Урок русского языка по теме "Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

В материале содержится подробный конспект урока русского языка "Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки" (4 класс) с использованием технологии системно-деятельностного подхода. Подобран дополнительный дидактический материал, позволяющий сделать урок более насыщенным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_imya_sushch_4_klass.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме «Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки»

Тип урока: урок повторения, углубления и обобщения  изученного.

№ п/п

Название этапа урока

Описание деятельности учителя

Описание деятельности обучающихся

Примечание

1.

Самоопределение к учебной деятельности (1 мин.)

 Методика  «Настроение»

улыбнуться эксперту, друзьям, настроиться на позитивный лад

2.

Актуализация и пробное учебное действие (8-9 мин)

Записи в тетради числа и классной работы

- В русском языке сотни тысяч слов. Все они помогают нам выражать точно и ясно свои мысли. Чтобы не потеряться в этом многообразии, ученые лингвисты придумали классификации слов. Мы с вами помним о существовании такого раздела языкознания, как морфология.

- Что изучает морфология? (части речи)

- Какие части речи нам знакомы? (сущ, прилаг., глаголы, местоим., предлоги, союзы, наречия, числительные).

Работа с текстом (распечатка). В это время 5 учеников работают по карточкам.

- В тексте найдите знакомые вам части речи. Подпишите их кратко.

- Какая часть речи встречалась более часто?

-  Какую роль в тексте играли имена существительные? (Они называли все предметы, лица, названия, явления природы, о которых в тексте шла речь).

- Давайте по ходу урока составлять план того, что мы с вами повторяем:

1. Роль имен сущ. в речи.

Оформление классной работы

Ответы на вопросы

Индивидуальная работа с карточками

 

Индивидуальная работа с текстом распечатки.

3.

Постановка учебной проблемы и поиск решения учебной проблемы

 (10 мин)

Признаки имен существительных

- Прочитайте текст на доске. Выпишите из него существительные в начальной форме в 2 столбика: одушевленные и неодушевленные. Укажите род и число сущ.

- Что такое начальная форма?

- Как мы определим, одушевленное или неодушевленное сущ.?

- Какого рода бывают сущ.?

- Как изменяются сущ.?

- Какие из указанных вами признаков не могут изменяться у сущ.? (одуш.\неодуш., род)

- А какие изменяются? (число)

- Продолжите фразу:

Постоянные признаки имен сущ. – это…

Непостоянные признаки имен сущ. – это…

- Что мы узнали в процессе выполнения этого упражнения? (пост. и непост. признаки имен сущ.)

2. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных (Возможна физкультминутка для глаз)

Коллективная беседа

Индивидуальная работа с самопроверкой по эталону.

Ответы на вопросы

4.

Самостоятельная работа  с взаимопроверкой

(6 мин.)

- Из упр. 103 спишите 2 предложения. Найдите и подпишите имена сущ. Подчеркните грамматическую основу предложений. Подумайте, каким членом предложения могут быть сущ.?

- Что важного об им. сущ. вы узнали из этого упражнения? (роль в предложении)

3. Член предложения

Работа в тетради (осложненное списывание)

Взаимопроверка по алгоритму («5,4,3»)

Ответы на вопросы

5.

Включение нового в систему знаний и повторение

( 10- 12    мин.)

- Прочитайте текст упр. 104 про себя. Расставьте карандашом пропущенные знаки препинания. Прочитайте текст вслух.

- Найди и выпиши однокоренные слова, выдели корень; продолжи ряд однокоренных слов

- Морфологический разбор сущ. из упр. 104 по образцу.

- Что повторили при выполнении этого упр.?

4. Морфологический разбор имени существительного.

Индивидуальная работа  с текстом

Выразит. Чтение

Запись с доской

Самостоятельный разбор опережающим ученикам

6.

Итог урока (2-3 мин)

- По какому плану мы повторяли имя сущ.?

- Что мы должны знать об этой части речи?

Ответы учащихся

7.

Рефлексия деятельности (2 мин.)

- Поднимите руки те, кто легко сегодня выполнял задания.

- те, кто иногда сомневался

- те, кому сегодня трудно было работать

 Ответы детей

8.

Дом. Задание (1 мин.)

Упр. 105 (устно) – комментарий учителя

Упр. 104 разбор сущ.

Запись в дневники

 

Этап 2

Карточка

обозначь все известные тебе части речи; запиши найденные существительные в три столбика по родам

        Древесина лиственницы славится своей прочностью. Однажды в сибирском городе Тюмени проводили раскопки. В земле обнаружили старый водопровод из дерева. Удивительные трубы были сделаны из ствола лиственницы.

Распечатка

В центре Санкт-Петербурга, на площади Искусств, возвышается памятник великому поэту. Пушкин как будто читает стихи. Порыв ветра распахнул полы его сюртука, разметал курчавые волосы. Автор памятника – известный скульптор М.К. Аникушин.

Этап 3

        (Текст записан на доске)

        На лугу гуси щипали тр…ву. Вдруг  наползла туч….  Посыпал гра…. Гуси побежали к р…ке в кусты. Только белый гусь сидел и не трогался с места. Под его крыльями копошились гусята.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе на тему "Слова - признаки"

Урок составлен по УМК "Перспективная начальная школа". Этот урок дает возможность детя самим добывать сво знания на основе полученных....

Имя существительное.Постоянные и непостоянные признаки. 4 класс.

Урок с презентацией по теме"Имя существитвительное.Постоянные и непостоянные признаки" 4 класс....

Разработка урока русского языка для 2 класса по теме "Морфологические признаки имени существительного. Род".

Разработка урока русского языка для 2 класса  по программе "Начальная школа 21 века" по теме "Морфологические признаки имени существительного. Род"....

Урок русского языка в 3 классе "Обобщение знаний о признаках имени существительного как части речи"

Урок по русскому языку в 3 классе "Обобщение знаний о признаках имени существительного как части речи"...

Урок русского языка в 3 классе "по теме Имя существительное.Постоянные и непостоянные признаки"

Урок систематизации и обобщения знаний по теме " Имя существительное"...