

Знакомство с глаголами-исключениями, овладение разными способами определения спряжения глагола....

Технологическая карта изучения темы «Определяем спряжение глагола по начальной форме. Глаголы-исключения»

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием технологической карты....

«Глаголы – исключения. Выбор способа спряжения глагола»

Задачи урока:  - Познакомиться с   глаголами – исключениями;  - Уметь находить их в тексте и научиться правильно писать их безударные личные окончания;  - Продолжить работу...

Конспект урока «Знакомство с 11 глаголами исключениями и освоение действия по определению спряжения глагола» 4 класс УМК "Гармония"

laquo;Знакомство с 11 глаголами исключениями и освоение действия по определению спряжения глагола»...