Урок по русскому языку "Что такое родственные слова?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Лычкова Юлия Денисовна

Руссский язык, 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx278.83 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  СОШ  №19 г. Красногорска Московской области 

Урок русского языка

Тема «Что такое родственные  слова?»

Учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.«Русский язык»

2 класс, часть 1. Москва. Просвещение 2013

УМК: «Школа России»

Учитель: Лычкова Юлия Денисовна

        

2019

Тема:  «Что такое родственные  слова?»

Образовательная система (УМК): «Школа России»

Цель урока: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с понятием родственных  слов.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить
  • формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи;

Метапредметные :

Познавательные:  

  • способствовать умению строить речевые высказывания в соответствии с планом; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение);

Коммуникативные:

  • высказывать своё мнение при обсуждении задания;
  • участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;

Регулятивные:  

  • организовать самопроверку и взаимопроверку выполненной работы;
  •  находить и исправлять собственные ошибки;  

Личностные:

  • формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям;
  • развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач;

Средства обучения: учебник; презентация.

Литература: В. П. Канакина,  В.Г. Горецкий Русский язык, 2 класс 1 часть  – М.: Просвещение , 2013 .

Поурочные разработки И.А. Бубнова , Русский язык, 2 класс – М.: Экзамен, 2013.

Этапы урока

 (с указанием времени)

Дидактические задачи этапа

Содержание материала урока

Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся

Организационный этап(1 мин)

Создание атмосферы дружелюбия и симпатии

Здравствуйте, ребята! Теперь улыбнемся друг другу и будем начинать урок.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(5 мин)

Предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. Подвести учащихся к определению цели и плана

Орфографическая минутка. Давайте откроем тетради, отступим 2 строчки от предыдущей работы и напишем сегодняшнее число. Четырнадцатое октября. На следующей строчке пишем классная работа. Давайте сегодня пропишем букву Ю. Молодцы.

Практический метод

Актуализация знаний.(10 мин)

Организовать подготовку и мотивацию учащихся.

На доске стихотворение:

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто

Яблоко висело.

Только Конь сказал,

Что низко.

А Мышонок – высоко.

Воробей сказал,

Что близко,

А Улитка – далеко.

А Теленок – озабочен

Тем, что яблоко

Мало.

А Цыпленок – тем,

Что очень

Велико и тяжело.

А Котенку все равно:

- Кислое – зачем оно?

- Что вы! –

Шепчет Червячок, -

Сладкий у него бочок.

Выпишите из стихотворения слова – антонимы. (Низко-высоко, близко- далеко, мало – велико, кислое – сладкое)

Написание какого словарного слова из стихотворения вы знаете? (Яблоко)

Составьте предложение со словом яблоко. Подчеркните в нем основу.

Какие еще словарные слова вам встретились в это тексте? (Воробей, цыпленок)

Практический метод

Включение в систему знаний (10 мин)

На данном этапе учащиеся решают типовые задания

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.

О! Здравствуйте! Вы кто?

Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

A я ваша родственница - гусеница.

Ребята, кого называют родственниками? (Тех, кто живет вместе, одна семья, имеет одну фамилию.)

Родственники - это родные люди, y них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей гусей? Почему?

Кого можно здесь назвать родственниками? (гусь, гусыня, гусята)

Ребята, оказывается, среди слов тоже есть родственники.

Работа с учебником

Физминутка (1 мин)

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Выполняют упражнения физминутки

Обобщение и систематизация знаний(5 мин)

На данном этапе учащиеся решают типовые задания

 Откройте учебник на стр. 58. На какой вопросы мы сегодня ответим? (Что такое родственные слова)

Упр. 77 стр. 58

Прочитайте текст, чем похожи выделенные слова?

Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения?

Назовите два признака родственных слов.(Общая часть и близкое значение)

Упр. 78 стр. 58

Прочитайте слова 1 группы. Можем ли мы эти слова назвать родственными? (Да, если общая часть, и они близкие по значению)

Аналогично разбираются другие слова.

Спишите любую группу слов и выделите общую часть дугой.

Практический метод

7.Включение в систему знаний и повторение (10 мин)

Предполагает осознанное участие учащихся в учебной деятельности на уроке.

Послушайте текст и запомните однокоренные слова.

Лошадь - это обычное название хорошо знакомого всем домашнего животного. Если же хотят сказать о лошади ласково, с любовью говорят: лошадушка. Невзрачная, низкорослая, слабая - это всего-навсего лошадёнка А игрушка у маленького мальчика - лошадка.

Какие однокоренные слова вы услышали в тексте? (Лошадь, лошадушка, лошаденка, лошадка.)

Какие еще однокоренные слова вы можете назвать? (Лошадиные.)

Выделите общую часть в словах. (Лошад-)

На доске записаны слова:

1)Жарко, жарится, печется.

2)Дерево, деревянный, сосна, деревцо.

3) Чайка, чайный, чайник.

4)Лес, лестница, лесничий.

В каждой группе зачеркните слова, оставьте только родственные. (печется, сосна, чайник, лестница)

Практический метод

Рефлексия (подведение итогов занятия)(2 мин)

Оценивание учащимся собственную учебную деятельность на уроке.

- Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями.

Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо работали на уроке.

Давайте подведем итог нашего занятия.

-Какая была тема нашего занятия?(Что такое лексическое значение слова? ) . А какую цель вы себе ставили на занятии? (ответы детей).

Что такое родственные слова?

Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными?

Что общего у синонимов и родственных слов? (Общее значение)

Оцените урок. Если вам все понравилось, нарисуйте улыбающийся смайлик, если у вас возникли затруднения, то нейтральный, а если вам ничего не понравилось, то грустный.

Анализ действий, самооценка.

Домашнее задание(1мин)

Упр79, стр 59

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Что такое родственные слова?" 2 класс по ФГОС

Урок русского языка во 2 классе по ФГОС с применением технологии целеполагания по теме "Что такое родственные слова"...

Конспек урока по русскому языку. Тема: "Родственные (однокоренные) слова. Корень слов (первое представление)."

Данная разработанная  технологическая карта позволяет учителю легко провести урок, а его учащимся получить первое представление о таких понятиях в русском языке, как "корень слова" , "родственные...

открытый урок русского языка по теме "Что такое родственные слова?"

Конспект русского языка по теме "Что такое родственные слова?". УМК "Школа России", 2 класс....

Конспект урока русского языка на тему "Что такое родственные слова"

Научить оучающихся  находить в тек­сте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи....

Открытый урок по русскому языку на тему« Что такое родственные слова?»

Тип  урока.Открытие нового знанияКласс.2Тема« Что такое родственные слова?»Образовательная программа, автор.«Школа России»   В. П. Канакина, В . Г. ГорецкийОпред...