Конспекты уроков
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Аня Валерьевна Архипова

Урок русского языка во 2 классе на тему: «Имя существительное»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:«Имя существительное»

Тип:урок «открытия» нового знания

Цель урока :создать условия для  знакомства с именем существительным как с частью речи.

Задачи:

- обучающая: познакомить учащихся с новой частью речи - имя существительное;

- развивающая: развивать навыки грамотного письма, умение аргументировать свой ответ;

- воспитательная: воспитывать любовь к языку, культуру устной и письменной речи.

Планируемые результаты

Предметные:

знать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; уметь распознавать в тексте имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Метапредметные:

- Познавательные: извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;

- Регулятивные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять; уметь оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;

- Коммуникативные:  уметь работать в парах, в группе, самостоятельно планируя свою работу; вступать в диалог с учителем и одноклассниками.

Личностные:

проявлять навыки сотрудничества сверстниками в разных ситуациях; развитие самостоятельности;

Ресурсы урока:интерактивная доска, ноутбук, презентация; учебник русский язык УМК «Перспектива» Авторы учебника: Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. , II часть, тетради;

Ход урока

Этапы

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

УУД

I.Организационный этап

- приветствие, знакомство;

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

Так что время не теряем,

И работать начинаем.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня урок русского языка проведу у вас я –Аня Валерьевна.

Приветствуют учителя

ЛУУД

- эмоциональный настрой к уроку;

-  Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

- Я желаю вам сохранять хорошее настроение весь урок.

Настраиваются к уроку

- проверка готовности у уроку.

-Ребята, проверьте свои рабочие места. Все ли у вас готово к уроку?

-Хорошо, тогда мы начинаем урок.

Организуют рабочее место

II. Проверка усвоения материала прошлого урока

III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

1.Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)

-Ребята, посмотрите на экран. Давайте распределимданные слова на группы.

Милый, малыш, мыть, молоко, молчит, маленький.

Группы: 1) предметы (малыш, молоко)

                2) признаки (милый, маленький)

                3) действия (мыть, молчит)

- Чем похожи все слова? (они начинаются на М)

- Давайте напишем эту букву. Откроем тетради, запишем число, классная работа и запишем букву «М,м».

- А сейчас давайте попробуем отгадать загадки, правильно написать словарные слова:

  1. Всю зиму тихо спит в берлоге,
    Гулять не ходит по двору,
    В лесу хозяин самый строгий,
    Боится Машу лишь одну (медведь)
  2. Пьет бензин, как молоко,
    Может бегать далеко.
    Возит грузы и людей.
    Ты знаком, конечно, с ней? (машина)
  3. Друг за другом по порядку
    Хвостики торчат на грядке,
    А красавица девица 
    в земляной сидит темнице (морковь)

Медведь, машина, морковь

– Чем похожи все слова? Что они обозначают?  (они обозначают предмет)

Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами

ЛУУД

2.        Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися).

- В начале урока мы повторили о словах, которые обозначают предмет. Всё ли мы о них знаем?

- Значит, сегодня на уроке нам надо сделать ещё одно небольшое открытие.

- Значит, как вы думаете, какая тема нашего урока? («Имя существительное»)

-Какую цель мы с вами поставим?

  1. Узнать, как называются слова, которые обозначают предметы
  2. На какие вопросы они отвечают
  3. На какие группы можно разделить эти слова

Формулируют тему и цели  урока

РУУД

IV. Организация познавательной деятельности

1.Определение последовательности действий на уроке ( т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации).

-Цель и тема определены. Для достижения нашей цели давайте составим план действий. Для этого нам помогут наши слова- подсказки: ( на экране,соотнести)

Познакомимся… с новой частью речи

Узнаем…на какие вопросы она отвечает и что обозначает

Выполним… новые задания, упражнения.

-Послушайте стихотворение.

Клещи, люди и цветы,

Носороги и коты,

Джинсы, майки и штиблеты -

Называются ПРЕДМЕТЫ.

Зайцы, мышки и кроты,

Пальмы, ёлки и кусты,

Мухоморы и конфеты -

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

- Существуют ли эти предметы в жизни?

- Придумайте название этой группе слов.

- Верно, слова, которые обозначают предметы, назвали существительными.

- Разделите эти предметы на 2 группы. По какому признаку разделили?

( 1 группа – живые, 2 группа - неживые предметы)

- Задайте к словам 1 группы вопрос (кто?)

- Почему такой вопрос задали? Дайте название этим существительным (одушевлённые существительные)

- Задайте к словам 2 группы вопрос (что?)

- Почему такой вопрос задали? Дайте название этим существительным (неодушевлённые существительные)

- Давайте прочитаем, что нам расскажет профессор Самоваров об именах существительных (чтение текста в учебнике стр. 76)

- Какой вопрос задавали к растениям? Почему?

- Прочитаем, что нам об этом расскажет профессор Самоваров (чтение текста стр. 79 учебника)

Составляют план решения проблемной ситуации, планируют с учителем необходимые действия

РУУД

2.        Поиск решения («открытие» нового знания).

- А сейчас давайте поработаем по учебнику, упражнение 99 стр. 76 выполним устно.

-А сейчас давайте поработаем в парах.

1 вариант - выписать одушевлённые существительные

2 вариант - выписать неодушевлённые существительные

1 карточка: Аллея, капуста, мальчик, осина, народ, солдат, огурец, заяц.

2 карточка: Платок, сорока, лопата, стакан, лягушка, мороз, отец.

- А сейчас давайте проверим.

Извлекают нужную информацию, дают определения новым понятиям, самостоятельно находят информацию в материалах учебнике и рабочей тетради, работают в парах, группе

КУУД

РУУД

ПУУД

4.Первичное закрепление.

- Вижу, что вы устали, давайте встанем и сделаем физкульминутку.

- Давайте мы с вами посмотрим упражнения 100, 101, стр. 77. Выпишите эти слова.

-Давайте проверим.

Что? Молоток, тиски, клещи, напильник, ножовка, сноровка

Кто? Олень, лев, барсук, рысь, медвежата

Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, работают в парах,  группе

КУУД

4.Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений)

-Ребята, сейчас мы с вами проделаем групповую работу. 1 ряд- 1 группа, 2 ряд- 2 группа,3 ряд- 3 группа

— Из данных слогов и букв составьте как можно больше слов за 2 минуты.

ма, со,на, ри, с,ши, ре, та, г, не, к, в, у, ла, пи, ка, до, га, ле, ро, то, се, зе, ло, р, но

— Какие слова составили? К какой части речи относятся слова?

- Один представитель из группы читает составленные слова. Подводится итог групповой работе (чья группа составила больше слов, та и победила).

Сравнивают, обобщают, делают выводы, высказывают и отстаивают свою точку зрения, работают в парах, группе

КУУД

4.Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой по эталону.

А сейчас мы с вами самостоятельно выполним задания.

  1. Запишите пропущенные слова.

Первый снег

Пришла ________. Первые ____________ закружились в ______________. _____ весь пушистый

и белый. Теперь ________________ незачем прятаться в лесную чашу. Прямо  с ___________  нырнули вниз, в мягкий пушистый ________, и закопались в нем. _________ не дует, и от

спрятаться можно. Хорошо там!

Пропущенные слова: зима, снежинки,  воздухе,  Лес, тетеревам, деревьев, снег, Ветер, врагов.

  1. Распределите существительные на 2 группы –одушевлённые и неодушевлённые.

Мачеха, подснежник, падчерица, корзинка, месяцы, поляна, старик.

-А сейчас обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте его работу.

- У кого 1 ошибка? у кого 2?

-Молодцы.

Оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников

КУУД

V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Соотнесение результатов урока с поставленной целью.

-Ребята, наш урок подходит к концу и давайте вспомним какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

– Достигли мы заданной цели?

– Какую часть речи мы изучали?

– Что вы знаете об имени существительном?

Отвечают на итоговые вопросы

КУУД

Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.).

-Хорошо. Давайте подведем итог урока. На экране вы видите незаконченные предложения. Вам нужно их закончить.

-Спасибо за ответы.

Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности

ЛУУД

Выставление отметок.

- Я считаю, мы с вами сегодня хорошо поработали, все были очень активными. Но все же хочу выделить …, …, … ,а остальным нужно ещё немножко постараться.

VI. Домашнее задание

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

- А сейчас открываем дневники и записываем домашнее задание. Упражнение 103, стр 79.

-Урок окончен. До свидания!

Фиксируют домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предметы Признаки Действия Милый Малыш Мыть Молоко Молчит Маленький

Слайд 2

Познакомимся Узнаем Выполним с новой частью речи на какие вопросы она отвечает и что обозначает н овые задания, упражнения

Слайд 3

Запишите пропущенные слова. Первый снег Пришла ________. Первые ____________ закружились в ______________. _____ весь пушистый и белый. Теперь ________________ незачем прятаться в лесную чашу. Прямо с ___________ нырнули вниз, в мягкий пушистый ________, и закопались в нем. _________ не дует, и от спрятаться можно. Хорошо там! Пропущенные слова: тетеревам, снежинки , Ветер, воздухе , Лес, деревьев , снег , зима, врагов .

Слайд 4

Распределите существительные на 2 группы – одушевлённые и неодушевлённые. Мачеха, подснежник, падчерица, корзинка, месяцы, поляна, старик.

Слайд 5

Первый снег Пришла зима . Первые снежинки закружились в воздухе . Лес весь пушистый и белый. Теперь тетеревам незачем прятаться в лесную чашу. Прямо с деревьев нырнули вниз, в мягкий пушистый снег , и закопались в нем. Ветер не дует, и от спрятаться можно. Хорошо там !

Слайд 6

Одушевленные Неодушевленные Мачеха Подснежник Падчерица Корзинка Старик Месяцы Поляна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...