развитие речи у детей
методическая разработка по русскому языку

Иванова Ольга Валерьевна

Волшебный мир слов. Рабочая программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanova_o.v.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №13 «Золотая рыбка»

«Утверждено»

Заведующий МАДОУ  № 13

________________

Л.В. Куприянова

«_____» _______________ 2018

Программа по дополнительному образованию

«Волшебный мир слов»

(риторика)

Для старшего дошкольного возраста

(1 год обучения)

                                                        

Составила:

Воспитатель высшей категории

                                                        Иванова О.В.

2018 год

«Волшебный мир слов»

воспитателя Ивановой О.В.

МАДОУ детского сада комбинированного вида № 13 «Золотая рыбка»

Общая характеристика программы:

Данная программа по речевому развитию «Волшебный мир слов» основана на коммуникативной и познавательной деятельности детей,  предложена для занятий с детьми 5-6 лет в рамках дополнительного образования.   Отличительные особенности программы является то, что занятия проводятся с использованием теории решения изобретательных задач. Уникальность программы заключается в том, что игры и творческие задания предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Программа «Волшебный мир слов» не дублирует Основную образовательную программу ДОУ.

Срок реализации программы 1 год.

Данная программа способствует  развитию речи,  памяти, внимания, мышления. Ребёнок владеет речевыми умениями, инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяя рассказы других, пользуется разнообразными средствами выразительности. Программа развивает навыки межличностного взаимодействия.

В пояснительной записке  раскрыты необходимость речевого развития детей с применением инновационных технологий.

В основной части программы представлены цели и задачи программы, которые направлены на способствование формированию качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения на занятиях кружка.

 В Программе представлены методы и формы работы, критерии оценки эффективности реализации Программы, календарно - тематический план на весь период обучения, в котором указан месяц, тема занятия, количество часов на выполнение работы; программное содержание занятия, ожидаемый результат: показатели умений и навыков детей на конец учебного года, используемая литература.

Таким образом, в Программе выделены структурные части, цели и задачи согласованы. Прослеживается новизна подхода к отбору содержания. Данная Программа соответствует возрасту и развитию детей.

Программа написана четким и понятным языком. Темы занятий изложены логично.

Материалы программы стимулируют познавательную деятельность детей, способствуют развитию творческих способностей дошкольников.

Заключение

Программа Ивановой О.В. «Волшебный мир слов» соответствует требованиям и рекомендована для реализации в рамках дополнительного образования.

Пояснительная записка

Детство – удивительная страна. В ней, возможно, все: слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное – веселым и занимательным. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно красочным, ярким и интересным. Для этого достаточно быть ребенком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса.

ФГОС ДО и «Закон об образовании в РФ» определяют одним из ключевых   направлений  поддержку разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

Актуальность темы

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний, еще очень часто обучение сводится к запоминанию воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Задача педагогов дошкольных образовательных учреждений развивать творческие способности детей.

Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

Программа рассчитана на один год для детей 5-6 лет.

Цели и задачи реализации программы

Цель: способствовать формированию качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения на занятиях кружка.

Задачи программы:

образовательные:

учить детей высказывать свои мысли по теме, побуждать составлять рассказы, сказки, рифмовки на заданную тему;

создать дополнительные условия для развития речевой активности детей на занятиях кружка;

обогащать словарный запас детей,

учить определять и называть интонацию услышанного произведения.

развивающие:

совершенствовать звуковую культуру речи: интонационную выразительность, дикцию, развивать артикуляционный аппарат;

развивать связную речь (диалогическую, монологическую, описание и повествование);

развивать творческую фантазию,  умение сочинять небольшие сказки и рассказы, подбирать простейшие рифмы, используя дополнительный художественный материал.

воспитательные:

сформировать коммуникативные навыки детей через речевое творчество, чувство принадлежности к группе, вызвать интерес к сверстнику;

воспитывать уважение к словотворчеству друг друга, умение слушать друг друга, давать добрые советы.

вызвать желание самим  импровизировать, фантазировать, находить нужную информацию.

Отличительные особенности программы:

Занятия кружка проводятся с использованием теории решения изобретательных задач. Уникальность программы заключается в том, что игры и творческие задания предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Принципы построения программы:

доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;

систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений;

личностно-ориентированный подход;

изучение интересов и потребностей детей;

практическое участие и наглядное оформление;

творческий и индивидуальный подход к решению проблемы. 

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

создание развивающей предметно-пространственной среды;

целенаправленная работа воспитателя над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

повышение профессионального роста педагога в вопросах речевого развития дошкольников;

изучение состояния устной речи детей;

участие родителей в речевом воспитании детей.  

Планируемые результаты освоения Программы:

умение строить взаимоотношения с другими детьми, взрослыми в соответствии с нормами нравственных категорий, понятий адекватных общечеловеческим ценностям;

владение важнейшими жизненными навыками, необходимыми для успешной социализации ребенка в коллективе, обществе,  быстроменяющимся условиям жизни;

наличие у ребенка адекватных представлений об окружающем мире и уровень развитости соответствующих возрасту психических процессов;

развитость творческих особенностей ребенка, позволяющих выйти за пределы исходной, реальной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый, оригинальный продукт.

Критерии результативности обучения:

придумывание словесных загадок на основе сравнений, противоречий;

придумывание новых сказок, небылиц, рассказов;

придумывание  продолжения прочитанных произведений (рассказы, сказки);

заучивание  стихов, загадок, скороговорок с помощью рифмованных слов.

Оценивание уровня достигнутого ребенком образовательного результата может проводиться  через:

организацию педагогического наблюдения;

открытые мероприятия для детей и родителей;

творческие задания по составлению совместных альбомов, книг с собственными произведениями детей (сказки, рассказы, стихи, сопровождаемые рисунками и фотографиями).

Учебно-тематический план

№ раздела

Название раздела

Всего часов

1

Тематические беседы о временах года, сезонных изменениях, явлениях природы и предметах окружающего мира, отношениях людей

7 ч.

2

Знакомство с произведениями детских писателей и поэтов. Чтение. Беседы. Пересказ. Заучивание стихотворений

19 ч.

3

Ознакомление с разделами устного народного творчества. Разучивание пословиц,  закличек. Отгадывание загадок.

6 ч.

4

«По дорогам сказок»

Литературный праздник «По страницам любимых книг»

2 ч.

2 ч.

                                                                                Итого: 36 часов

           

Календарно – тематический план программы

Месяц

Тема занятий

Цели и задачи

Сентябрь

  1. «Лето, скажи нам, где ты?»

2-4.    «Золотая осень»

 (А.С. Пушкин, И. Бунин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Фет и др.)

Беседа по личным впечатлениям

Чтение. Беседа - наблюдение. Знакомство с выразительными средствами языка.

Октябрь

1. К.Бальмонт «Весёлая осень»

2. Живые картинки И. Левитан «Осень»

3.Экскурсия в парк. Наблюдение. Беседа.

4. Путешествие в осенний лес. 

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Заучивание

Рассматривание осенних пейзажей

Составление предложений.

Пересказ по картинке

Ноябрь

  1. «Грибы» В. Катаев
  2. «За ягодами»
  3. Р.н.сказка «Репка»
  4. «Фрукты» Б. Щербаков

Пересказ по ролям

Рассказывание по сюжетным картинкам

Инсценирование

Декабрь

 1. И. Никитин «Встреча зимы»

 2. «Какая бывает зима?»

 3. Р.н.ск. «Зимовье зверей»

 4. «Здравствуй, праздник Новый год!»

Составление описательных рассказов

Заучивание

Беседа о сезонных изменениях в природе

Пересказ по ролям

Беседа

Январь

  1. М. Пришвин «Осинкам холодно»

  2. Н. Скребицкий «Снег»

  3. «Зима в городе»

  4. «Зимние забавы»

Пересказ по картинке

Заучивание

Рассматривание картин. 

Отгадывание загадок

Февраль

     1.Устное народное творчество. 

Пословицы. Поговорки о Родине, труде и учении.

  1. Считалки. Скороговорки.\

Молчанки. Песенки. Прибаутки.

     3.  КВН «По дорогам сказок»

     4. «Богатыри» Л. Кассиль

Знакомство. Заучивание.

Пересказ

Март

      1. «Братья меньшие»

      2. Поговорим о маме

      3. Л.Толстой «Котёнок»

      4. М. Михалков «Мой щенок»

Беседа о животных и птицах.

Беседа.

Творческое рассказывание.

Апрель

1. З.Александрова «Подснежник» 

2.  Времена года. С. Маршак «12 месяцев»

3. Н. Сладков «Бюро лесных услуг»

4. «Весна идёт. Весне дорогу»

Чтение.

Заучивание.

Прослушивание. Беседа о сезонных изменениях в природе.

Чтение.

Май

1. «Медведь и солнце» Н. Сладков 

2. «День Победы»

3. У.Н.Т. Заклички

4.  «По дорогам сказок» Литературный праздник «По страницам любимых книг»

Рассматривание картин. Составление рассказов

Чтение. Пересказ

Прослушивание песен, стихов о войне. 

Просмотр кадров кинохроники военных лет.

Заучивание.

   

Методическое обеспечение программы

Для овладения программным содержанием используются разнообразные методы и приёмы обучения дошкольников. Кроме традиционных методов, широко используются активные формы обучения. В программе есть серия занятий, где ведущая роль принадлежит не педагогу, а ребёнку – ученику. В этом случае используются методы самостоятельной работы, практические работы (эксперименты), методы проверки и оценки знаний. Оценивая характер познавательной деятельности ребёнка на знании, предлагается объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный, проблемный, частично – поисковый и исследовательский. Разнообразные формы проведения занятий активизируют мыслительную активность учащихся и повышают их мотивированность к занятиям.

     В зависимости от дидактических целей занятия строятся как

  1. Изучение нового материала
  2. Занятия по закреплению и систематизации знаний, умений навыков детей
  3. Проверочные занятия
  4. Комплексные

Предполагаемые результаты

  1. Знакомство  с произведениями детской художественной литературы.
  2. Проявлять стремление к постоянному общению с книгой, испытывая удовольствие при прослушивании или самостоятельном прочтении.
  3. Устанавливать многообразные связи в тексте (логику, причины-следствия, поведения героев, мотивы и роль художественной детали).
  4. Воспринимать литературного героя в целом (внешний вид, поступки, мысли), давать оценку действиям.
  5. Проявлять внимание к языку, осознавать элементы комического в произведении, проникать в поэтическое настроение, передавать эмоциональное отношение в выразительном чтении, уметь выразить свой эмоциональный отклик на прочитанное.

Развитие связной речи.

Дети овладевают умением

  1. Пересказывать литературные произведения, самостоятельно передавая идею  и содержание, выразительно воспроизводя диалоги  действующих лиц;
  2. Понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе;
  3. Пересказывать произведение по ролям, близко к тексту;
  4. В описательных рассказах о предметах или явлениях точно и правильно передавать особенности, подбирая нужные слова;
  5. Сочинять сюжетные рассказы по картинке, из опыта, по игрушкам; с помощью взрослого строить свой рассказ по заданной теме;
  6. Различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение;
  7. В составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывать сказки с характерными особенностями построения (зачин, присказка, волшебные предметы, превращения и т.д.);
  8. Проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов, придумывать продолжение или конец истории, рассказы по аналогии, рассказы по плану и т.д.;
  9. Проявлять в рассказах индивидуальные способности к творческой речевой деятельности;

10. Уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднения.

Развитие словаря

  1. Активно владеть бытовым словарём, точно и правильно использовать слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, строение и материал
  2. Уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять их на этой основе в группы (посуда, мебель, одежда, овощи и т.д.)
  3. Понимать и использовать средства языковой выразительности (образные сравнения, эпитеты, метафоры и др.)
  4. Использовать в речи слова, обозначающие абстрактные понятия (темнота, заботливость, верность, победа и др.)

                           

Уровни освоения программы

Низкий –  ребёнок имеет бедный кругозор и мало знает произведений детской прозы и поэзии, не может прочитать стихотворение наизусть без подсказки. Затрудняется в установлении связей, поэтому допускает ошибки в пересказах и самостоятельных рассказах. Пользуется помощью взрослого. Словарный запас недостаточен.

Средний –  кругозор соответствует изученному программному содержанию. Может назвать нескольких знакомых поэтов и авторов, прочитать несколько стихотворений наизусть и пересказать некоторые произведения. В рассказе ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная.

Высокий – ребёнок владеет речевыми умениями, инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяя рассказы других, пользуется разнообразными средствами выразительности. Много знает произведений детской литературы отечественных и зарубежных авторов, знаком с поэзией и фольклором. В общении инициативен – задаёт вопросы, делится впечатлениями, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки детей, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.)

 Условия реализации программы

  1. Наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи по разным темам;
  2. Подборка компакт дисков для прослушивания произведений детской литературы;
  3. Хрестоматии для детей по возрастам;
  4. Мультимедийное оборудование;
  5. Репродукции картин известных художников.

Литература

  1. Авдеева Н.А.Воспитание детей раннего возраста. Пособие для      воспитателей и родителей. М., 1997
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. М., 1999
  3. Белова И.К. Былич Р.В. и др.  Программно – методическое оснащение коррекционно – развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. М., 1998
  4. Бугрименко Е.А. Чтение без принуждения. М., 1993
  5. Волина В. Занимательное азбуковедение. М.,1991
  6. Волков Б.С., Волкова Н.Б. Психологическое общение в детском возрасте: учебное пособие. М.,1997
  7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПБ., 1997
  8. Выренцова А.С Подготовка к обучению. С-П., 1997
  9. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. М., 2000
  10. Дьяченко О.М., Астенькова Н.Ф, Булычева А.И. и др. Дети, в школу собирайтесь: книга для воспитателей детского сада и родителей. М., 1997
  11. Джежелей О.В. Помогайка М., 1994
  12. Ёлкина Н.В. Маряничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Серия «Вместе учимся, играем» Ярославль, 1997
  13. Зайцева Л.В., Земляченко С.В. Управление инновационным образовательным учреждением в режиме функционирования и развития. М., 1998
  14. Ильина  М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. Спб., 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по развитию речи слабослышащих детей

Рекомендации для родителей по развитию речи слабослышащих детейРазвитие речи у ребёнка предполагает накопление запаса слов в процессе речевого общения с окружающими. Трудно переоценить значение ...

Учебные вещи и их назначение (урок развития речи для детей со сложной структурой дефекта)

Данный урок преследует такие учебные цели:интеллектуальное и речевое развитие учащихся; развитие пространственного, речевого и осязательного восприятия и сенсомоторной координации. Расширение словарн...

Развитие речи у детей

Советы родителям о речевом развитии детей, о этапах развития речи....

Методическая разработка урока по развитию речи у детей с задержкой психического развития

Задания  направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и развитие речи...

Тематические карты по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи. 1 класс

Данные карточки были разработаны для учащихся 1 класса имеющих тяжелые нарушения речи, с целью отработки  и закрепления пройденного материала в домашних условиях....

Тематические карты по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи

Специальные уроки развития речи имеют своей целью формирование и совершенствование у школьников с общим недоразвитием речи полноценных форм общения и языковых средств с учётом их взаимодействия....

Консультация для родителей . «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями».

Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять....