Конспект урока «Слова с безударной е в корне, которые проверяются буквой ё».3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Сюмайкина Надежда Анатольевна

Конспект урока

«Слова с безударной е в корне, которые проверяются буквой ё».

Класс:3

УМК "Школа России"

 

  Цели урока:

закреплять умения правильного написания безударной гласной в корне, умение подбирать проверочные слова; учить проверять слова с безударной буквой е в корне;

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Нахождение безударных гласных в корне слова.

2) Способы проверки безударных гласных в корне.

Термины:

Гласный звук – это звук состоит только из голоса; при произнесении его воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.

Ударный звук – гласный звук в ударном слоге (под ударением).

Безударный звук – гласный звук в безударном слоге (без ударения).

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук.

Корень – общая часть родственных слов.

Однокоренные слова – слова, имеющие общую часть (корень) и общее значение.

Омонимы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

«Слова с безударной е в корне, которые проверяются буквой ё».

       

  Цели урока:

закреплять умения правильного написания безударной гласной в корне, умение подбирать проверочные слова; учить проверять слова с безударной буквой е в корне;

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Нахождение безударных гласных в корне слова.

2) Способы проверки безударных гласных в корне.

Термины:

Гласный звук – это звук состоит только из голоса; при произнесении его воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.

Ударный звук – гласный звук в ударном слоге (под ударением).

Безударный звук – гласный звук в безударном слоге (без ударения).

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук.

Корень – общая часть родственных слов.

Однокоренные слова – слова, имеющие общую часть (корень) и общее значение.

Омонимы

 Форма работы:  фронтальная, работа в парах, самостоятельная.

 

Ход урока.

I.  Организационный момент.

- Ребята, сегодня мы с вами на уроке напишем словарный диктант.

Почему такие слова называют «словарными»? (Правописание безударных гласных невозможно проверить. Эти слова необходимо запомнить)

(напомнить детям про критерии оценок).

(12 слов. Подчеркнуть непроверяемые безударные гласные и выделить ударения.

Завтрак, картофель, улица, медведь, собака, север, заяц, учительница, погода, дорога, крестьяне, месяц, Москва.

-Какие безударные гласные в корне вам чаще всего встретились? (а  о  и  е  я)

У вас на столах лежат тетради. Давайте постараемся писать в них каллиграфически правильно (письмо без искажений). 

Динамическая пауза «Образуйте группы»

-Встаньте те, кто из вас мечтает стать отличником.

-Кто хочет получить от Деда Мороза подорок своей мечты?

-Поднимит е руки те, кто не забыл сегодня перед уходрм  в школу обгять своих родителей?

-Попрошу сесть за парту тех, кто хочеть получить «4» или «5» по словарному дикатанту.

II. Минутка чистописания.

б-п в-ф г-к д-т з-с ж-ш

а  о  и  е  я

е  ё

В тетрадях записаны буквы. Объясните, что объединяет буквы в каждой строке?

-Парные согласные. Слайд 2

-Расскажите правило.

Безударные гласные в корне слова. Как можно проверить правописание безударных гласных в корне слова? Слайд 3

-Что объединяет буквы третьей строки?

III. Актуализация знаний.

На доске записано предложение:      (Слайд 4)

Св..тлячок проб..жал в т..мноте.

– Сегодня мы будем совершенствовать свои знания в области применения очень важного правила. Запишите данное предложение, вставьте пропущенные буквы.(1 ребёнок выполняет у доски).

– Скажите, какое правило вы использовали при написании всех слов предложения? (Мы использовали  правило  о  написании  безударных гласных.)

– В какой части слова находится безударная гласная? (Безударная гласная находится в корне.)

– Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне? (Надо найти проверочное слово, в котором безударная гласная стала бы ударной.)

– Подберите проверочные слова к словам, написанным в предложении, впишите их в скобках перед проверяемыми словами. (Слайд 5)

Светлячок – свет

Пробежал – бег

Темноте - тёмный

– Сравните гласные в корне проверяемых и проверочных слов. Что заметили? (В двух первых парах одинаковые гласные в проверяемых и проверочных словах, а в третьей паре – разные.)

– Назовите гласные в корне проверяемого и проверочного слова третьей пары. (В корне слова темноте – безударная гласная е, в корне проверочного слова тёмный пишется ё.)

-Посмотрите на след. Слайд 6.

– Сделайте вывод о том, какую гласную нужно писать в корне проверяемого слова, если  в корне проверочного слова пишется буква ё.

Слайд 7.Если в корне проверочного слова пишется буква ё, то в корне проверяемого слова нужно писать безударную гласную е.

- Сегодня мы продолжаем знакомство с особенностями проверки слов с буквой е в корне.

Физминутка.

Я ракета, я ракета ,

Полетела в космос…

-Что можно увидеть в космосе?

IV. Включение в систему знаний.     (слайд 9)

-Посмотрите внимательно на доску и подумайте. Как можно назвать эти изображения одним словом. (звезда)

 - А какое  значение имеет слово звезда?

(Космическое тело, морское животное,  известный человек)

- Как можно проверить написание гласной в слове - звезда.

-Напишите в ваших тетрадях 3 примера, где безударную гласную Е в корне можно проверить буквой Ё.

Звезда-звёзды

Озёра-озеро

Вёдра-ведро

-Загадка века:

Как называются в русском языке слова, которые пишутся и слышатся одинаково, но имеют разное значение? (Омонимы)

-  У нас  есть картинка. Слайд 10-11.

Попробуйте придумать предложение и записать к себе в тетрадь. (В ночном небе зажглась яркая  звезда.)

11 ребёнок выполняет у доски.

-Давайте сделаем синтаксический разбор предложения. Подчеркните  члены предложения снизу карандашом по линейке и подпишите части речи, которыми он выражены

-Какое предложение получилось? Распространённое или нераспространённое? По интонации и цели высказывания?(Распр., невосклицательное, повествовательное.)

Слайд 12-13.

-Прочитайте стихотворение, назовите слова с проверяемой гласное Е в корне слова.

Что означает слово «ЛЕТОК». Напишите это слово в тетрадях.

-Сделайте разбор слова по составу. (Корень, суффикс, нулевое окончание, основа).

-Запишите следующие слова- МЕДОК и ПЧЁЛКИ  (разбор по составу).

V.  Работа в паре.

- А теперь  время поработать в парах. 

 - Не забывайте правила: как  проверить безударную гласную  в корне слова?

В лису мы нашли гниздо. Там был савенок. Птинец не умел литать. Мы взяли его из гнизда. Сова налитела на нас. Глаза ее блистели. Савёнок громко кричал. Мы пожалели малыша. Витя посадил его на дерево.

-Проверка с комментированием.

VI. Работа по учебнику.

Упр. №266 с. 113.

IX . Итог урока 

 Рефлексия деятельности (самооценка результатов деятельности)

Мы  вспомнили

(правило о написании безударных гласных)

Мы узнали

(если в корне проверочного слова пишется буква ё, то в корне проверяемого слова нужно писать безударную гласную е).

Мы научись

(подбирать проверочные слова)

Домашнее задание.

 - Упр. №268 с. 114.

Приложение.

Ф.И.______________________________________________________

Прочитай текст, исправь ошибки.  Запиши правильно.

В лису мы нашли гниздо. Там был савенок. Птинец не умел литать. Мы взяли его из гнизда. Сова налитела на нас. Глаза ее блистели. Савёнок громко кричал. Мы пожалели малыша. Витя посадил его на дерево.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Прочитай текст, исправь ошибки.  Запиши правильно.

В лису мы нашли гниздо. Там был савенок. Птинец не умел литать. Мы взяли его из гнизда. Сова налитела на нас. Глаза ее блистели. Савёнок громко кричал. Мы пожалели малыша. Витя посадил его на дерево.

Прочитай текст, исправь ошибки.  Запиши правильно.

В лису мы нашли гниздо. Там был савенок. Птинец не умел литать. Мы взяли его из гнизда. Сова налитела на нас. Глаза ее блистели. Савёнок громко кричал. Мы пожалели малыша. Витя посадил его на дерево.

Прочитай текст, исправь ошибки.  Запиши правильно.

В лису мы нашли гниздо. Там был савенок. Птинец не умел литать. Мы взяли его из гнизда. Сова налитела на нас. Глаза ее блистели. Савёнок громко кричал. Мы пожалели малыша. Витя посадил его на дерево.

Прочитай текст, исправь ошибки.  Запиши правильно.

В лису мы нашли гниздо. Там был савенок. Птинец не умел литать. Мы взяли его из гнизда. Сова налитела на нас. Глаза ее блистели. Савёнок громко кричал. Мы пожалели малыша. Витя посадил его на дерево.

Прочитай текст, исправь ошибки.  Запиши правильно.

В лису мы нашли гниздо. Там был савенок. Птинец не умел литать. Мы взяли его из гнизда. Сова налитела на нас. Глаза ее блистели. Савёнок громко кричал. Мы пожалели малыша. Витя посадил его на дерево.

Прочитай текст, исправь ошибки.  Запиши правильно.

В лису мы нашли гниздо. Там был савенок. Птинец не умел литать. Мы взяли его из гнизда. Сова налитела на нас. Глаза ее блистели. Савёнок громко кричал. Мы пожалели малыша. Витя посадил его на дерево.

Прочитай текст, исправь ошибки.  Запиши правильно.

В лису мы нашли гниздо. Там был савенок. Птинец не умел литать. Мы взяли его из гнизда. Сова налитела на нас. Глаза ее блистели. Савёнок громко кричал. Мы пожалели малыша. Витя посадил его на дерево.

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/08/30/slova-s-bezudarnoy-e-v-korne-kotorye-proveryayutsya