Конспекты уроков
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Аня Валерьевна Архипова

Урок русского языка в 4 классе на тему: «Склонение личных местоимений 1 - го и  2 - го лица»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка в 4 классе44.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Склонение личных местоимений 1 - го и  2 - го лица»

Тип урок «открытия» нового знания

Цель урока: способствовать формированию умений у учащихся склонять личные местоимения 1-го и 2-го лица

Задачи:

-образовательная: повторить теоретический материал, касающийся темы «Местоимения»; формирование знаний учащихся с особенностями склонения личных местоимений;

-развивающая:  правильно заменять имена существительные местоимениями соответствующего лица, способствовать развитию орфографической зоркости; вырабатывать навыки грамотного письма;

- воспитательная: воспитывать у учащихся интерес к предмету, желание трудиться, самостоятельность, чувство гордости за выполненную работу; воспитывать стремление строить свою речь красиво и лаконично, избегая ненужных повторений.

Планируемые результаты

Предметные:

закрепляют знания о системе падежей русского языка, отрабатывают алгоритм определения падежа личных местоимений 1и 2 лица в предложении, находят различия между склоняемыми местоимениями, отрабатывают навык написания предлогов с местоимениями, учитывают их при записи; отрабатываю навык определения, каким членом предложения является личное местоимение 1-го и 2- го лица в тексте.

Метапредметные:

  • Познавательные:

ориентировать в своей системе знаний, уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщать по заданным критериям, уметь делать выводы в результате совместной работы в паре.

  • Коммуникативные:

уметь слушать и понимать речь других, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, формулировать собственное мнение, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре).

  • Регулятивные:

делать выводы в результате совместной деятельности класса; развивать навыки грамотного письма; развивать мышление и память; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Личностные:

формировать мотивацию и желание к обучению и познавательной деятельности, понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, оценивать жизненные ситуации.

Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, презентация, наглядный и раздаточный материал.

Ход урока

Этапы

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

УУД

I.Организационный этап

- приветствие, знакомство;

-Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я – Аня Валерьевна.

Приветствуют учителя

ЛУУД

- эмоциональный настрой к уроку;

-Ребята, давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся, ведь на улице наступает весна, светит яркое солнышко, пожелаем друг другу добра и  удачи.

Настраиваются к уроку

- проверка готовности у уроку.

- Ребята, проверьте свои рабочие места. Все ли у вас готово к уроку?

- Хорошо, тогда мы начинаем урок.

Организуют рабочее место

II. Проверка усвоения материала прошлого урока

- Сегодняшний урок мы начнем с небольшой разминки и поэтому проведем минутку чистописания.

-Открываем рабочие тетради, отступаем 2 строчки вниз от предыдущей работы, на третьей строке, посередине записываем сегодняшнее число: «Пятое марта», ниже «Классная работа».

- Итак, ребята, я буду загадывать вам загадки, а вы должны будете писать ответы.

1.Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла ...

(Весна.)

- Где мы начинаем писать первое слово? Как мы его должны писать? С какой буквы? (на следующей строке, с большой буквы, с красной строки)

- Поставим ударение, подчеркнем непроверяемую гласную «е».

2. В теплых солнечных сапожках,

с огонечком на застежках,

по снегам бежит мальчишка –

снег пугает, шалунишка:

только ступит – стаял снег,

раскололся лед у рек.

Охватил его азарт:

а мальчишка этот – ...

(Март.)

- Как мы будем писать это слово? Что не забудем поставить? Записываем.

- Охарактеризуем звук «М» в слове «Март». «М»- согл, тв, зв., непарн.

3. Будит лес, поля и горы,

все полянки и сады.

Он во все стучится норы,

напевает у воды.

«Просыпайтесь! Просыпайтесь!

Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»

Далеко слышна свирель.

Это будит всех...

(Апрель.)

- С какой буквы продолжим написание, что поставим? Произнесем слово «Апрель», на какую букву падает ударение? ( На «е») Подчеркнем непроверяемую гласную в слове. Какая это буква? (Это буква «А»)

- Дайте характеристику звуку «Рь». ( согл, мягк, зв)

4. Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят,

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? ...(Май.)

-Какие звуки может обозначать буква «ЭМ» (М- согл, тв, зв., непар; согл, мягк, зв, непарн.)

-Какой звук она означает в данном слове?

- А теперь, на следующей строке пропишем букву «ЭМ» заглавную и строчную, чередуя, через запятую.

- Начинаем писать с красной строки и до конца.

- А сейчас мы проверим ваши знания на правильность написания словарных слов. Начинаем писать слова с красной строки, с большой буквы, и через запятую в строчку.

-На экране появятся слова с пропущенными буквами. Вам нужно будет написать правильно это слово, поставить ударение.

(М…тал… - металл, ж…лезо- железо, б…тинки- ботинки, к…стюм- костюм, б…гатство- богатство, х…зяйство- хозяйство, с…лют- салют, к…стрюля- кастрюля, ст…кан- стакан, т…релка- тарелка)

-Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверку мы будем осуществлять тем же способом- увидете на экране. Свою оценку ставьте на полях:

 если нет ошибок, то «5»,

а если 1 или 2, то «4».

-Поставьте оценку своему товарищу.

-Молодцы.

III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

1.Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

-Для того, чтобы определить, о чем пойдет речь на уроке. Определим, о какой части речи мы будем говорить.

«Расшифровка»

- Для расшифровки слова, вам даны цифры. Для начала вам необходимо определить, какая буква находится под этой цифрой. Далее  собрать эти буквы в одно слово.

14, 6, 19, 20, 16, 10, 14, 6, 15, 10, 6

М  е   с    т    о    и    м   е   н   и   е

- Что вы знаете об этой части речи? Что такое местоимение?

- Какие группы местоимений вы знаете? Как они называются? (личные, возвратные, притяжательные, указательные, определительные, вопросительно- относительные, отрицательные, неопределенные.)

- Какие местоимения относятся к личным? ( я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

- Расскажите, какие местоимения относятся к ед. числу 1,2,3 лица, а какие к мн.числу 1,2,3 лица?

hello_html_63281d79.png

- Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных.

- Почему? Думаю, что исследовав данную тему, мы узнаем ответ.

- Урок у нас необычный. Предлагаю вам стать исследователями. Постарайтесь стать настоящими знатоками местоименных наук.

- Для проведения исследования мы будем использовать методы наблюдения, опыта, сравнения, прогнозирования.

- А какие же источники информации для получения сведений о местоимениях будем использовать? (книги, тексты).

- Попробуем определить тему исследования, для этого выполните задание устно.(на экране)

 «Мозговой штурм»

Вставьте в предложения подходящие по смыслу местоимения. Определите число

1)  Взял____  вилы и топор и отправился в дозор. (П.П.Ершов)(он, ед.ч.)

2) Всех  ___ вас люблю сердечно (А.С.Пушкин)(я, ед.ч.)

3)Не оставь___, кум милый.  

Дай___   ____собраться с силой.  (И.А.Крылов)

(меня, ты мне, ед.ч.)

-Ребята, что вы заметили?

-Какие местоимения вы не встречали в таблице личных местоимений 1,2,3 лица?

Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами

ЛУУД

2.        Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися).

 -Подумайте и скажите, как слова «МНЕ», «МЕНЯ» могут быть связаны с темой личных местоимений?

- Можете ли мы определить тему урока?

Тема урока: «Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам»

- А какую цель мы с вами поставим?

Научиться правильно склонять личные местоимения 1 и 2 лица  по падежам.

-Для того, чтобы начать работу по данной теме, давайте вспомним падежи.

Формулируют тему и цели  урока

РУУД

IV. Организация познавательной деятельности

1.Определение последовательности действий на уроке ( т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации).

- Цель и тема определены. Для достижения поставленной цели давайте вместе составим план действий.

Для этого нам помогут  наши слова-подсказки: познакомимся, узнаем, выполним.

1. Вспомним личные местоимения и падежи.

2. Узнаем, как правильно склонять личные местоимения 1 и 2 лица по падежам.

3. Выполним задания на новую тему.

-Хорошо.

Составляют план решения проблемной ситуации, планируют с учителем необходимые действия

РУУД

2.        Поиск решения («открытие» нового знания).

-Для того, чтобы начать работу по данной теме, давайте вспомним падежи.

И.п. кто? Что?

Р.п. кого? Чего?

Д.п. кем? чем?

В.п. кого? Что?

Т.п. кем? Чем?

П.п. о ком? О чем?

-Ну, а теперь начнем работу по теме, начнем исследовать поставленную нами проблему.

-Сейчас мы с вами поработаем в парах. Я вам раздам карточки. На этих карточках будет записано задание.

Задание: Выпишите местоимения вместе с предлогами. В скобках укажите падеж местоимений.

Я сижу на речке, ловлю пескарей. Вокруг меня носятся комары. Ко мне на удочку присела стрекоза. Стрекоза повела глазищами и смотрит на меня. Вдруг сорвалась стрекоза, скользнула надо мной. Послышался какой-то щелчок, и на мне оказалось блестящее комариное крылышко. Это стрекоза комара на лету сцапала.

Образец: Я (И.п), вокруг меня ( Р.П)….

- А сейчас давайте сравним местоимения 1ого и 2 ого предложения. 

- Какими членами предложения они являются? (подлежащее, обстоятельство времени)

-Ребята, каким же членом предложения могут  быть личные местоимения в предложении?(подлежащее, дополнение, обстоятельство и другие).

- Итак, давайте отсюда попробуем сформулировать правило: Личные местоимения изменяются по падежам и отвечают на те же вопросы, что и имена существительные в каждом из падежей.

-Вы согласны со мной?

-Ребята, посмотрите свои оценочные листочки 1 пункт. Мы познакомились с вами?

-Если все было понятно, то ставим плюсик, если у вас возникли затруднения, т ставим знак ? и в конце

-А сейчас давайте откроем учебники стр. 74 и посмотрим таблицу.

-В каких падежах формы изменения личных местоимений 1-го, 2-го лица совпадают?

-Какой вывод мы с вами можем сделать?( При склонении личных местоимений 1, 2 лица совпадают формы Р.П и В.П.)

-Ребята, вижу, что вы устали, давайте все встанем и сделаем Физкультминутку.

Нужно присесть, если услышите личное местоимение.

Цветы

Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок, если он, и я, и ты - если мы сорвём цветы, то окажутся пусты и деревья, и кусты. И не будет красоты, и не будет доброты, если только я и ты - если мы сорвём цветы.

-Молодцы. Сели на свои места.

Извлекают нужную информацию, дают определения новым понятиям, самостоятельно находят информацию в материалах учебнике и рабочей тетради, работают в парах, группе

КУУД

РУУД

ПУУД

3.        Первичное закрепление.

-Ребята, для того, чтобы узнать, как вы усвоили материал урока, давайте попробуем ответить на вопросы.

1. Какими членами предложения они являются?

2. В каких падежах формы изменения личных местоимений 1-го, 2-го лица совпадают?( При склонении личных местоимений 1, 2 лица совпадают формы Р.П и В.П.)

-Вижу, что вы все хорошо усвоили материал, который сегодня проходили.

-Молодцы.

Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, работают в парах,  группе

КУУД

4.        Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений) 

- А сейчас давайте поработаем по учебнику. 122 упражнение. Прочитайте задание. Что нам нужно сделать?

 Употребите каждое местоимение в скобках в нужной форме, поставьте к нему вопроси определите его падеж. Запишите предложения по образцу.

1.К (мы) скоро приедут из Ярославля бабушка. 2. А у (мы)  в квартире газ! А у (вы)? 3. Следом за (я) по дороге бежал Шарик. 4.Кто пойдёт с (ты) на спектакль завтра? 5. Петух посмотрел на (я) хитрым глазом. 6. Я хотел бы поговорить с (вы).

-А сейчас давайте проверим, как вы выполнили это задание. (дети читают ответы)

-Ребята, посмотрите сейчас 3 пункт  на оценочных листочках. Мы с вами выполнили задания на новую тему?

-Можем поставить соответствующий знак?

-Хорошо, поставьте.

ЕСЛИ ВРЕМЯ ОСТАНЕТСЯ

  1. –А сейчас вам нужно поставить нужное по смыслу личное местоимение, определи его лицо, число, падеж.

1.… нарисую ёлочку. 2. А … что будешь рисовать? 3. Завтра … пойдем на речку. 4. Кого … ждете? 
5. Вечером … читают сказки.6. Что … нужно вырезать из бумаги? А … умеете так вырезать? 7. Какую задачу … задали? 8.Куда … идёшь? 9.Завтра … пойду в библиотеку. 10. Скоро …. Напишут в газетах.

2. Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. Напиши над словом. Найди личные местоимения, укажи лицо, число, падеж.

Я, на, ты (предлог)

Но,  тобой, вас (союз)

Мы, Яна, ты, вы (существительное, имя)

Я, меня, мной, оно (3 л ед.ч)

Мы, я, вы, они (ед.ч.)

Сравнивают, обобщают, делают выводы, высказывают и отстаивают свою точку зрения, работают в парах, группе

КУУД

5.         Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой по эталону.

-А сейчас предлагаю вам проверить ваши знания, полученные на уроке и ответить на несколько вопросов теста. Вопросы теста выйдут на экран.  Вам нужно только в тетради писать ответы
1. Найди лишнее: 
а) я 
б) ты 
в) как 
г) она 
2. Найди признак личного местоимения:
а) Называет предмет 
б) Указывает на предмет, не называя его 
в) Указывает на действие предмета 
г) Служит для связи слов в предложении 

3. Местоимение отвечает на вопросы:

А) существительных

Б) глаголов

В) нельзя задать вопрос
4. Каким членом предложения является местоимение в предложении?
Он долго ходил около школы. 
а) Сказуемым 
б) Подлежащим 
в) Определением 
г) Дополнением 
5. Сосчитай количество местоимений: как, без, он, у, я, ты, от, мы, до, вы, про, они.
а) 4 
б) 5 
в) 6 
г) 7 
-Поменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте и оцените друг друга: ( слайд )

5правильных ответов– «5» 
4 правильных ответа – «4» 
3 правильных ответа – «3» 
2 правильных ответов – «2» 

-Молодцы.

Оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников

КУУД

V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Соотнесение результатов урока с поставленной целью.

- Наш урок приближается к концу. Теперь можно вернуться к нашему разговору в начале урока. Еще раз вспомним, как изменяются у нас местоимения? ( по родам, по числам, по падежам)  

-В начале урока мы с вами поставили цель: научиться правильно склонять местоимения 1ого и 2ого лица.

-Как вы думаете, добились ли мы цели урока или нет?

-Хорошо. У кого возникли вопросы? Всем все было понятно?

-Хорошо. Молодцы.

Отвечают на итоговые вопросы

КУУД

Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.).

- Хорошо. Давайте подведем итог урока. На экране вы видите незаконченные предложения. Вам нужно их закончить.

-Спасибо за ответы.

Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности

ЛУУД

Выставление отметок.

- Я считаю, мы с вами сегодня хорошо поработали, все были очень активными. Но все же хочу выделить …, …, … ,а остальным нужно ещё немножко постараться.

VI. Домашнее задание

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

-А сейчас открываем дневники и записываем домашнее задание. Вам нужно написать 5-7 предложений, используя местоимения 1 ого и 2 ого лица.

Фиксируют домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...