Конспект урока русского языка 3 класс
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Русский язык 3 класс "Школа России" Тема урока: "Правописание суффиксов -ек, -ик" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_3_klass.docx39.3 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 3 класс «Школа России».  

Учитель: Батурина Е.Ф.

Тема: Правописание суффиксов –ек, -ик.

Цели урока:

  • Углубить знания учащихся о правописании суффиксов.
  • Создать организационные и содержательные условия для развития у детей критического мышления.

Познавательные УУД:

  • 1) формируем умение извлекать информацию из схем, текстов;
  • 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
  • 3) формируем умение выявлять сущность,особенности объектов;
  • 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
  • 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
  • 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
  • 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

  • 1)формируем умение слушать и понимать других;
  • 2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • 4)формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

  • 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  • 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
  • 4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

  • 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
  • 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • 3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

Ι. Актуализация знаний.

1.Введение в урок

Настройка «Энергия».

Ребята, вы готовы работать?

- Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по стране русского языка.

Ученики выполняют задания карточек в тетрадях и двигаются по сигналу вперед.

 «Ладошки» (ученики в парах поворачиваются лицом друг к другу, соприкасаются ладошками, затем прячут руки за спину, закрывают глаза и снова находят ладони соседа).

- Какая морфема встретилась вам в пути? (суффикс)

- Что вы знаете о суффиксе? (часть слова, стоит перед корнем, служит для образования новых слов, может придавать новому слову оттенки значений)

- Какое слово, образованное с помощью суффикса вам запомнилось, назовите суффикс.

КУУД.  Развиваем умение слушать и понимать других.

ПУУД.  Выявлять сущность, особенности объектов.

РУУД. Развиваем умение высказывать своё предположение

ПУУД. На основе анализа объектов делать выводы.

ПУУД. Обобщать и классифицировать по признакам

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности

- Вы замечательно справились с заданием. Что перед нами? (на доске нарисована дверь, закрытая на замок). Эта дверь может нам помочь совершить удивительное путешествие по стране русского языка. Как же нам войти внутрь? (открыть замочек ключиком)

В процессе работы ученики называют слова

- Каким способом образованы эти слова?

- Как вы думаете, почему пропущена гласная в этих суффиксах? (это орфограмма)

-Придумайте свои слова с такими же суффиксами.

- А сейчас, я хочу предложить вам записать слова, в которых есть наши суффиксы.
Вызываю к доске двух учеников, которые будет записывать слова на доске. Остальные записывают в тетрадях. Диктую слова:
коврик, прутик, листочек, сыночек, зайчик, человечек.- Все ли слова вам понятны?

-Давайте сравним записи

-   Что заметили? Задание было одно? А как вы его выполнили?

-   Как вы думаете почему?

- Чем похожи эти слова?

  В одних суффиксах пишется –е, а в других –и.

- Значит, над какой темой будем работать?

(тему записываю на доске, ученики -  в тетрадях)

Правописание суффиксов –ек, -ик.

ек?ик

-  Где  или у кого мы можем узнать, как пишутся эти суффиксы?

- А вы хотите сами открыть этот секрет русского языка?

Одно.  Выполнили  по-разному

Не знаем правило

Это существительные с суффиксами –ек, -ик

III. Открытие новых знаний.

Выдвижение гипотез.

-Посмотрите на список слов на доске. Барашек,барашка, мячик, мячика,  кораблик, кораблика, цветочек, цветочка.

-  Сейчас вы в парах внимательно понаблюдаете за этими словами, и попробуете предположить о том, когда пишется в суффиксе - е, а когда - и. (Дети выдвигают гипотезы).

Все версии, гипотезы и предположения детей фиксируются на доске и обсуждаются.

- Сделайте вывод.

- Давайте проверим наше открытие по  учебнику Стр.125

- Как быстро найти правило, что вам помогло? Что заметили? Почему некоторые слова выделены черным шрифтом? Верное ли мы сделали обобщение?

Как наш вывод можно записать схемой?  Можете дополнить нашу схему или придумайте свою (дополняем схему) Затем дети представляют свои варианты с обоснованием.

1.Изменяем слово (используем слово «нет».

2. Определи, выпадает ли из суффикса гласная.

3.                       Если

         да                       нет

пиши – ек           пиши – ик

Открытие нового

- Вот мы открыли еще один секрет русского языка, а теперь не пора ли нам открыть заветную дверь ключиком?

(учащиеся записывают ключик -  ключика, замочек – замочка)

Вот и открыли вы дверь с страну русского языка.

- Какой вопрос у нас вначале возник, а теперь знаем, как писать? Давайте проверим

- Вернемся к нашему 1 заданию и проверим, правильно ли мы написали слова? (два ученика, кто вначале писал  у доски, а остальные у себя в тетрадях)

- Как вы оцениваете?

- Скажите, над каким вопросом мы работали? Ответили ли мы на него? Как ответили? (правило) Можем ли убрать знак вопроса? Кто может теперь это правило применить?

ЛУУД. Позиция активного деятеля, воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие ПУУД.  Выявлять сущность, особенности объектов.

ПУУД. На основе анализа объектов делать выводы

КУУД.  Развиваем умение слушать и понимать. Умение работать в паре.

КУУД.  Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

КУУД.  Оформлять свои мысли в устной форме.

ПУУД. Умение ориентироваться на развороте учебника

ПУУД.  Представлять информацию в виде схемы.

РУУД. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

ПУУД   Развивать умение извлекать информацию из схем

РУУД. Проверяем учеников у доски и оцениваем, каждый проверяет себя и оценивает

IV. Применение нового знания

стр.126 Упр.243

-Не читая упражнение, найдите предложенные вам слова. Какое бы задание вы придумали к ним?

-Давайте составим предложение с предложенными словами. Одно предложение записываем. Один ученик у закрытой доски, а остальные у себя в тетрадях.

- Как будем оценивать?

Проверяем ученика у доски и оцениваем, взаимопроверка

РУУД.  Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

КУУД. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

РУУД. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

V. Итог урока.

Какое правило вывели? Продолжите высказывание

- Сегодня на уроке я узнал…

- Самым интересным было…

 Поблагодарите своих партнеров за работу.

И в заключении урока я хотела бы прочитать стихотворение которое относится к теме нашего урока.

Вот замочЕК, к нему ключИК.
Нам они помогут лучше
Букву в суффиксе узнать,
Чтобы правильно писать.
Проследить за гласной,
Если вы согласны.
Если гласная исчезла, 
Помнить должен человек:
В каждом слове повсеместно
Пишем только суффикс -ЕК-
Если гласная осталась, 
Должен помнить ученик,
Что в словах (такая малость)
Пишем только суффикс –ИК-

РУУД. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

ЛУУД. Умение выражать свои эмоции

V. Домашнее задание.

Стр.31 Упр. 52

Задание по уровням:

Базовый – выполняем задание по учебнику

Повышенный – используя различные источники, найти пословицы, в которых встречаются существительные с суффиксами – ек, - ик.

РУУД. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...