Конспекты уроков
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Аня Валерьевна Архипова

Урок русского языка в 4 классе на тему:«Обобщение знаний о предложении и словосочетании».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка31.45 КБ
Файл Презентация к уроку 426.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Обобщение знаний о предложении и словосочетании»

Тип: урок «открытия» нового знания

Цель урока: повторить и закрепить знания о предложении и словосочетании

Задачи:

-обучающие: систематизировать знания четвероклассников о предложении и словосочетании  как единице языка

-развивающие: развивать умение определять тему урока; учить работать в парах

-воспитывающие: воспитание у учащихся потребности пользоваться языковым богатством родного языка, совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной и точной.

Планируемые результаты

Предметные:

уметь извлекать нужную информацию

Метапредметные:

•        Познавательные:  самостоятельно находить информацию в материалах учебников, рабочих тетрадей.

•        Коммуникативные:  уметь работать в парах, в группе, самостоятельно планируя свою работу, вступать в диалог с учителем, одноклассниками;

•        Регулятивные:  сравнивать и обобщать, делать выводы, высказать и отстаивать свою точку зрения, действовать по плану.

Личностные:

формировать навыки сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях

Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, презентация, наглядный материал, раздаточный материал.

Ход урока

Этапы

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

УУД

I.Организационный этап

- приветствие, знакомство;

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Аня Валерьевна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Приветствуют учителя

ЛУУД

- эмоциональный настрой к уроку;

- Я рада вновь видеть ваши глаза, улыбки. Покажите и вы мне, с каким настроением начинаете наш урок. (дети показывают смайлики)

Настраиваются к уроку

- проверка готовности у уроку.

- Ребята, проверьте свои рабочие места. Все ли у вас готово к уроку?

- Хорошо, тогда мы начинаем урок.

Организуют рабочее место

II. Проверка усвоения материала прошлого урока

III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

1.        Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)

- Сегодня на уроке мы обобщим наши знания, а вот по какой теме мы обобщим наши знания, вы узнаете, расшифровав «тарабарскую грамоту». Присмотритесь к ней повнимательней и найдите способ её прочесть.

На экране  «тарабарская грамота»: WGПUFРS&ЕQДIZЛJОЖNVЕНYTLИJЕ

- Не получилось? Тогда подскажу: в этой записи буквы русского алфавита перемешаны с иностранными. Выберите русские буквы.          

  ( Предложение)

-Правильно. Молодцы.

Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами

ЛУУД

2.        Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися).

- Итак, по какой же теме мы обобщим наши знания?

-Тема нашего урока: Обобщение знаний о предложении и словосочетании.

- А цель урока какова? (обобщить знания о предложении и словосочетании)

- Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа.

Формулируют тему и цели  урока

РУУД

IV. Организация познавательной деятельности

1.        Определение последовательности действий на уроке ( т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации).

- Предлагаю начать урок со словарной работы. Поиграем в игру «Охотники и зайцы»: два ученика с обратной стороны  доски будут «зайцами», остальные – «охотники», по очереди буду диктовать «зайчатам» и «охотникам» словарные слова. После восьми слов- «выстрелов» подсчитываем результаты: одна ошибка – заяц легко ранен, три – тяжело, четыре – убит. Всем понятны условия игры? Кто хочет у доски поработать? (Два ученика становятся с обратной стороны доски ,а остальные пишут в тетрадях)

              Интересную беседу (В.п.), по крутому берегу (Д.п.), за железным забором (Т.п.), прекрасному путешествию (Д.п.), выпал снег, волноваться без причины (Р.п.), праздничный салют (И.п.), на главном вокзале (П.п.), на облачном небе (Р.п.)

- Что можете сказать о словосочетании?

- Какое словосочетание лишнее? (выпал снег) Почему?(предложение, подлежащее и сказуемое)

- Определите падеж им. сущ.

-А сейчас обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, а те, которые работали у доски поменяйтесь местами и  давайте проверим. (взаимопроверка)

- Без ошибок- «5», одна ошибка – заяц легко ранен «4», три – тяжело «3», четыре – убит «2».

-Молодцы. Вы справились с этим заданием.

Составляют план решения проблемной ситуации, планируют с учителем необходимые действия

РУУД

2.        Поиск решения («открытие» нового знания).

- Ребята, на экране вы видите словосочетания. Перепишите их к себе в тетрадь.

           Зимние вечера, долго рассказывает, очень уютно, таёжный посёлок, недалеко от берега, уставший от забот, движущиеся силуэты, пойти за покупками, играя с мячом.

- Вам нужно найти в словосочетании главное и зависимое слово и указать, какой частью речи является главное слово.

Давайте для примера разберем 1ое словосочетание.

Зимние вечера.

- вечера- главное слово, от главного слова задаем вопрос какие вечера? Зимние. Ищу существительное.

- А сейчас давайте проверим. Кто хочет прочитать?

- У кого не правильно, исправляем ошибки.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

- Ребята, посмотрите на экран, прочитайте.

1) Долгожданные гости. Вкусное угощение. Сервировка стола. Ужинать с аппетитом. Весёлые игры. Разошлись быстро.

2) Пришли долгожданные гости. Стол празднично сервирован. Какое вкусное было угощение! А теперь – играть и танцевать! Время пролетело незаметно. Гости поблагодарили хозяйку, попрощались, разошлись по домам.

- Чем они отличаются? (В первой группе словосочетания, а во второй предложения.)

- Назовите во второй группе побудительные предложения.

- Какие ещё бывают предложения по цели высказывания?

- Найдите восклицательное предложение.

- Какие бывают предложения по интонации?

- Объясните постановку знаков препинания в последнем предложении.

- Что такое однородные члены предложения?

Извлекают нужную информацию, дают определения новым понятиям, самостоятельно находят информацию в материалах учебнике и рабочей тетради, работают в парах, группе

КУУД

РУУД

ПУУД

3.        Первичное закрепление.

- А сейчас давайте поработаем по учебнику. Открываем страницу 80.

1. Закончите предложения. По цепочке будем читать и отвечать на вопросы.

2.Выберите верный ответ. Я буду читать правила если согласны, то поднимаете зеленый смайлик, если не согласны, то красный.

3. Ответьте на вопросы. По очереди отвечаем на вопросы.

-Молодцы. Все справились.

Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, работают в парах,  группе

КУУД

4.        Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений).

-Сейчас поработаем в парах. Как мы работаем в парах? На столе у вас лежат карточки.

1.Верните пропажу и подчеркните главные члены предложений:  

Вчера мы были в зоопарке. Видели сл…на тигра и

м…дведя. В вольерах л…тали  и попугаи и  щеглы и

др…зды  и сн…г…ри. Птицы пели св…стели

тр…щали каждый по-своему.  

2.Ты – писатель.  Используя данные слова, составьте предложения с однородными членами и составьте из них рассказ.

гуляли, лиса, гуси, куры, утки, закудахтали, подкралась, убежала, зашипели, схватила, закрякали.

- Давайте проверим, как вы справились с заданиями.

   

3. Составьте из данных слов словосочетания (изменяя, если нужно, форму зависимого слова) и запишите их.

В (последний) минуту, соб_раться (наспех), пр_соед_ниться к (группа), знакомы (издавн_), радоват(?)ся (пригл_шение), справиться о (м_ршрут), в (шес(?)надцать) километрах, (четвертый) ноч_вка, дневник (п_ход), описывать (пр_ключение), научит(?)ся (грести), (свежий) м_золь, (свой) кеды, идти (пр_храмывая), сочу(?)ствовать (больной), помощь (он), (очень) красивы.

Сравнивают, обобщают, делают выводы, высказывают и отстаивают свою точку зрения, работают в парах, группе

КУУД

5.         Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой по эталону.

-А сейчас я хочу проверить ваши знания по пройденный темам  о предложении и словосочетании (тест). Подпишите листочки. Работаем самостоятельно. В конце соберу, проверю и поставлю оценки.

1. Грамматическая основа предложения – это:

1) подлежащее и сказуемое

2) существительное, прилагательное, глагол

3) приставка, корень, суффикс, окончание

4) словосочетания

2. Укажите грамматическую основу предложения.

Тяжёлая туча закрыла солнце.

1) туча закрыла

2) тяжёлая туча

3) закрыла солнце

4) туча тяжёлая

3. Разделите текст на предложения. Укажите количество предложений.

Ветер крутится в верхушках деревьев хлещет проливной дождь мы пробуем укрыться под старой ольхой молния на мгновение озаряет всё вокруг мы покидаем убежище и выходим из леса.

1) 3                  2) 4                    3) 5                        4) 6

4. Укажите предложение, в котором знаки препинания поставлены неправильно.

1) И зелёные, и красные, и жёлтые листья медленно падают на землю.

2) Папа нашёл белый гриб, а потом подберёзовик.

3) Сегодня я много читал но не играл в игрушки.

4) Мама поставила на стол пирожки, конфеты и варенье.

5. Укажи предложение с однородными членами.

1) Дедушка с внучками идёт на рыбалку.

2) Дедушка и внуки идут на рыбалку.

3) Дедушка идёт на рыбалку, внуки тоже идут с ним.

6. Укажите сложное предложение.

1) Туча закрыла небо и солнце.

2) Приплыла тяжёлая туча и закрыла всё небо.

3) Туча закрыла и солнце, и небо.

4) Туча закрыла небо, и лес потемнел.

7. Выпишите словосочетания.

Дикие утки покружились в воздухе и сели на прозрачную гладь воды.

Оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников

КУУД

V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Соотнесение результатов урока с поставленной целью. 

- Ребята, давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока?

- Как думаете, достигли мы цели урока или нет?

Отвечают на итоговые вопросы

КУУД

Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.).

-Хорошо. Давайте подведем итог урока. На столах у вас кружочки.

Если вы думаете, что освоили тему, то поднимаете зеленый кружочек.

Если вам что-то было не понятно, были затруднения- желтый кружочек.

Если вам было сложно работать, было много затруднений, то поднимите красный кружочек.

- Вижу вам урок понравился и затруднений не было. И мне было приятно с вами работать.

Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности

ЛУУД

Выставление отметок.

- Я считаю, что мы с вами сегодня хорошо поработали, все были очень активными.

VI. Домашнее задание

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

-Ребята, записываем домашнее задание. Из текстов учебника «Литературное чтение» выписать 10 словосочетаний, и 5 предложений с однородными членами.

-Всем понятно домашнее задание?

- Спасибо вам за урок. До свидания.

Фиксируют домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«тарабарская грамота »: WG П UF Р S& Е Q Д IZ Л J ОЖ NV ЕН YTL И J Е (Предложение)

Слайд 2

1) Долгожданные гости. Вкусное угощение. Сервировка стола. Ужинать с аппетитом. Весёлые игры. Разошлись быстро . 2) Пришли долгожданные гости. Стол празднично сервирован. Какое вкусное было угощение! А теперь – играть и танцевать! Время пролетело незаметно. Гости поблагодарили хозяйку, попрощались, разошлись по домам .

Слайд 3

1. Грамматическая основа предложения – это: 1) подлежащее и сказуемое 2) существительное, прилагательное, глагол 3) приставка, корень, суффикс, окончание 4) словосочетания 2. Укажите грамматическую основу предложения. Тяжёлая туча закрыла солнце. 1) туча закрыла 2) тяжёлая туча 3) закрыла солнце 4) туча тяжёлая 3. Разделите текст на предложения. Укажите количество предложений. Ветер крутится в верхушках деревьев хлещет проливной дождь мы пробуем укрыться под старой ольхой молния на мгновение озаряет всё вокруг мы покидаем убежище и выходим из леса. 1) 3 2) 4 3) 5 4) 6 4. Укажите предложение, в котором знаки препинания поставлены неправильно. 1) И зелёные, и красные, и жёлтые листья медленно падают на землю. 2) Папа нашёл белый гриб, а потом подберёзовик. 3) Сегодня я много читал но не играл в игрушки. 4) Мама поставила на стол пирожки, конфеты и варенье. 5. Укажи предложение с однородными членами. 1) Дедушка с внучками идёт на рыбалку. 2) Дедушка и внуки идут на рыбалку. 3) Дедушка идёт на рыбалку, внуки тоже идут с ним. 6. Укажите сложное предложение. 1) Туча закрыла небо и солнце. 2) Приплыла тяжёлая туча и закрыла всё небо. 3) Туча закрыла и солнце, и небо. 4) Туча закрыла небо, и лес потемнел. 7. Выпишите словосочетания. Дикие утки покружились в воздухе и сели на прозрачную гладь воды.

Слайд 4

Домашнее задание Из текстов учебника «Литературное чтение» выписать 10 словосочетаний, и 5 предложений с однородными членами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...