конспект по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Оглоблина Лена Мавлитьяновна

Конспект урока по русскому языку, 3 класс. Тема урока "Корень слова. Как найти корень в слове" . УМК "Школа России". Тип урока и его структура: урок открытия новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока по русскому языку26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Как найти корень в слове

Тип урока: ОНЗ.

Результаты деятельности:

а) личностные : развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

б) метапредметные

-регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать правильность выполнения действия по результату.

- познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; классифицировать объекты по родовым признакам, сравнивать, обобщать ;

- коммуникативные: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; работать в парах ,группах, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной .

Предметные: - распознавать однокоренные слова, находить в словах корень;

-выделять морфему в соответствии с предложенным алгоритмом.

Цель: - познакомить с признаками родственных слов

-учить выделять общую часть родственных слов;

-развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные;

-формировать орфографическую зоркость.

Ход урока:

1.Самоопределение к деятельности (орг. момент)

- Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

А теперь все повернитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям (Подарите гостям самую добрую улыбку)

И садитесь по местам.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Надеюсь, наш сегодняшний урок принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.

Девиз нашего урока: «С малой удачи начинается большой успех»

И я вам желаю удачи!

- Что необходимо нам делать для успешной работы?

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Мы хороший дружный класс

Всё получится у нас.

- Откройте тетради, запишем число, классная работа.

- Какие орфограммы встретились?

2. Актуализация знаний

а) Чистописание

-Начнем наш урок с минутки чистописания.

-Встаньте дети у кого в начале имени, фамилии встречается звук (с) (Степан, Софья, София, Саша) (Сафонова, Соснина, Самсонова, Сырыгин, Самохин)

-Какой это звук? (согласный, глухой, парный)

-Какой буквой этот звук обозначается на письме? (буквой эс)

- Вот какая нужная буква в нашем классе. Как вы пишите эту букву в своих личных данных? Почему?  (Мы пишем её с заглавной буквы. Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия пишутся с заглавной буквы.)

Сегодня пропишем соединения с буквой С.

Сс  Са Се Си Ся

-Напишите буквы красиво и правильно

б) контроль и оценка выполнения

-Подчеркните карандашом те буквы, которые соответствуют образцам в письменном алфавите.

-Прочитайте слова.

Снежок, морозный, Морозко, снежинка, морозит, снежная, мороз.

- На какую тему слова?

- - И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами. Совсем скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснет природа прекрасным сном.

- На какие 3 группы можно разделить слова?

  1. (Сущ.) Снежок, Морозко, снежинка, мороз
  2. (Прил.) Морозный, снежная
  3. (Гл.) морозит

- На какие 2 группы можно разделить слова?

1.Снежок, снежинка, снежная.

2.Морозко, мороз, морозный, морозит

-Почему вы так сделали?

-Как можно назвать такие слова? (однокоренные слова)

- Почему?

-Назовите корень 1 группы слов, 2 группы слов

- Какие слова называются однокоренными?

-Приведите пример своих однокоренных слов.

- Что такое корень слова?

- Что же мы сегодня повторили? (однокоренные слова, корень слова)

- Кто сформулирует тему урока?

Корень слова. Однокоренные слова.

-Чему будем учиться?

 -научиться распознавать родственные слова, находить корень в этих словах.

б) Словарная работа

-Прочитайте слова, запишите в 1 столбик, подчеркните орфограммы, поставьте ударение.

- К данным словам подберите однокоренные слова, которые отвечают на вопрос какой? Выделите корень. Запишите во 2 столбик

Орех – ореховый

Береза – березовый

Горох – гороховый

- Что такое корень слова? Как пишется корень в словах?

3.Постановка учебной задачи

-Для того, чтобы научиться правильно находить и выделять корень слова, необходимо знать несколько секретов

.-Давайте,  их откроем сегодня на уроке. Послушайте загадку-шутку.

Вы кто такие?

-Я- Гусь, это- Гусыня, это наши гусята.

-А ты кто?

-А я ваша тётка Гусеница.

-Есть ли в этом рассказе слова-родственники?

-Петя выписал: гусь, гусыня, гусята, гусеница.

-Алёша сказал, что гусеница - не родственное слово.

-Петя возразил: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит родственное слово.»

-Вы согласны с Петей? Почему?

-Запишите однокоренные слова из этого рассказа (гусь, гусыня, гусята - гусиный, гусенок, гуськом, гусак)

- А какие родственники будут у гусеницы? (гусеничка, гусеничный)

 Выделите корень.

-Вы уверены, что корень выделили правильно?

- Как доказать, что действительно в этих словах такой корень? (подобрать еще однокоренные слова).

-Что объединяет эти слова? Что общего у них? (корень)

-Что такое корень слова? (Корень-это главная значимая часть слова, в которой заключено значение всех однокоренных слов).

-Почему корень – главная часть родственных слов? (в ней заключен общий смысл родственных слов)

- Как пишутся корни в однокоренных словах? (одинаково).

- Почему нам было легко находить корень в словах? (было несколько слов)

-Любых слов? (нет, однокоренных слов)

- Я предлагаю найти корень в слове подарок.

- У кого есть варианты ответа?

- В чем возникло затруднение?

- Почему же возникло затруднение? ( У нас нет способа нахождения корня слова)

4.Построение проекта выхода из затруднения

- Какова цель нашей дальнейшей работы? ( Найти способ нахождения корня в слове)

Составим алгоритм выделения корня в словах. Укажите цифрами (1,2,3,4) последовательность действий при нахождении корня в слове. Работа в группе

…Сравниваю однокоренные слова и выделяю их общую часть.

…Читаю слова. Выясняю его смысл.

…Подбираю к слову родственные (однокоренные слова).

…Обозначаю корень знаком.

Проверка  алгоритма.

- Что позволяет делать этот план? (находить корень слова)

-Сделаем вывод: Чтобы выделить корень надо подобрать однокоренные слова и выделить общую часть.

-Вернемся к слову подарок. Лексическое значение. Подберем однокоренные слова. Сравниваю и выделяю корень.

-Сравним наш вывод с выводом в учебнике с.75

Физминутка

-Читаю пары слов.

-Если вы услышали пару однокоренных слов, то хлопаете в ладоши. Если пару слов, которые не являются однокоренными, вы приседаете.

Лес - лесник, река – ручей, стена - потолок, кот -  котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, желток – жёлтый, вода – водичка, хлеб – батон, ветер – ветка.

5.Первичное закрепление

№ 133 с.75

Прочитайте задание

1 ряд выписывает слова с корнем –дал-, 2 ряд с корнем –дол-, 3 ряд с корнем –мир-.

Составим план выполнения:

1.Списать однокоренные слова, выделить корень

2.Объяснить лексическое значение слов

Проверка, прочитайте слова 1 ряд, объясните лексическое значение.

Далёкий - находится на большом расстоянии

Далеко – на дальнем расстоянии

Даль – далёкое место

Издалека – из отдалённого места

Удалить – убрать

-Назовите общую часть в группе слов.

- Как она называется?

- Как называются слова?

Проверка 2 ряд

Дол – то же что и долина

Долина – пространство вдоль реки, удлиненная впадина между горами

Долинный – то же что долина

Проверка 3 ряд

Мир – отсутствие вражды

Мирный – миролюбивый, невраждебный

Мирить – восстанавливать согласие, мирные отношения

Помирить – то же что мирить

- В какой части слова заключен общий  смысл?

-Корень берёт на свои плечи смысл не только одного слова. А всего своего семейства однокоренных слов.

-Говорят так: «ЗРИ В КОРЕНЬ», то есть выдели самое главное.

№134 с.75 по цепочке 1 ряд

Прочитайте задание

Составим план выполнения

Что сделаем сначала? Что сделаем потом?

Массажист – массаж, модельер – модель, переводчик – перевод, писатель – писать, программист – программа, строитель – строить, футболист – футбол, электрик – электричество, языковед – язык, ведать.

- В какой части слова заключен общий  смысл?

6.Самостоятельная работа с самопроверкой. Работа в паре

Работа по карточкам.

Найди родственные слова и выдели корень. Обоснуй свой ответ.

1. Лекарство стекло с ложечки.

2. Через стекло я наблюдал за первым снегом.

3. Стеклянная сова предназначалась победителю игры.

Найди родственные слова и выдели корень. Обоснуй свой ответ.

1. Вода в реке была уже холодная.

2. Водитель остановил автобус.

3. Водяной распевал песни.

Найди родственные слова и выдели корень. Обоснуй свой ответ.

1. Белой краской бабушка покрасила стул.

2. На ветке сидела белка.

3. Стены в классе пришлось перебеливать.

Проверка

Вывод: В русском языке немало похожих слов, но не все они являются родственными.

-Почему вы выбрали именно эти слова?

Обобщение

-Как называется тема нашего урока?

-Что такое корень слова? (схема)

Корень слова – главная часть слова, общий смысл однокоренных слов, корни пишутся одинаково.

- Как найти корень в слове? ( подобрать однокоренные слова)

Рефлексия

-Какие цели ставили?

-Каких достигли?

-Удалось ли вам участвовать в открытии нового способа?

-Какие задачи мы можем поставить на будущее?

- Оцените свою работу на уроке. ( нарисуйте смайлик и раскрасьте  зелёным цветом – если на уроке было все понятно, не было ошибок.

Желтым цветом – если на уроке, были задания, которые вызывали трудность.

Красным цветом – если многое было непонятно.

Д.з № 141 с.78

Дополнительно:

 Нарисовать рисунок, в котором присутствуют 3 группы однокоренных слов, записать их и выделить корень.

Придумать сказку про однокоренные слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...