Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему «Обобщение о составе слова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

обобщить      и  систематизировать  знания  учащихся  о  частях слова; развивать умения правильно определять и графически обозначать части  слова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему «Обобщение о составе слова»

Русский язык,  3 класс

Тема урока: обобщение знаний о составе слова.

Программа: школа России

Тип урока: урок обобщения знаний и выработка умений.

Цель:обобщить      и  систематизировать  знания  учащихся  о  частях слова; развивать умения правильно определять и графически обозначать части  слова

Задачи:

1.Проверить сформированность понятий: «состав слова», « приставка», « корень», « суффикс»,«окончание», «основа», родственные слова; умение разбирать слова по составу. 
2. Развивать орфографическую зоркость, внимание. 
3. Воспитывать уважение к окружающим людям, доброжелательность, любовь к русскому языку.

Регулятивные УУД

– Определяют, формулируют учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками.
– Составляют план и последовательность действий.
– Оценивают  то, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить.

Познавательные УУД.

-используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют анализ объектов с выделением существенных  признаков; осуществляют сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД

– Оформляют свою мысль в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций; работают в паре, группе, с учителем, строят монологические высказывания.

Личностные УУД

– Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к товарищам по классу, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи; формирование  положительного отношения к урокам русского языка и чувства прекрасного;

-воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу;

Оборудование:

-учебник «Русский язык» В.П.Канакина, 1 часть, наглядный материал по теме «Части слова»: электронная презентация к уроку,  раздаточный материал – карточки со словами для разбора, карточки с заданиями  для работы в группах.

Компьютер.

Проектор.

Экран.


Этапы урока

Виды работы, формы, методы, приёмы.

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

              Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организаци

онный этап.

Мотивация к учебной деятельности

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

-Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас. 
-Доброе утро, ребята! 

 ( слайд 1- солнце)

–Ребята, какой у нас с вами сейчас будет урок?

Вы готовы начать урок?

-На партах у вас лежат листы обратной связи, за каждое правильно выполненное задание, вы знаете, нужно поставить +, за неправильное -, если задание выполнено наполовину ставим полуплюс.

Ребята усаживаются за парты, настраиваются на работу.

-Урок русского языка.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

Чистописание

Анализ объектов с целью выделения главного.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Посмотрите на экран(Слайд №2) и найдите лишнюю букву (а, о, у, б, ы, э).

Что вы можете сказать о гласных буквах?

 Напишите букву «б» в соединении с буквой «о», дайте характеристику звукам, которые обозначаются буквой «б».

(Слайд №3),

Записывают число, классная работа.

Определяют, что все буквы гласные нижнего ряда, обозначают твёрдость согласного звука, а буква «б» согласная. Пишут букву «в» в соединении с буквой «о», дают характеристику буквы  «в». Буква «б» обозначает звук [б] и звук [б'].Он согласный, бывает твёрдый, бывает мягкий, звонкий, парный.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и учиться высказывать своё.

Познавательные: умение строить связные высказывания в устной форме.

Регулятивные: планировать свои действия; выполнять действия по намеченному плану; контролировать процесс и результат своей деятельности.

Постановка темы и цели урока.
 

Актуализация знаний.

Развитие логического мышления.

Самооценка своих знаний о составе слова

Ребята, посмотрите на экран(Слайд №4) и  расшифруйте  слова: «очанконие», «скиффус», «ставприка», «новасо», «ренько».

(Слайд № 5)

(Окончание, суффикс, приставка, основа, корень)

-   Ребята, а как можно назвать все эти слова?

 ( части слова)

- Хорошо! А что образуют эти части?

-Принято в русском языке состав слова выделять так.

(Слайд № 6)

- А разве мы сегодня впервые слышим  о составе слова?

       -У всех ли хорошо получалось разбирать слова по составу?

       -Если не получается разбирать слова по составу тогда что нужно делать?

- А кто может подобрать синонимы к слову "закрепление"?

-Теперь  сформулируйте тему урока.

- Молодцы! Верно! Итак,  тема перед вами. 

- Без чего не может обойтись тема урока?

- Попробуйте сформулировать цель  урока.

- Молодцы! Тема урока есть, цель мы

сформулировали. Можно начинать работу.

Расшифровывают слова и получаются: окончание, суффикс, приставка, основа, корень.

-Части слова.

-Состав слова

-Нет.

Говорят, у кого  при разборе слова бывают затруднения.

-Нужно ещё поработать над этой темой, закреплять.

-Повторение, обобщение.

Обобщение знаний о составе слова.

(Слайд № 7)

-Без цели.

-Мы должны обобщить знания о составе слова.

(Слайд № 8)

Регулятивные: планировать свои действия; выполнять действия по намеченному плану; контролировать процесс и результат своей деятельности.

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Обобщение и систематизация знаний. 
 

Упражнение в распознавании родственных слов, выделение корня.

Объяснение лексического значения слов.

Составление слов с приставкой.

Какое время года сейчас по календарю?

(Слайд №9)

Вот и осень пришла,
Как бы мы не хотели
Это лето продлить,
Отодвинув метели.
Но не стоит грустить,
Осень тоже прекрасна,
Без неё скучно жить,
Это каждому ясно!

- К нам в гости пришла красавица «Осень»(картинка)и говорит нам.

-Так же, как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам
.(Слайд №10)
Белка, беленький, белить.
 Водяной, вода, водить

 Лист, лиса, лисенок.
 Горный, горка, городок.

-Что называется корнем слова?

-Найдите родственные слова и выделите в них корень.

Иногда очень трудно определить родственное слово или нет.  Осень нам предлагает  подойти  к необычному  дереву, под ним написаны два слова

(На доске нарисованы  два  дерева с ветками, под деревьями  написаны слова:

«вода», « водить»).

Можно ли назвать эти слова однокоренными и родственными?

-Красота осенней природы всегда была источником вдохновения для поэтов и художников. И, конечно же, невозможно представить себе осень без листопада. Осень засыпала нас листьями со словами, нам надо развесить эти листья на деревья, но так, чтобы они были родственными.

Слова: водопад, заводить, провод, водолаз, заводной, водитель, водокачка, водяной, водоём, перевод, подводник, переводчик, половодье, проводник, водоросль.

- Молодцы, ребята. Что мы с вами выяснили?

-В корне смысл, но не весь,

Главный, но не полный,

 Потому приставка есть

Смысл она дополнит.

Что называется приставкой?

Осенью перелётные птицы улетают на юг. Каких перелётных птиц вы знаете?

(Слайд№11 )

-При помощи приставок от корня –лёт- образуйте глаголы.

 -Проверьте в парах, какие у вас слова получились.

-Для чего служит приставка?

-Осень




Ребята рассказывают правило, что называется корнем.

Ребята находят однокоренные слова, выписывают их, выделяют корень с последующей проверкой. (беленький, белить, водяной, водить, лиса, лисёнок, горный, горка)

Дети выделяют корень и говорят.

-Нет, у них разное лексическое значение.

Обучающиеся по очереди прикрепляют листья к деревьям, объясняя их лексическое значение.

  1. Водопад, водолаз, водокачка, водоём, подводник, половодье, водоросль, водяной.
  2. Заводить, провод, заводной, водитель, перевод, переводчик, проводник.

-Не все слова с одинаковыми корнями могут быть родственными.

Ребята рассказывают правило, что называется приставкой.

Дети  называют перелётных птиц.

Обучающиеся записывают слова: улетел, вылетел, подлетел, перелетел, прилетел, залетел, отлетел,  выделяют приставку  с последующей проверкой в парах.

-При помощи приставки образуются новые слова.



Познавательные УУД.

-используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют анализ объектов с выделением существенных  признаков; осуществляют сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Познавательные УУД.

-используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют анализ объектов с выделением существенных  признаков; осуществляют сравнение, классификацию по заданным критериям.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Физкультминутка

Выполнение упражнений.

На доске слова: делать, сделать, написать, писать, подписать, вез, отвез, вывез, привез, занес, нес, перенес.

Учащиеся выполняют движения под руководством учителя: при указания на слова, в которых есть приставка поворачиваются к друг другу лицом и и обмениваются хлопками, если приставки нет-приседают

Личностные: соблюдение правил здоровьесберегающего поведения.


 

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Рефлексия

Составление и анализ предложений.

Выделение в словах окончаний.

Составление слов с суффиксами.

Работа в группах по индивидуальным карточкам.

Самооценка деятельности.

-Осенью в лесу тишина, птицы улетели в дальние страны. Осень нам предлагает посмотреть на запись. (В,  стройный, лес, рябинка, росла.  Свиристель, рябиновый, клевали, ягода. ). (Слайд №12)

- Всё ли понятно, что написано?

-А почему?  

-Что называется окончанием?

-Поменяйте, где нужно, в словах окончания, составьте предложения, выделите окончания.

-Как называется часть слова без окончания?

Подчеркните грамматическую основу предложения, дайте характеристику каждому предложению по вариантам.

-Ещё        при помощи какой части образуются новые слова?

-Что называется суффиксом?

-Какое значение вносят суффиксы в слова?

Работа по учебнику. Стр.92, упр.171.

Молодцы, вы хорошо работали.

Красавица Осень нам говорит, что в дружном коллективе дела спорятся. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. (раздаются карточки с  заданиями).

Карточка №1.   (Слайд№13)

 Разберите слова по составу

Поездка, морозы, записка, подберёзовик, лесники.

Карточка №2. (Слайд№14)

 Соотнесите слова и схемы слов

звёздочка

морозы

почки

зёрнышко

заморозки

облако

дочка

кормушка

поездка

пришкольный

∩^

¬ ∩^

Карточка №3. (Слайд№15)

 Найдите лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой ответ.

  1. Берег, берега, береговой, побережье
  2. Дальняя, синий, зимний, соседний
  3. Солнце, пальто, облако, весна

Давайте подведём итог урока

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Выполнили ли мы её?

-Посмотрите на листы достижения, что у вас получилось хорошо, какие трудности у вас возникли, какую вы себе поставите отметку и почему?

Заключительное слово учителя(Слайд №16)

 Я рада, ребята, что вы сегодня работали дружно, показали свои знания о составе слова,

Мы вместе с Осенью говорим вам, что вы молодцы! А солнышко весело улыбается вам.


-Нет.

-Надо переставить слова, а в словах поменять окончания.

Ребята говорят правило.

Ребята составляют предложения.

В лесу росла стройная рябинка. Свиристели клевали рябиновые ягоды.

Проводят анализ предложений.

-Суффикса.

Ребята говорят правило.

-Уменьшительно-ласкательные, название людей по профессии, названия детёнышей животных.

Ребята по цепочке говорят, какие слова получились, называют суффиксы.

Обучающиеся работают в группах.

Каждая группа объясняет, как выполнила задание.

Ребята анализируют свою работу на уроке, опираясь на листы обратной связи.

Регулятивные:

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Коммуникативные: уметь сотрудничать с одноклассниками при работе в группе, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные:учить извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, таблица).

Учить перерабатывать и преобразовывать информацию из другой формы в другую: наблюдать и делать выводы.

Личностные: развитие способности к самооценке.

Познавательные: рефлексия своей деятельности на уроке.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: осознание качества и уровня выполнения работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

а , о, у, б, ы, э.

Слайд 3

Чистописание

Слайд 4

о чанконие с киффус с тавприка н овасо р енько

Слайд 5

о кончание с уффикс п риставка о снова корень

Слайд 6

Состав слова

Слайд 7

Тема урока Обобщение знаний о составе слова

Слайд 8

Цель урока Обобщим знания о составе слова

Слайд 10

Белка, беленький, белить. Водяной, вода, водить. Лист, лиса, лисёнок. Горный, горка, городок.

Слайд 11

лёт под пере вы лёт у за от при

Слайд 12

В, стройный, лес, рябинка, росла. Свиристель, рябиновый, клевали, ягоды.

Слайд 13

поездка морозы записка подберёзовик лесники

Слайд 14

ЗВЕЗДОЧКА ЗЕРНЫШКО ЗАМОРОЗКИ МОРОЗЫ ОБЛАКО ДОЧКА ПОЕЗДКА КОРМУШКА ПРИШКОЛЬНЫЙ

Слайд 15

Берег, берега, береговой, побережье береговой Дальняя, синий, зимний, сосед ний дальняя Солнце, пальто, облако, весна . весна

Слайд 16

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."

В технологической карте  предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс, по теме "Повторение. Правописание проверяемой безударной гласной в корне слов".

В технологической карте даны планируемые результаты (УУД и предметные), предствлена деятельность обучающихся и педагога на уроке, формы и методы работы, что позволяет применять системно-деятельностный...

Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме "Алфавит"

В данной работе практически решаются задачи ознакомления детей с темой "Алфавит", работа проходит в группах и фронтально....

Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме: " Текст и предложение" (в соответствии с ФГОС)

На данном уроке учащиеся научатся распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из текста; оформлять предложения на письме....

Технологическая карта урока русского языка 4 класс на тему: "Изложение научно-познавательного текста по коллективно составленному плану".

Представлена технологическая карта урока русского языка. Используется научно-познавательный текст, тема урока связана с уроком окружающего мира "Богатства недр"....

Технологическая карта урока русского языка УМК «Планета знаний» Тема: «Орфограммы в корне слова. Слабая и сильная позиция звуков в словах» 2 «В» класс

В ходе урока дети узнают о слабой и сильной  позиции (местоположении) звуков в словах, познакомятся с понятием "орфограмма",в результате выполнения ряда заданий коллективно составят алг...