Конспект урока "Письменная речь"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Абалмасова  Алина Александровна

"Письменная речь"

"Письменная речь"
"Письменная речь"
"Письменная речь"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на МААМ. Копировать можно только зарегистрированным пользователям МААМ. Адрес публикации: https://www.maam.ru/detskijsad/urok-obuchenija-gra...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на МААМ. Копировать можно только зарегистрированным пользователям МААМ. Адрес публикации: https://www.maam.ru/detskijsad/urok-obuchenija-gra...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на МААМ. Копировать можно только зарегистрированным пользователям МААМ. Адрес публикации: https://www.maam.ru/detskijsad/urok-obuchenija-gra...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на МААМ. Копировать можно только зарегистрированным пользователям МААМ. Адрес публикации: https://www.maam.ru/detskijsad/urok-obuchenija-gra...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_pismennaya_rech.docx690.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: письменная речь.

  1. Необходимо дать:
  1. Необходимость возникновение письменной  речи.
  2. Термин «письменная речь» (Термин + этимология)
  3. Типы письменной речи

а) рисуночное письмо

б) узелковое письмо

в) ракушечное письмо

г) иероглифы

д) буквенное письмо

       2.  Языковой материал :

  1. Речевая ситуация в устной форме про устную речь.
  2. Понятие «письменная речь»
  3. Виды письменной речи:

 а) рисуночное письмо

б) узелковое письмо

в) ракушечное письмо

г) иероглифы

д) буквенное письмо

      3. Повторение. 

План урока.

Цель  - обучающая - формировать умения определять устную и письменную речь, делать выводы; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы.

Цель – воспитательная -  воспитывать уважительное отношение к русскому языку, к товарищам в коллектив

Цель – развивающая - развивать самоконтроль, мышление, устную и письменную речь учащихся.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Я вхожу в класс

«Ребята, звонок прозвенел! Станьте все у своих рабочих мест и послушайте меня»

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И наш урок начнем.

  1. Проверка домашнего задания
  2. Повторение изученного:

«Ребята, давайте вспомним , что мы изучили на прошлом уроке»

Дети..

«Расскажите о своем утре, о том, как вы собираетесь ы школу»

Дети…

« Чем вы сейчас воспользовались ?»

Дети…

 «Сейчас я прочитаю текст, а вы определите, какой  текст я вам предложила.»

-  Рома, привет! Не узнаешь меня?

-Коля… Коля, друг! Я так рад тебя видеть !

- Я тоже! Сколько мы не виделись с тобой? Год?

- Да нет, год еще не прошел!

Дети…

«Прослушайте следующий текст»

Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон

Да в масле пряжон,

На окошке стужон.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

От тебя, зайца, подавно уйду!

«А это какая речь?»

Дети…

«Прослушайте следующий текст»

      В летнюю пору в лесу стоит настоящая благодать. Деревья одеты в ярко-зеленое убранство, мягкая трава стелется по земле. Воздух напоен запахом трав и разогретой солнцем древесины. А если очутиться в лесу ранним утром, можно наблюдать, как на траву выпадает свежая роса, как распускается множество лесных цветов.
«Чем я сейчас воспользовалась?»

Дети..

«Какой это текст?»

Дети…

«Прослушайте следующий текст»

Лес - это часть суши (Земного шара) покрытая деревьями (древесными растениями). Леса занимают приблизительно 1\3 часть суши.

«А это какой текст?»

  1. Актуализация знаний.

«Ребята, у вас есть любимая игрушка?»

Дети..

«Расскажите о ней?»

Дети…

«Чем вы сейчас пользовались?»

Дети…

«А какой ?»

Дети…

«А теперь представим, что у вас есть друг, бабушка, которая живет в деревне. Как вы ей расскажите о своей любимой игрушке? Как вы это сделаете? Можем ли мы воспользоваться устной речью ?»

Дети… «позвонить»

« А у нашей бабушке нет телефона, что тогда? »

Дети…(написать письмо)

  1. Изучение нового материала.
  1. Необходимость возникновения.

«Правильно ребята, мы напишем бабушке письмо.»

  1. Термин.

« Значит для передачи информации на расстояние устной речи не достаточно. Мы должны воспользоваться другим видом речи. То что мы говорим, мы можем записать с помощью слов . Речь которую мы можем писать называется – письменная речь.»

«С помощью чего мы можем рассказать бабушке о игрушке.»

Дети… (письменная речь)

  1. Типы речи.

Вывесили картину древних людей.

«А могли ли древние люди писать письма?»

Дети…

«Правильно, не могли. Чем древние люди пользовались ?»

Дети… (устной речью)

«А как они общались между собой на расстоянии? »

а) рисуночное письмо.

Дети…

«Древние люди не могли писать и поэтому они общались между собой  - рисунками»

http://www.ljplus.ru/img4/m/r/mr_sever/1192671111_zubr.jpg 

«Ребята, что изображено на этой картинке ?»

Дети...

«Верно, так древние люди изображали быка и рассказывали о нем»

http://lifeglobe.net/xf/photoset/242/6.jpg 

«Ребята, что изображено на этой картинке ?»

Дети...

«Так, древние люди изображали охоту»

 «Давайте поиграем с вами в «Шифровальщиков». Я буду рисовать на доске рисунки, а вы расшифруйте, что я хочу до вас донести.»

Лобка + удочка+ рыба

Тучка с каплями

Глаз+ книга

Изобразить не понятную ситуацию.

Людей + сачок + корзина

«Можно ли все передать с помощью рисунка?»

Дети… (нет)

б) Узелковое письмо.

« В других племенах, люди передавали информацию по-другому. Они научились плести узелки. Каждый узелок что-то значит. Это называлось – узелковым письмом.»

 

 «Вот этот например узелок обозначал «дерево»»

 «А вот это «земля»»

«Люди этих племен поняли , что все невозможно передать с помощью узелков »

в) Ракушечное письмо.

«Древние люди, которые жили на берегах океана, морей, рек  научились передавать информацию с помощью ракушек. Каждая ракушка или комбинация из ракушек сто-то значило.  Но этого не хватало»

http://images.myshared.ru/4/211644/slide_5.jpg

г) Иероглифы.

«Сначала древние люди рисовали рисунки, а потом эти рисунки стали называться иероглифами.

Как вы видите рисунки имели свое обозначение.»

Показать рисунки.

http://100-bal.ru/pars_docs/refs/10/9732/9732_html_6094ea6b.png

http://100-bal.ru/pars_docs/refs/10/9732/9732_html_6094ea6b.png 

http://100-bal.ru/pars_docs/refs/10/9732/9732_html_6094ea6b.png

http://100-bal.ru/pars_docs/refs/10/9732/9732_html_6094ea6b.png


Составить комбинации с этими рисунками.
http://100-bal.ru/pars_docs/refs/10/9732/9732_html_6094ea6b.png

«Сейчас я буду показывать иероглифы, а вы отгадайте что я хочу до вас донести. »

Воин + идти

Идти + колодец

д) буквенное письмо.

«Все ли можно передать с помощь рисуночного, узелкового, ракушечного письма? »

Дети…(нет)

«Нет, не возможно, и поэтому придумали писать слова с помощью знаков , которые называются – буквами. »

http://www.bookin.org.ru/book/2129788.jpg «Вот эти все буквы которые будем учиться читать и писать »

«Все те слова которые мы не могли записать с помощью рисуночного , узелкового, ракушечного письма, можно записать с помощью букв. »

Людей + сачок + корзина – семья пошла на приподу.

Ракушки подписать. – объявляем войну.

  1. Закрепление.

Сейчас я буду вам показывать картинки, а вы должны определить их вид письменной речи.

Показываю картинку №1 (иероглифы)

«Что это?»

Дети…

«Как вы думаете к какому виду письма относится ?»

Показываю картинку №2 (Узелки)

«Как вы думаете к какому виду письма относится эта картинка ?»

Дети...

Показываю картинку №3 (наскальные рисунки)

«Как вы думаете к какому виду письма относится эта картинка ?»

Дети…

Показываю картинку №4 (ракушки)

«Как вы думаете к какому виду письма относится эта картинка ?»

Дети…

Показываю картинку №5 (буква)

«Как вы думаете к какому виду письма относится эта картинка ?»

«На этом урок наш заканчивается. До свидания.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока:Письменное умножение на двузначное число.

Урок-путешествие по родному селу и району....

Конспект урока "Письменные приёмы сложения и вычитания"

Тип урока: изучение нового материала. При подготовке к уроку были учтены программные требования по работе над письменными приёмами сложения и вычитания; по развитию устного счёта, умения решать и сост...

Конспект урока "Письменная речь. Слог и ударение", 1 класс, Школа России + презентация

Урок по обучению грамоте«Письменная речь. Слог и ударение» 1 класс09:25-10:00...

План- конспект урока "Письменная речь: объявление. Повторение слов, отвечающих на вопросы «какая?», «какие?», и правила правописания имен собственных", 1 класс

План- конспект урока "Письменная речь: объявление. Повторение слов, отвечающих на вопросы «какая?», «какие?», и правила правописания имен собственных", 1 класс...

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе. Тема урока: Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов. Школа 21 век

Тема урока:  Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов.Место урока в теме: _2_Тип урока: усвоение новых знаний:_________________________________Цель урока...

Методическая разработка урока «Письменная речь. Слог и ударение» 1 класс

Конспект урока для 1 класса по теме «Письменная речь. Слог и ударение»...