Правописание слов с безударным гласным в слове, с парным по глухости-звонкости согласным, с непроизносимым согласным.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Шавульская Евгения Сергеевна

Разработка урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 26.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:

Тема:  Правописание слов с безударным гласным в слове, с парным по глухости-звонкости согласным, с   непроизносимым согласным.

Цель: развивать умение проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов.

Этапы

Характеристика деятельности учащихся

УУД

I        Организационный момент

 Познавательные УУД:

-определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

Регулятивные УУД:

 -самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

-осуществлять само и взаимопроверку работ.

Коммуникативные УУД:            

 -участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

II. Актуализация опорных знаний

Запишите словосочетания и предложения. Подчеркните в корнях буквы безударных гласных и парных согласных.

1) Ходить гоголем, ходячий больной, дать задний ход, ходить ходуном, ходить на ходулях, ход конём, запасный выход, выходцы из России.

2) К нему в гости я больше не ходок.

3) Ходовой товар легко продать.

III. Самоопределение к деятельности

—  Прочитайте слова.

поздний                   опоздать                  поездка

солнце                     зелёный                  вылез

честный                   бежать                    пробежка

По какому принципу их разделили на три группы? (Слова с непроизносимыми согласными в корне, слова с проверяемыми безударными гласными в корне, слова с парными согласными в корне.)

Найдите среди слов однокоренные слова.

Назовите сначала проверочное слово, затем проверяемое для непроизносимого согласного звука. (Опоздать — поздний.)

Назовите сначала проверочное слово, затем проверяемое для парного согласного звука. (Бежать — пробежка.)

Назовите сначала проверочное слово, затем проверяемое для безударного гласного звука. (Поздний — опоздать, пробежка — бежать.) Что вы заметили? Как пишутся гласные и согласные звуки в корнях слов? (Они пишутся одинаково в проверяемых и проверочных словах.)

Что объединяет все слова? (Это слова с корневыми орфограммами)

Сформулируйте задачи урока. (Повторить орфограммы корня, способы проверки слов с орфограммами в корне.)

 IV. Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр. 89 (с. 56-57). (Коллективная работа со схемой.)  Назовите корневые орфограммы.

—  Какие действия надо выполнить, чтобы правильно написать корневые орфограммы?

—  Когда гласный звук в корне нуждается в проверке?

—  Когда согласный звук в корне нуждается в проверке?

—  В чём сходство и различие в подборе проверочных слов для гласных и согласных звуков в корне? (Для проверки надо подобрать такое слово, чтобы звук стоял в сильной позиции. Для гласных надо подобрать слово, где этот звук будет ударным, для согласных где этот звук будет стоять перед гласным.)

—  Выполните письменное задание к упражнению. (Коллективная проверка, самооценка.) Упр. 90 (с. 57).    —  Прочитайте.

—  Назовите слова с пропущенными буквами, подберите проверочные слова.

—  Какие слова произносятся одинаково, но пишутся по-разному и имеют разный смысл? (Спишите спешите, отварите отворите, слизал слезал.)

—  Какой вывод вы можете сделать? (Одна буква в слове может изменить значение, поэтому надо писать слова с безударными гласными грамотно.)

—  Назовите слово с непроверяемым безударным гласным. (Железо.)

—  Запишите это слово в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

—  Найдите значение слова железо в толковом словаре.

—  Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка, самооценка.)

—  Разберите по составу слово железным.

Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 91 (с. 57). Прочитайте выразительно отрывок из произведения К.Г. Паустовского.

—  Какие картины природы рисует автор?     —  Какое предложение проиллюстрировал художник?    —  Какие орфограммы корня вам здесь встретились?    —  Назовите слово с безударным гласным и проверочное слово.   —  Назовите слово с парным согласным и проверочное слово.   —  Назовите слово с непроизносимым согласным и проверочное слово. —  Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка, самооценка.)

Упр. 92 (с. 58). (Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка.) 

—  Чем интересно стихотворение Я. Козловского? (Оно построено на игре слов. Слово такса повторяется, но имеет разное значение.)

—  Как называются выделенные слова? (Омонимы.)

—  Прочитайте словарную статью из словаря омонимов нас. 156.

—  Выполните звуко-буквенный разбор слова такси. (Один ученик работает у доски.)

VII. Подведение итогов урока

—  Из каких значимых частей состоят слова? —  Какие орфограммы могут быть в корнях слов? Как их найти? —  Как проверить слово с орфограммой в корне? —  Чем сходны между собой три правила правописания гласных и согласных в корнях слов? Чем они отличаются?

IX. Рефлексия

Запись под диктовку   Белка в лодке

Раннее весеннее утро. Узкая длинная лодка двигалась через залитые речной водой местные луга. Рыбак готовился ставить сеть на леща. Он медленно подъехал к кустам лозняка. На одном из кустов в редких ветвях рыбак разглядел странный рыжий грибок. Вдруг этот удивительный гриб взлетел и прыгнул прямо в рыбачью лодку.

Дивным грибком оказалась мокрая озябшая белочка. Рыбак довёз рыжую пассажирку до берега. Зверёк выпрыгнул на сушу и убежал в лесную чащу.

—  Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание

Упр. 93 (с. 58)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Тема Упражнение в правописании слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными, непроизносимыми согласными 3 класс

На уроке  систематизируюся  знания по теме «Орфограммы корня», закрепляется  умение выполнять алгоритм  действий по решению орфографических задач; развивается орфографическая...

Урок русского языка "Проверка слов с парными по глухости - звонкости согласными"

Урок русского языка "Проверка слов с парными по глухости - звонкости согласными" в 3 классе....

Конспект урока :"Упражнения в написании слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным"

Конспект урока :"Упражнения в написании слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным" 2 класс УМК "Школа России"Цели урока: развивать умение ...

Конспект по русскому языку "Правописание слов с безударной гласной в корне и парным согласным"

Конспект по русскому языку "Правописание слов с безударной гласной в корне и парным согласным". 2 класс. Школа России....

Конспект урока : «Упражнение в написании слов с парными по глухости – звонкости согласными в корне»

Конспект урока : «Упражнение в написании слов с парными  по глухости – звонкости согласными в корне»  ...