Правописание слов с парными по глухости звонкости согласными 3кл
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Атимайкина Назига Шарифулловна

конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Измайловская школа»

УМК «Школа России», 3 класс,

Тема: Правописание слов с парными по глухости звонкости согласными

                                                             АтимайкинаН.Ш.

Учитель 1 категории

Тема: Правописание слов с парными по глухости звонкости согласными

Цель: формирование умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.

Задачи:

- развивать умения на слух и зрительно находить изученные орфограммы в слове, проверять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне;  

- формировать умение выбирать нужную букву для обозначения парного по глухости-звонкости согласного звука;

- формировать умение подбирать к проверочным словам проверяемые слова с заданной орфограммой;

- развивать умение работать в парах, осуществлять взаимопроверку;

- формировать умение оценивать свою работу.

Тип урок: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: учебник «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г. 3 класс, 1 часть, проектор, презентация, листы с тестами, рабочие тетради.

Ход урока:

1

Организационный момент

Дети по-очереди заходят в класс (сначала девочки, потом мальчики).

- Здравствуйте. Тихонечко садитесь.

Дети заходят в класс, встают около парт и проверяют рабочее место. Тихо садятся

2

Проверка домашнего задания

- Дома вы выполняли 213 упражнение. Сейчас по цепочке проверим его. Называй однокоренные слова как в образце. Все остальные проверяют у себя в тетради.

Поставьте себе на полях напротив цифры 1 «+», если правильно подобрали все слова. Напротив 2 – если обозначили орфограммы, 3- разобрали слова по составу. Передаём тетради на первую парту.

Грибок-гриб, дороженька-дорожка, ягода-ягодка, колосок-колоски (колос), тетради-тетрадь, ошибаться-ошибка, подсказать-подсказка, сапожок-сапожки, мягонький- мягкий, ледяной-лёд, обедать-обед, гвоздик-гвоздь, голубочек–голубь,   ложечка-ложка, узенький-узко, записать-записка, хлебец-хлеб.

3

Постановка темы и цели урока

- Какую  тему  мы сейчас изучаем?

-Как вы считаете, что необходимо знать по этой теме? 

 - Как вы думаете, чему будем учиться на уроке, над чем продолжим работать? 

- Хорошо, давайте начнём урок и проверим, всему ли мы научимся!

- Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.

- Знать  буквы, обозначающие парные согласные звуки.  Знать правило проверки  слов с парными согласными в корне и перед согласными в корне.

- Учиться находить слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком.  Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно  подбирать проверочные слова. Выбирать нужную букву, для обозначения парного по глухости-звонкости согласного звука.

4

Актуализация знаний

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с

- Что записано на доске? (слайд 1)

- Какая буква лишняя и почему? 

- Какие это согласные?

- Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней – буквы, обозначающие глухой звук.

- Давайте проверим, что у вас получилось. Кто хочет произнести звуки из первой строки? Остальные проверяют у себя в тетради, все ли звуки они записали. (слайд 1)

- Кто-то выписал по-другому?

- Кто произнесёт звуки из второй строки?

- У кого другой вариант? Поднимите руку.

Записывают число, классная работа в тетради.

- Буквы

- Буква у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные звуки.

- Звонкие – глухие, парные.

Записывают в тетрадях:

б в г д ж з

п ф к т ш с 

 Произносят звуки первой строки.

Остальные проверяют у себя в тетрадях.

- б в г д ж з

- Нет.

- п ф к т ш с 

У всех так же.

5

Обобщение и систематизация знаний

- Посмотрите на доску (слайд 2). Назовите предметы, которые вы там видите.

- Какой частью речи являются эти слова?

- Какая орфограмма встречается в этих словах?

- Запишите эти слова вместе с проверочными словами. Давайте первое слово запишем вместе.

- Как нужно написать слово хлеб? Какая буква на конце?

- Как мы это можем проверить?

- Запишем: хлеб – хлебушек. Подчеркнём орфограмму.

-  Следующие два слова сами. Не забудьте выделить орфограмму!

- Какие проверочные слова вы подобрали к слову пирог?

- А к слову морковь?

(слайд 3) Ло…ка, тетра…ка, доро…ка

- Прочитайте слова и определите, какой честью речи они являются.

- Какая орфограмма в них пропущенная?

- Как мы можем проверить их правописание?

- Давайте подберём однокоренные слова с помощью суффиксов –очк-, -ечк-, -еньк-. 

- Какое проверочное слово подберём к слову лодка?

- Значит, какая буква, обозначающая парный согласный, пропущена в слове?

- Запишем сначала проверяемое слово, потом проверочное, выделим орфограмму.

- Следующую пару слов обсудите в парах. Подберите проверочные слова вместе. Запишите сначала проверяемое слово, потом проверочное. Выделите орфограмму. Проверьте друг друга, помогите исправить ошибки.  

- Как проверили слово тетрадка? 

- Как проверили слово дорожка?

(слайд 3) У…кий,  лё…кий,  мя…кий

- Прочитайте слова и определите, какой честью речи они являются.

- Какая орфограмма в них пропущенная?

- Как мы можем проверить их правописание?

- Давайте подберём однокоренные слова с помощью суффикса –ок-.

- Каким проверочным словом проверим слово узкий?

- Значит, какая буква, обозначающая парный согласный, пропущена в слове?

- Запишите сами у себя в тетради. Сначала проверяемое слово, потом проверочное. Не забудьте выделить орфограмму.

- Следующие два слова запишите самостоятельно. Сначала проверяемое слово, потом проверочное. Не забудьте выделить орфограмму.

- Как проверили слово лёгкий? 

- Как проверили слово мягкий?

- В какой позиции могут стоять парны по глухости-звонкости согласные?

- В середине слова перед каким суффиксом чаще всего мы проверяем?

- Хлеб, пирог, морковь.

- Именами существительными.

- Правописание букв, обозначающих парные согласные, на конце слов.

- В слове хлеб на конце Б.

- Подобрать проверочное слово – хлеба, хлебушек.

Записывают вместе с учителем.

Пирог – пироги, морковь – морковный.

- пироги

- морковный.

- Имена существительные.

- Правописание букв, обозначающих парный по глухости-звонкости согласный звук, в середине слова (парный согласный в середине слова перед суффиксом к)

- Путём подбора проверочного слова.

- Лодочка.

- Д

Вместе с учителем записывают слова.

Лодка – лодочка.

Записывают: тетрадка тетрадочка, дорожка- дороженька.

- Тетрадочка.

- Дороженька.

- Именем прилагательным.

- Правописание букв, обозначающих парный по глухости-звонкости согласный звук, в середине слова (парный согласный в середине слова перед суффиксом к)

- Путём подбора проверочного слова.

- Узок.

- З.

Узкий – узок

Легкий – лёгок, мягкий – мягок.

- лёгок

- мягок.

- В конце слова, и в середине.

- Перед суффиксом -к-.

6

Устная работа

- Сейчас мы с вами искали проверочные слова к проверяемым. Давайте проверим, насколько хорошо мы умеем работать с этой орфограммой. Сейчас нам нужно будет от проверочных слов подобрать проверяемые слова.

(слайд 4) упр. в учебнике №216.

- Прочитай первое проверочное слово.

- Как изменили слово, чтобы на конце оказался парный по глухости-звонкости согласный.

- Читаем следующее слово.

- Как его изменим?

- Сейчас называем сразу проверочное слово и проверяемое.

- Я убедилась, что вы хорошо умеете работать с проверяемыми и проверочными словами.

- Хороший

- Хорош.

- Свежий

- Свеж

Называют слова по очереди. На слайде появляются правильные ответы.

Физминутка

Игра на внимание. Я буду называть слова, если вы услышите слово с парным по глухости-звонкости согласным звуком, вы должны хлопнуть в ладоши.

7

Работа с учебником

- Давайте откроем учебник на стр. 114, упр. 217.

- Кто прочитает, что нужно сделать в этом упражнении?

- Так что нам надо сделать?

- Кто сможет прочитать выразительно это стихотворение? Остальные пока слушают, думают, как можно его озаглавить.

- Как мы можем озаглавить это стихотворение?

- Как можно продолжить это стихотворение?

- Давайте мы сейчас запишем только слова, в которых нужно выбрать букву из скобок. Прочитайте первое слово.

- Как проверит, какую букву нужно вставить?

- Кто может назвать нам его? (проверочное слово). Запишем это слово вместе с предлогом через тире проверочное слово.

Записывает вместе с учениками.

- Кто прочитает следующее слово?

- Как проверим, какую букву надо написать?

- Запишем это слово, а через тире проверочное. Не забывайте подчёркивать орфограмму.

-  Следующие два слова запишите сами по образцу.

- Какие слова вы подобрали для проверки слова травкой?

- А для слова козявка?

- Что мы сейчас с вами делали?

- Прочитайте. Подберите заголовок к стихотворению. Спишите, выбирая нужную букву из скобок. Объясните, почему вы выбрали именно её. Придумайте продолжение к стихотворению о том, кто с кем дружит.

- Подобрать заголовок, списать и выбрать нужную букву из скобок.

Читает вслух стихотворение, остальные внимательно следят и думают над заглавием.

Варианты детей. (кто что ест)

 Высказывают предположения.

- (С) шишечкой.

- Подобрать проверочное слово.

- Шишечка, шишечкой, шишек.

С шишкой – шишечка

- с кочерыжкой

- Подберём проверочное слово кочерыжек,  значит, пишем букву Ж.

 С кочерыжкой – кочерыжек.

С травкой – травушка, в траве, травы, травяной; с козявкой – козявок, козявочка.

- травушка, в траве, травы, травяной

- козявок, козявочка.

- Выбирали нужную букву парного по глухости-звонкости согласного звука из данных букв для правильного написания слова.

8

Первичное закрепление

- Подбирать проверочные слова вы умеете?

- Выбирать нужные буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные, вы умеете?

- Тогда вы с лёгкостью сможете  выполнить следующее задание.

(слайд 5) Вам нужно дописать предложения словами с противоположным значением  и в скобках написать проверочное слово.

Приступайте.

- Как называются слова с противоположным значением?

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте ошибки друг у друга. (на слайде выводятся правильные ответы) Если всё выполнено верно, поставьте карандашом знак «+».

- Поднимите руки те, у кого всё верно и стоит «+».

- Остальные ребята, не расстраивайтесь. Поработайте дома над этой орфограммой, в следующий раз у вас всё получится.

- Да.

- Да.

Камень тяжёлый, а пух лёгкий. (лёгок)

Редька горькая, а груша сладкая. (сладок)

- Антонимы.

Поднимают руки.

9

Подведение итогов

- Давайте вспомним, какими знаниями мы пользовались сегодня?

- Чему мы учились?

- Как вы считаете, всему ли из сказанного мы научились?

- Знать  буквы, обозначающие парные согласные звуки.  Знать правило проверки  слов с парными согласными в корне и перед согласными в корне.

- Находить слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком.  Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно  подбирать проверочные слова. Выбирать нужную букву, для обозначения парного по глухости-звонкости согласного звука.

- Да. (если нет, то нужно продолжать работу над этим)

10

Закрепление изученного. Рефлексия

- Сейчас, чтобы проверить насколько хорошо вы усвоили материал урока, проведём небольшой тест. У вас на столах лежат листочки с заданиями. Каждый выполняет тест индивидуально. Не забудьте закончить предложение после теста. После этого листочки сдаём, результаты теста я вам скажу на следующем уроке.

Ученики индивидуально решают тест. Заканчивают предложение: На уроке мне понравилось…

11

Домашнее задание

- Запишите домашнее задание. Учебник стр. 116, упр. 221. Откройте учебник, прочитайте задание про себя. Вам нужно будет списать, выбрать нужную букву из скобок и быть готовым доказать, правильность выполнения задания. Не забудьте объяснить смысл каждой пословицы.

- Всем спасибо за урок. Подготовьтесь к следующему уроку и можете идти на перемену.

Записывают домашнее задание. Читают его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

конспект урока русского языка во 2 классе по программе "Школа России" урок открытия новых знаний, разработан по системно-деятельностному методу...

Тема: « Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным».

Закрепить знания о правописании слов с парными звонкими и глухими согласными. Развивать речь, внимание, мышление, память. Воспитывать любовь к русскому языку....

Тема: " Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне"

Тема: " Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне"...

Конспект урока по предмету: русский язык тема «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне»

Цель: Формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.Задачи:·        Учить...

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Учащиеся познакомятся в процессе урока с правописанием слов с парным по звонкости-глухости согласным звуком на конце слова в результате интересных заданий, игр, упражнений на всех этапах урока....