Знаки препинания в предложении с однородными членами
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ивыгина Тамара Ивановна

Урок русского языка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx35.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока (для учителя):  

Создание условий для открытий знаний о постановки запятой с однородными членами с союзами и ,а, но;  

Развивать внимание, речь учащихся; умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

 Развитие навыков самоконтроля, саморефлексии.

Цель урока (для учащихся):

 Получение знаний о постановке запятой в однородных членах;

 Развитие метапредметные УУД;

 Научиться работать в парах, группах;

Привитие интереса к получению и расширению знаний о русском языке.

Задачи: 1. Сформировать представление о запятой в однородных членах предложения с союзами и, а, но, учить различать постановку запятых в однородных членах предложения;

2. В процессе работы развивать внимание речь учащихся; умение анализировать, сравнивать, формировать собственные умозаключения;

3. Прививать любовь и расширять имеющиеся знания о русском языке.

Оборудование: ёлочки для составления кластера; карточки для работы в паре, учебник, компьютер, проектор, экран.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся в процессе урокасовершенствуют умение правильно писать предложения с однородными членами, ставить знаки препинания, доказывают правильность написания, пользуясь правилом

Метапредметные:

Личностные: развитие воображения, логического мышления, монологической речи, творческих способностей обучающихся; внутренняя позиция школьника; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

Познавательные: использование знаково-символических средств, учиться наблюдать, обобщать, проверять информацию, делать выводы

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, формировать речевые навыки, умение работать в группе, умение строить речевоевысказывание в соответствии с поставленными задачами, прислушиваться к мнению одноклассников, высказывать своё мнение, умение включаться в урок, во взаимодействие с учителем.

Регулятивные:актуализация знаний об однородных членах предложения, умение ставить цели, понимать и сохранять в памяти учебную задачу, адекватно оценивать свои достижения

Формы работы: фронтальная, групповая

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I.Мотивация к учебной деятельности

Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивации на учёбу, создание ситуации успеха.

Добрый день! Приветствие гостей.

-Ребята, вы хотели бы найти клад? А что такое клад?

-Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится всё больше.  Это…

- Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности, но мы с ними обязательно справимся.

Подготовка к работе. Включаются в урок, во взаимодействие с учителем.

- Клад – это богатство, деньги, золото.

- Знания

Личностные: самоопределение (мотивация учения)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

II.Актуализация знаний и умений

Цель:

активизация

минимума

знаний, умений,

навыков,

необходимых и

достаточных для

открытия знаний

1. -Сейчас мы проверим, какой багаж знаний вы собрали на прошлом уроке.

-Какую тему изучили?

- Ребята, какой праздник приближается?

- Какие слова всё чаще звучат в связи с этим?

- Новый год – это семейный праздник, а значит подарки, смех, веселье. Люди готовятся к нему заранее: украшают свой дом, приглашают гостей, накрывают стол, загадывают желания. Перед новым годом люди задумываются о ом, что доброе случилось в их жизни, кого нужно непременно поблагодарить, у кого попросить прощения за обиду, сами прощают обиды.

- Давайте откроем свои тетради, запишем число, классная работа и составим синквейн о Новом годе, используя однородные члены предложения.

(Проверка)

- Назовите в своём пятистишии однородные члены предложения.

Поясните свой выбор.

2. –Сейчас ещё раз повторим основные признаки однородных членов предложения.

-Однородные члены предложения.

-Новый год

- Праздник, подарки, свечи, ёлка, ёлочные украшения

Учащиеся составляют синквейн о новом годе. (Слайд 1)

Дети зачитывают стихотворения

Пример.

  1. Новый год
  2. Радостный, яркий
  3. Поздравлять, дарить, веселиться
  4. Дети любят новый год
  5. Праздник

-Это однородные члены предложения, так как отвечают на один и тот же вопрос

Работа в группе. Составление кластера

«Однородные члены предложения»

Выступление учащихся.

Регулятивные УУД:

Актуализация знаний об однородных членах предложения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, формируем умение работать в группе, умение строить речевое

высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные:использование знаково-символических средств

Личностные: развитие воображения, логического мышления

III. Выявление места и причины затруднения.

Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

На слайде модели:

O,O,OO, O и O

O,а OO и O

 O, но O

-Ребята, что это за схемы?

- Схемы одинаковые?

-Чем отличаются?

-Какие новые модели увидели?

- Сформулируйте тему нашего урока.

Запись темы урока (на слайде)

-На какой вопрос вы хотели бы получить ответы?

Ответу на данный вопрос и посвятим наш урок

Работа со схемами с однородными членами предложения.

- Это предложения с однородными членами.

- Нет

- Есть модели с союзами и без них.

- Есть схемы с союзами.

 - Предложения с однородными членами, соединённые союзами

-Знаки предложения с однородными членами предложения

-А всегда ли нужно ставить запятую в предложениях с однородными членами?

Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели.Регулятивные:

целеполагание , как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно

Познавательные:формирование логических действий.

Коммуникативные:

формируем умение слушать и понимать других;формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Физминутка

Электронная

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

-Я вам предлагаю подняться по волшебной лестнице. Но мы не можем подняться, потому что ступени перепутаны. Давайте правильно расставим ступени – это и будет планом нашего урока

  На доске карточки, дети выбирают нужные.

Наблюдаем, сравниваем, применяем, делаем вывод, тренируемся, самооценка

1.Наблюдаем

2. Делаем вывод

3.Сравниваем

4.Применяем

5. Тренируемся

6.Самооценка

Регулятивные :составление плана и последовательности деятельности

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов

V. Реализация построенного проекта

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении задач такого класса или типа вообще.

1.Для наблюдениявы сейчас получите карточку с предложениями с однородными членами, соединенными союзами.

Вам надо, работая в паре, сделать вывод: перед какими союзами надо ставить запятые, а перед какими не надо их ставить. Всё это показать на схемах.

                     Работа в паре

Понаблюдайте и сделайте вывод.

Какие знаки препинания ставятся, если однородные члены соединены союзами?

1.Волк погнался за зайцем, но не догнал.

Коля вышел в школу рано, но опоздал.

O  но O

 2.У Оли есть запасной карандаш, а  не ручка.

         Саша шёл быстро, а не бежал.

O  а O

3.Дельфин последний раз вынырнул из воды и уплыл.

  На уроках технологии ребята шьют и вяжут.

 O и O

4.От порывов воздуха листья  и кружились в воздухе, и неслись по дорожке, и вертелись волчком.

и  O   и O  и  O

Проверка.

-Кто готов сделать вывод?

- Проверяем, восстановите схемы (схемы на доске), объясняя постановку запятых

2. Сравним Ваши выводы с тайнами языка по учебнику на с.131

- Кто согласен?- просигнальте

-Кто не согласен? - просигнальте

-Поднимемся на следующую ступеньку.

.

Учащиеся работают в парах, наблюдают, делают выводы, заполняя схемы

Учащиеся дают ответы, аргументируя их, вставляя запятые

Коммуникативные: умение ясно излагать свои мысли, формировать умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

VI. Первичное закрепление знаний

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

 Применяем правило.

Выполняем упр. №1, стр.135.

-Какое задание надо выполнить?

-Списать. С помощью схем объясните постановку запятых.

-А те, у кого карточки с индивидуальным заданием, выполняют задание по карточкам

                                                Индивидуальная карточка №1

Списать, поставить знаки препинания.

      В зоопарке мы видели и слонов  и тигров  и львов   и жирафов.

      На деревьях распевали зяблики   дрозды и скворцы.

Индивидуальная карточка№2

Списать, поставить знаки препинания.

  1.  В марте бывает и снег и дождь.

2. Спортсмен долго целился  но промахнулся

Индивидуальная  карточка №3

Списать, поставить знаки препинания.

1.Есть в осени первоначальной короткая но дивная пора.

2.На улице шёл не дождь а снег.

Индивидуальная  карточка №4

Списать, поставить знаки препинания.

1.Взошло заиграло над лесом веселое солнышко.

2.Снег засыпал лесные дорожки тропинки и полянки

Проверка.

–Где в тексте вы внесли изменения? Почему вы так решили? Кто согласен?

Фронтальная работа

Индивидуальная работа.

Личностные УУД:

формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоениюприменение на практике и последующее повторение нового материала

Коммуникативные: умение достаточно точно выражать свои мысли, формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Работа в учебнике на с.135-136

Упр.2 с. 135-136

-Прочтите про себя задание. Что надо сделать?

-А какое задание предложили бы вы?

Проверка.

-Прочтите предложения. Были ли ошибки? Докажите.

- Какие знания  закрепляли  на  уроке?

- Что мы  должны  усвоить, чтобы  правильно  писать  предложения  с  однородными членами?

Самопроверка

 Карточка самопроверки

 Спишите предложения, поставьте, где необходимо, запятые.

   Сначала подумай а потом сделай.

   Эта работа трудная но интересная.

   На уроке мы сегодня работали и отдыхали.

   Мы много сделали  но  не устали.

Проверка. Слайд

-Кто выполнил без ошибок?

-У кого не получилось?

-Выписать из текста только те предложения, где есть   однородные члены

Работают самостоятельно в тетрадях

Регулятивные УУД: самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале; самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив

Познавательные УУД:

 использование знаково-символических средств;

- рефлексия способов и условий действия;

 выведение следствий, доказательство (П);

Коммуникативные УУД:

координирование разных позиций с учетом разных мнений;

- достижение договоренностей и согласование общего решения;

- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

1.Домашнее задание:

Выписать из учебника «Литературное чтение» пять предложений с однородными членами и составить схемы, с.131 выучить правила.

2) С.133(учеб.) упр.4,с.131 выучить правила.

2. Наш урок подошёл к концу.     Заполните карточки самооценки                    

КАРТОЧКА САМООЦЕНКИ

Поставьте * рядом с записью, которая соответствует твоей работе на уроке:

а) работал самостоятельно без ошибок;

б) работал самостоятельно, но допустил ошибки;

 в) работал, принимая помощь учителя и товарищей.

-Кто научился ставить правильно запятые?

-Кто испытывал затруднения?

Просигнальте ваше впечатление от урока. Сигналы

Спасибо за урок!

Записывают домашнее  задание

Работают с карточкой самооценки.

Личностные УУД: внутренняя позиция школьника; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные УУД:

рефлексия способов и условий действия;контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

формулирование и аргументация своего мнения;планирование учебного сотрудничества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, которые связаны союзами.

На данном уроке с помощью схем дети учатся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами....

Урок русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания в предложениях с однородными членами и в сложном предложении"

Личностно- ориентированный урок русского языка с использованием технологии деятельностного метода обучения....

Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Конспект урока русского языка в 4 классе. Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами....

Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления.

Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления....

Технологическая карта урока по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными интонацией перечисления" (УМК "Школа России", 4 класс")

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений об однородных членах предложения и знаках препинания в предложениях с однородными членамиЗадачи...