Урок-викторина "В мире антонимов"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Буланова Ирина Константиновна

Разработка конспекта урока по внеклассной работе "В мире антонимов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.docx444.11 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 13

Конспект внеклассного занятия по русскому языку

(Урок-викторина)

«В мире Антонимов»

Цель: Обогатить речь учащихся словами антонимами

Задачи: Личностные: Формировать умение работать в группах, обсуждать, анализировать

Метапредметные: Регулятивные УУД:

  1. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; 
  2. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом.

Познавательные УУД: Расширить знания об антонимах.

Коммуникативные УУД:  1)Работать над связной речью учащихся.

Предметные: 1) Систематизировать знания детей о словах - антонимах

Учитель начальных классов

г. Сосногорска:

Буланова Ирина Константиновна

Орг момент

Откуда произошло слово «Викторина»?

Объяснение правил

Перевертыши

Игра «Наоборот»

Народная мудрость

Загадочный

Перестрелка

Правильно ли?

Рисунки

Шифровщик

Алфавит

Подведение итогов

Резерв

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Вы за парты дружно сели,

На меня все посмотрели.

Сегодня у нас не простое занятие. А урок-викторина.

Что такое викторина? (игра, которая заключается в ответах на устные или письменные вопросы ведущего)

Как вы думаете, откуда произошло слово викторина?

(В 1920 году один из сотрудников газет, по имени Виктор предложил печать в каждом номере ребусы, кроссворды, шарады. Читателям это понравилось и по многочисленным просьбам, через некоторое время стали выпускать целый журнал, который так и назывался «Викторина»,  от имени Виктор. Впоследствии нашли связь этого слова со словом «победа». Виктор — лат. победитель.

В нашей викторине будут участвовать 3 команды. Для начала давайте вспомним правила работы в группах. Выберите командира и название совей команде. Рядом с названием команды есть конверты. За правильные ответы вы будете получать жетоны. Выигрывает та команда, которая наберет больше всех жетонов.

На доске есть 9 цифр. За каждой цифрой есть определенное задание. Группа выбирает №, я читаю задание. За определенное задание вы получаете баллы. Выигрывает та команда, которая наберет больше баллов. Если команда знает ответ на вопрос, то поднимает сигнальную карточку.

А начнет выбирать та команда, которая первая найдет антоним из словаря.

(по 3 словаря на группу)

  1. Прогресс-регресс
  2. Симпатия-антипатия
  3. Трагический-комический
  4. Штиль-шторм (полное затишье в море - сильная буря)
  5. Доказывать-опровергать
  6. Одобрение-осуждение
  7. Оригинальный-банальный
  8. Победитель-побежденный
  9. Подлинный-фальшивый, поддельный

1 Перевертыши

Я зашифровала названия известных литературных произведений. Причем зашифрованы они таким образом: каждое слово из названия заменено на противоположное по смыслу. Ваша задача расшифровать эти перевертыши. За каждый правильный ответ 1 балл

  • Лиса и шестеро цыплят (Волк и семеро козлят)
  • Падающий деревянный генерал (Стойкий оловянный солдатик)
  • Бледненький кустик (Аленький цветочек)
  • Великолепный индюк (Гадкий утенок)
  • Пес без босоножек (Кот в сапогах)
  • Девочка как дом (Мальчик с пальчик)
  • Квадратик (Колобок)
  • Синяя бейсболка (Красная шапочка)

Что позволило вам отгадать сказки?

2 Игра «Наоборот». Я буду говорить вам действия и показывать их. Ваша задача выполнять противоположное действие. Если человек ошибается-он садится. Команда получает столько баллов, сколько игроков останется в конце игры.

   Опустите  руки вниз.  

   Поднимите руки вверх.  }2 р.

   Голову поднимите.  

   Голову опустите.  }2 р.

  Поворот туловища вправо.   влево.  }2 р.

  Привстаньте.

  Присядьте.

  Опустите правую ( левую ) руку.

  Отпустите левую (правую) ногу.

Какие пары слов вы запомнили из этой игры?

3. «Народная мудрость»

Прочти пословицы, найди недостающие слова.  

1) Ученье -  свет, (а не ученье тьма)                         .                                                                             2)Знай больше ( говори меньше)                             .  

3)Корень ученья горек, ( да плод его сладок)                      .  

4)Не бойся врага умного, ( бойся друга – глупого)                        .  

5)Лучшая вещь новая, ( лучший друг –старый)                         .  

6)Умей взять, (умей и отдать)

Прочитайте пословицы выразительно. Объясните смысл пословиц.

Найдите пары антонимов. Докажите, что они составлены верно, опираясь на схему.

4 Загадочный. Я раздам листочки с загадками. Ваша задача разгадать и найти слова антонимы.

1. Далеко мой стук  

   Слышится вокруг.                                                                                                                                  Червякам я враг,    

 А деревьям друг. (Дятел)  

2 .Как столкнутся – стук да стук!  

   Тишину вспугнут вокруг.

   Толстый тонкого побьёт-

   Тонкий  что-нибудь прибьёт. (Молоток и гвоздь)  

3 .Вверх-вниз, вверх- вниз,

   Кататься хочешь - на нас садись. (Качели)

 

4. В кармане моём-

   Замечательный друг:

   Он знает, где север,

    И знает, где юг.( Компас.)

5. Льётся речка - мы лежим,

   Лёд на речке – мы бежим.(Коньки)  

6. Заклеили клеем прочно  

    И ко мне прислали срочно.  

      Я его не пожалею:                                                                                                                         Получу и вмиг расклею. (Конверт.)  

7.День и ночь стоит на крыше  

Этот чудо постовой:  

Всё увидит, всё услышит,  

Всем поделится со мной. (Антенна.)  

8.Кто ни в жару, ни в стужу

Не снимает шубу.             (овца)

9. За деревьями, кустами

 Промелькнуло быстро пламя.

Проскакало, пробежало,

Нет ни дыма, ни пожара.    (лиса)

Что интересного узнали, работая с загадками? ( антонимы помогают создать текст-загадку). Обозначьте сверху часть речи. Какой вывод можем сделать? (Слова антонимы подобраны верно, т.к они являются одной частью речи)

5. «Перестрелка».

 По сигналу учителя  1 команда называет соперникам слова, в ответ они   должны назвать – слова антонимы. А 3 команда проверяет, верно ли товарищи создают антонимичные пары.

6. Правильно ли? Я на карточках вам даю пары слов. Ваша задача поставить рядом с парой +, если это является антонимом. Для этого вам нужно вспомнить все то, что мы изучали на прошлых уроках.

1) Толстый - низкий

2) Север-юг

3) Правдивый - ложь

4) Открывать – Закрытый

5) Враг – друг

Представитель команды доказывает, почему так думают.

7. Рисунки

Вам нужно рассмотреть рисунки и подобрать к ним антонимы

 (веселый - грустный) – прилагатаельно

 (вправо-влево) – наречие

 (аверс-реверс) – существительное

Аверс- лицевая сторона монеты, реверс – обратная сторона)

Давайте вспомним, почему копейка называется «копейкой»? ( на реверсе монеты изображен копейщик – всадник с копьем. Это Георгий Победоносей, убивающий змея)

(стоять – идти) - глаголы

8. Шифровщик

Ваша задача восстановить из данных букв антонимичные пары

Робдый-лойз (добрый-злой)

Рваг – жныруйд (враг – дружный) – неверное, разные части речи.

Знягйыр-тысийч (грязный-чистый)

Льнйыси-бласый (Сильный-слабый)

Нидо-ногом(один-много)

Жоль – вдипраывй (ложь – правдживый) – неверно.

Комрый-сойху (Мокрый-сухой)

Лойдомо-растйы(Молодой – старый)

Проверьте, все ли пары верно составлены. Докажите свою точку зрения.

 

9. Алфавит

На карточке в 2 столбика записаны цифры. Каждая цифра соответствует определенная буква алфавита. Ваша задача как можно быстрее расшифровать слова и найти ему антоним из 2го столбика. Выигрывает та команда, которая первая и правильно подобрала пары антонимов.

Кто закончил - поднимает сигнальную карточку

5  18  21  4 (друг)

8  7  19  20  12  10  11 (Жесткий)

23  18  12  18  29  11 (Храбрый)

4  16  18  33  25  10  11 (Горячий)

17 16  14  16  4  1  20  30 (Помогать)

5  6  15  30 (День)

15  16  25  30 (Ночь)

23  16  13  16  5  15  29 (холодный)

3  18  1  4 (Враг)

14  6  26  1  20  30 (Мешать)

14  33  4  12  10  11 (Мягкий)

20  18  21  19  13  10  3  29  11 (Трусливый)

Назовите пары, которые у вас получились. Остальные следят.

Составьте предложения с этими парами антонимов

Пока жюри подсчитывает результаты, мы поучимся говорить в рифму. Я читаю стихотворение, а вы хором говорите слово, противоположное по значению последнему слову. По взмаху руки.

 Скажу я слово высоко,  А ты ответишь....(низко)

 Скажу я слово далеко, А ты ответишь....(близко)

 Скажу тебе я слово трус Ответишь ты...(храбрец)

 Теперь начало я скажу Ну, отвечай....(конец).

Какую тему изучили?

Как нужно работать на таких занятиях?

Давайте еще раз повторим по схеме то, что мы с вами узнали о словах-антонимах. Кто попробует?

Нарисовать семью антонимов

Составить текст на тему « как ссорились Зима и Лето», используя слова Антонимы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 кл «Природные зоны России» (урок-викторина)

Урок  - обобщение по  разделу "Природные зоны России"...

Конспект урока-викторины в 1 классе по окружающему миру Тема: Такие разные животные.

Цель урока: закрепить  знания  учащихся о  группах животных (звери, птицы, рыбы, насекомые); дать учащимся чёткие представления о важнейших характерных признаках этих групп; учить опред...

конспект урока - викторина по окружающему миру на тему "История. Исторические карты".

Класс: 4Предмет: окружающий мирТип урока: закреплениеОборудование: учебники, карточки, проектор, монеты, образцы писем и грамот, образцы гербов и флагов, образцы домашней утвари. Ход урока.1....

Урок-викторина по окружающему миру "Природа России". 4 класс.

Урок-викторина по окружающему миру "Природа России". 4 класс...

Урок-викторина по окружающему миру "Кто? Что? Где?"

Познавательный урок в форме викторины расширит знания учащихся о самых-самыхсамых в мире животных....

Урок викторина по окружaющeму миру 4 класс. «Путeшeствиe по природным зонaм нaшeй стрaны».

Обобщaющий урок-викторинa «По природным зонaм России».Тип урокa: урок зaкрeплeния изучeнного мaтeриaлa.Используeмыe пeдaгогичeскиe тeхнологии:компьютeрныe тeхнологии;элeмeнты тeхнолог...

Внеурочное занятие по русскому языку - Викторина "В мире Антонимов и Омонимов"

Цель урока: расширение и углубление знаний детей об антонимах и омонимах....