Конспект урока 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тема урока. «Упражнение в распознавании имен существительных в дательном падеже»

Цель. Развитие умения распознавать имена существительные в дательном падеже, различать падежные формы имен существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе  по программе «Школа России»

 

Тема урока. «Упражнение в распознавании имен существительных в дательном падеже»

Цель. Развитие умения распознавать имена существительные в дательном падеже, различать падежные формы имен существительных.

УУД

Предметные. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Коммуникативные. Владение монологической, диалогической формами речи, в соответствии с грамматическими  нормами  родного языка.

Регулятивные. Постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения  материала.

Личностные.

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование. Презентация к уроку, словарь синонимов, индивидуальные карточки,  листы достижений, учебник  «Русский язык» 4 класс, автор

В. П.Канакина, индивидуальные доски, маркеры

Ход урока.

I.Мотивационный момент.

Приветствие учителя. Выявление эмоционального состояния учащихся.

-У вас  хорошее настроение? Давайте друг другу улыбнемся и пошлем воздушный поцелуй. Улыбка располагает к общению.

Девиз урока: Умей слушать другого, учись сам, помоги товарищу,

прими помощь.(слайд 1)

-Объяснить смысл этой пословицы.

ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.

II.  Актуализация опорных знаний.

                  Ученик читает стихотворение

От чистого сердца, простыми словами

Давайте, друзья, потолкуем о маме.

Мы любим её, как хорошего друга,

За то, что у нас с нею всё сообща,

За то, что, когда нам приходится туго,

Мы можем всплакнуть у родного плеча.

За то, что всегда без утайки и прямо

 Мы можем доверить ей сердце своё.

И просто за то, что она – наша мама,

Мы крепко и нежно любим её.

  1. О ком говорится в стихотворении, к какому празднику готовится вся страна? Как готовитесь вы к этому празднику?

Давайте обратимся к слову мама .Какой частью речи является это слово?

Назовите его грамматические признаки. (ед. ч., ж. р. ,И. п.,

1 скл ., одуш ., нариц.)

 

-Назовите 1 звук в слове мама, дайте ему характеристику. Назовите первую букву этого слова ,давайте вспомним ,как она пишется.

Чистописание.   

          Мм

Ма

Мама (составить устно предложение с этим словом)

ПОСТАВИТЬ ОЦЕНКУ В ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ-сам

 

      2.Орфографическая минутка.( инд. доски).Вставить буквы, назвать орфограммы.

От чистого сер.ца, пр.стыми сл.вами

Д.вайте, друз.я, пот.лкуем о мам..

-Подберите синонимы к слову толкуем? (сильный работает со словарем-синонимов)

 

Толки-разговоры, пересуды,

слухи (синонимы)

Назовите им. сущ.,опр.падеж.сущ.

Как определить падеж им.сущ.?

Что повторили ,выполняя это задание?

ПОСТАВИТЬ ОЦЕНКУ В ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ-сам

 

 

3.Проверка домашнего задания.

Написать мини-сочинение о маме и определить падеж им. сущ.

(Проверка в парах красным карандашом.

 ПОСТАВИТЬ ОЦЕНКУ В ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ-пара

Зачитывается одно сочинение

 

3.Над какой темой  мы сейчас работаем? (Учимся распознавать падежи имен сущ. по их признакам). О каких падежах мы уже говорили?(И,В,Р,П)

По каким признакам мы можем определить падеж им. сущ.?  (предлог, вопрос, роль в предложении).

- Какую часть речи изучаем?

-Дайте определение имени существительному.

-Назовите грамматические признаки имени существительного.

-Как определить падеж имени существительного? (Алгоритм)

 

 

III. Постановка проблемы.

 

– Мы сегодня познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г. Граубина, сказал:

 

«Такой падеж…

Я с детства не терплю:

Давать,

Делиться чем-нибудь

С друзьями

Не люблю».

– О каком падеже идёт речь? (Речь идёт о дательном падеже.)(слайд3)

-Сформулируйте тему урока? (распознавание сущ. в Д.п.)

-Какую цель мы перед собой поставим? Научиться распознавать им. сущ. Д.п по  признакам)

IV. Открытие учащимися новых знаний.

     1. Понятие о дательном падеже.

Работа с таблицей учебника с. 82

Работа в паре.  Заполнение таблицы. (Слайд-проверка)

 

 

Падеж

Вопрос

Предлог

Роль в предложении

Окончания

(выделить)

Д.п.

 

 

 

Дать  (кому?) маме

 дать  (чему?) земле

 дать  (кому?) писателю 

 дать  (кому?) дочери 

 дать  (чему?) классу

 

ПОСТАВИТЬ ОЦЕНКУ В ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ-сам

 

 

   А почему дательный падеж называется именно так, сейчас узнаем. Лев    

    Успенский написал книгу «По дорогам и тропам языка», в которой

   целую главу посвятил дательному падежу и назвал ее «Щедрый падеж». Как вы думаете почему? Уточните в толковом словаре. (сильный-работа со словарем)

 

2.Сделаем вывод:(слайд)

Существительное в дательном падеже часто указывает на лицо, в интересах которого совершается действие, точнее на лицо, которому что-то дают. Чтобы узнать дательный падеж, какое слово надо подставить к существительному?

          Слово дать.

         -Ребята, а что нам дает мама? За что мы ее любим?

     VI.  Физ. минутка:

                 1. Двигательная

Именительный подпрыгнул, 

 А Родительный летал.

Дательный  полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны –  

И при этом все важны!

    V. Первичное закрепление.

   

        Работа в группах

 _  Составить  предложения из слов, объяснить значение пословиц, определить падеж выделенных слов. Дать характеристику 4 предложения. Выделить в этом предложении грамматическую основу.

 КОМАНДИР СТАВИТ ОЦЕНКУ КАЖДОМУ В ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ-группа командир

                                                                             Д. п.

        1. Птица радуется весне, а младенец – матери.

                                                                                                        Д. п.

         2. Слепой щенок и тот к матери ползет.

                                                                  Д. п.

        3. Каждый человек благодарен маме.

                                                                                               

                                                                                  Д.п.

       4. Любовь к Родине начинается с любви к матери. (Ю. Я. Яковлев)

Проверка с доски (матери-Д.п., к матери-Д.п., маме-Д.п.)

 

VI. Закрепление. Самостоятельная работа, дифференцированная работа (сильные - словарная работа, слабые- выписать словосочетания, в которых им.сущ. стоят в Д.п.) .Разобрать  как часть речи слово к матери. Можно попросить помощь у консультантов.

 

(Слабые) Слетел лист, думаю о маме, гуляю с собакой, иду по дороге, читаю про лису, играть около дома, хвалить внучку, растет дерево, встретился с другом, сидеть на диване, выныривает из воды, подойти к реке, принести в ведре, бросит шишку, растет без дождя, самолет летит, подошло к причалу, крался за лисицей.

 

                 1. Матери – сущ. (кто?)

                 2. Н. ф. – кто? мать

                 3. Нариц., одуш.,.

                 4. ж. р.,2 скл.

                 5.Д.п., ед. ч

                 6.Втор. член.

 

(Сильные) Записать слова в два столбика, объяснить свой выбор, выделить окончание. Разобрать как часть речи сущ. по коридору

 

От к.р.бля, по к.р.дору, без п.ртфеля ,у к.п.тана, к пам.тнику,   к с.чинению, .         

 

                 

             Р. п.                           Д. п.

от корабля        по коридору

без портфеля      к памятнику

у капитана        к сочинению

    _ Как определяли падеж?

    _ Что еще помогло определить падеж?

ПОСТАВИТЬ ОЦЕНКУ В ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ-учитель

 

 

VII. Подведение итогов.

 1. Работа с таблицей (Слайд)

С каким падежом познакомились на уроке?

-Что узнали о дательном падеже? (по таблице) (Слайд)

Дательный падеж

Вспомогательное слово

дать

Вопросы

кому? чему?

Предлоги

к, по

Окончания

е, и, у, ю

Роль в предложении

второстепенный член

  1. Выставление оценок по листу достижений.
  2.   3. Стихотворение-наказ. (читает ученица).

Кто только зубрит,

Чтоб от двоек бежать,

Тому никогда – никогда не понять.

 Что можно идти на урок, как на праздник,

Что каждый отличник – шутник и проказник.

Учитесь с улыбкой! Шутите учась!

Любая ошибка исчезнет, боясь            

 Веселой науки и радостных глаз.

Учитесь без скуки – как мы! В добрый час!

        

VIII.  Домашнее задание:

-упр.146 с.86 ,повторить таблицу с.82

IX.Рефлексия (слайд)

"На сегодняшнем уроке я узнал…";

"Я похвалил бы себя…";

"Особенно мне понравилось…";

"Я могу похвалить своих одноклассников за …";

Выбери фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока Класс: 4 Предмет: окружающий мир Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России».

Конспект урока1. Ф.И.О .учителя  Козлова Е. А. 2. Класс: 4 3. Предмет: окружающий мир 4. Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России»....

Конспект урока "Класс миллионы. Класс миллиарды" (4 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "Класс миллионы. Класс миллиарды". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России"....