Урок русского языка в 3 классе "Обстоятельство"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Никологорская Екатерина Александровна

"Обстоятельство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Тема урока: Обстоятельство.

Учитель: Никологорская Екатерина Александровна


Дидактическая цель:
создать условия для формирования умений находить в предложении обстоятельства, обозначать их графически.
Тип урока:
«открытие» нового
Задачи по содержанию:
обучающая:
формируем у детей представления об обстоятельстве как второстепенном члене предложения;
умения
- определять в предложении обстоятельства;
- обозначать их  графически  
_._._._;
-
соотносить учебные действия с алгоритмом определения обстоятельства;

развивающая:
активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.развивать наблюдательность, связную речь учащихся, словарный запас;

воспитательная:воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в группе, парах для формирования коммуникативных компетенций, навыков культурного общения, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач,


Методы обучения: метод проблемного обучения, познавательный метод.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
 фронтальная, парная, групповая.
Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран,  презентация, карточки для работы в группах, карточки для работы в парах, тестовые задания по вариантам (самостоятельная работа), карточки с текстами «Животные» для выполнения домашнего задания.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1. Самоопределение к деятельности

Здравствуйте ребята!
-Ребята, посмотрите, с каким предметом я пришла к вам на урок (лупа)
-Вспомните, люди каких профессий пользуются лупой?
-Каких детективов вы знаете?
Какие качества важны для людей этой профессии?
А нам они пригодятся?
- Итак, сегодня мы с вами станем детективами и проведём расследование.
-Проверим вашу память и наблюдательность

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей.

Личностные: самоопределение; регулятивные;
коммуникативные
:планирование, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- Что такое предложение?
- А какие они бывают?
- Что такое нераспространенное предложение?
- Какие главные члены предложения вы знаете?
- Что такое распространенное предложение?
- Для чего необходимы (нужны) второстепенные члены предложения?

Предлагают свои варианты ответов на поставленный вопрос нераспространённые и распространённые
- Предложения, имеющие только главные члены предложения.
- Подлежащее и сказуемое.
- Предложения, включающие в себя главные и второстепенные члены предложения.

-Они поясняют главные и другие члены предложения

Познавательные УУД Перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (схемы, графические модели).
Анализ объектов с целью выделения признаков
Регулятивные УУД
Соотносить цели и результаты своей деятельности. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы

3. Постановка учебной задачи.

- Сравните предложения, составив к ним схемы:
Дети вернулись.
Дети вернулись домой.
Дети вернулись домой из похода.
Дети вернулись домой из похода вечером.

-Что вы заметили?
- Чем эти предложения отличаются?
- Кто догадался, о каких словах мы будем говорить сегодня?
- Это главные или второстепенные члены предложения?
- Каким второстепенным членом предложения они являются?
- Как нам их подчеркнуть?
- Какие задачи сегодня на уроке мы должны с вами решить?

ЗНАТЬ определение слов-помощников; как они обозначаются в предложении
УМЕТЬ различать главные члены предложения от второстепенных членов предложения, задавать вопросы к словам-помощникам
Самооценка
Выборочное оценивание учителем

-Так с каким второстепенным членом предложения мы познакомимся? Лингвистическая разминка:
1.Назовите приставку в слове обрасти (ОБ);
2. Назовите число, в котором 10 десятков (СТО);
3. Последняя буква в алфавите (Я)
4. Суффикс в слове учитель (-ТЕЛЬ)
5. стык согласных в слове СТВОЛ (-СТВ-)
6.Окончание в слове СЛОВО (-О)
-  Мы собрали слово, определяющее тему нашего урока. ОБ-100-Я-ТЕЛЬ-СТВ-О
-Что мы знаем об этом члене предложения?
-Умеем ли мы его находить, задавая вопросы?
-Так что нам нужно знать, чтобы безошибочно находить обстоятельства в предложении?

1.Высказывают предположения на основе наблюдений. Обосновывают свой быбор. Самостоятельно составляют схемы предложений . Анализируют и устраняют ошибки, оценивают результаты

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы, Составляют слово-тему урока

Формулируют вопросы (проблему) урока и его цель.

Познавательные УУД
- действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации, моделированию изучаемого материала;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
Метапредметные УУД
регулятивные:
- отличать различные виды объектов выполняемого задания;
-осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- осуществлять анализ учебного материала;
предметные:
- сравнивать образцы; -находить общее и разное;
Коммуникативные УУД
Планирование учебного сотрудничества, -умение грамотно ( точно , понятно и развёрнуто)выражать свои мысли с помощью разговорной речи ,во время ответов; слушать и понимать речь других;

4. Построение проекта выхода из затруднений.
Реализация построенного проекта.

 

- Какие есть пути решения всех этих задач? выберите способ построения нового знания (как?)
- метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий);
Выберите средства для построения нового знания (с помощью чего?)
- изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, кластер, способы записи и т.д.
-Предлагаю вам поработать в группах постоянного состава и определить слова, пропавшие из предложения.
- Сначала поработаем вместе.
Я возвращался (откуда?) и шёл (где?) сада.
Слова для справок: неподвижно; с охоты; по алее; из гнезда; медленно; на дорожку.
-Возвращался откуда?
– с охоты
- Шёл где?
- по аллее
-Это главные или второстепенные члены предложения?
-Для чего необходимо найти главные члены предложения?
-Зададим к ним вопросы. От какого слова задаем вопрос? Что обозначают эти слова?
-Составим кластер. Результаты наших исследований отразим в нём. Работая в группах, какие задачи вам необходимо будетрешить?
Соблюдаем правила работы в группе.

1 группа Я взглянул (куда?) и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Результат работы размещаем на кластере
2 группа Он упал (откуда?) и сидел (как?). Результат работы размещаем на кластере
3 группа Моя собака (как?) приближалась к нему. Результат работы размещаем на кластере

-Как настоящие сыщики, давайте создадим шифр для обозначения обстоятельства:
__ - два хлопка, . - прыжок
- Сравните свои выводы с правилом в учебнике с.87

Самооценка
Выборочное оценивание учителем

- Какую особенность вы заметили?
- От какого слова вы задавали вопрос? Каким членом предложения оно является?
-Составим алгоритм нахождения обстоятельства у вас в листах открытия новых знаний.

1. Главный член предложения
________      
2.
      ____________          __ ._.__.

3. Подчёркиваем.
- А теперь запомни считалочку, которая поможет тебе всегда верно задавать вопросы к обстоятельствам в предложении.
Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?
 Обстоятельство подчёркивается так:
_ . _ . _ . _ . _ . _ (шифруют)
– Запишите ключевые слова урока.

На магнитной доске оставляют необходимые карточки - выбор способа и средств решения проблемы урока. Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий.

Ученики вместе с учителем анализируют предложения, строят логические цепочки с целью выявления признаков, чтобы потом работать самим с подобным заданием в группах.

1 группа
-Взглянул (куда?)на дорожку,
на зрительной метке нашли соответствующий вопрос, это обстоятельство, которое обозначает где совершается действие.
2 группа
на зрительной метке нашли соответствующий вопрос, это обстоятельство, которое обозначает где и как совершается действие.
3 группа
на зрительной метке нашли соответствующий вопрос, это обстоятельство, которое обозначает как совершается действие. Создание кластера
По аналогии придумывают свои примеры с неиспользованными вопросами обстоятельства.
-Для того, чтобы найти в предложении обстоятельство, необходимо определить подлежащее и сказуемое. Работают на доске. Делают вывод о порядке нахождения обстоятельства в предложениях и составляют алгоритм : 1.Найду в предложении главные члены. 2.От сказуемого задам вопрос
3. Подчеркну второстепенный член предложения. Работа со зрительными метками, вслух собирают эту считалку, находя вопросы по классу.

Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия случае расхождения эталона с реальным действием), оценка (осознание качества и уровня усвоения) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение с полнотой выражать свои мысли, владение монологической речью в соответствии с нормами русского языка Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждения.

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

5. Первичное закрепление во внешней речи.

РАБОТА У ДОСКИ учебник упр. 3 Проговаривание алгоритма поиска обстоятельства
- Чтобы правильно определить обстоятельство, необходимо
– найти главные члены предложения: подлежащее и сказуемое;
– найду слово, связанное со сказуемым;
– задам вопрос;
– подчеркну;
Образец рассуждения (может предложить учитель или по алгоритму работает один из учеников)
Самооценка
Выборочное оценивание учителем

Работа в парах: спиши предложения. Письменно задай вопрос к обстоятельству. Палатка намокла (почему? по какой причине?) от дождя. РТ «Пишем грамотно»
(индивидуально)

Познавательные УУД
Владеть приёмами отбора и систематизации материала. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать, строить рассуждение. Преобразовывать информацию из одной
формы в другую
Коммуникативные УУД
Строить связное монологическое высказывание. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Пришло время закрепить наши знания. Для этого мы проведем тестовую работу
1.Обстоятельство это –
a) главный член предложения
б) второстепенный член предложения 2.Обстоятельство обозначает:
a) как совершается действие
б) когда совершается действие
в) кем совершается действие
3. Обстоятельство связано:
а) с подлежащим
б) со сказуемым
4. Обстоятельство обозначается в предложении:
а) ______________
б) ___.__.__.__.__
в)  ----   ----  ---- ----

Самопроверка по эталону.
Самооценка

Выводы: составление рассказа на основе результатов теста
- Необходимо ли нам продолжить работу?

Ученики выполняют
3 задания по пройденному на уроке материалу (ученики записывают ответы в тетрадь), затем на экране открываются правильные ответы
1. б
2. a, б
3. б
4. б

регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельность на уроке;
- определять последовательность своих действий на уроке;
предметные:
-определять в предложении обстоятельства, обозначать их графически
Метапредметные УУД
регулятивные:
- анализировать правильность выполнения задания; -осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- проводить анализ своей деятельности; -проводить сравнение, объясняя его критерии;
коммуникативные: слушать и понимать речь других;
- умение развёрнуто и точно выражать свои мысли во время ответов.

7.
Включение в систему знаний и повторение

(дифференцированно)
- Кто оценил свою работу зелёным цветом, тот может взять карточку зеленого цвета и работать самостоятельно.
- Кто оценил себя желтым цветом, тот может работать с подсказкой.
- Ну, а кто зажёг для себя красный цвет – работает по образцу.
1. Спиши, вставляя пропущенные слова, используя слова из справок, определи член предложения.Проливной дождь шёл (когда?)... . (Где?) набухли почки. Дети поедут когда? куда? Слова для справок: ночью, завтра, на тополях, за город.
2. Спиши, вставляя пропущенные слова, определи член предложения.Проливной дождь шёл (когда?)... . (Где?) набухли почки. Дети поедут когда? куда?
3. Придумай предложения, соответствующие теме урока.
-Какое задание ты придумал бы для одноклассников?
Взаимопроверка
Взаимооценка
Выборочное оценивание учителем

Придумывают задания, составляют предложения, записывают и графически обозначают главные и второстепенные члены предложения.

Познавательные УУД
Действие по аналогии Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач
Коммуникативные УУД
Строить связное монологическое высказывание. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

8. Рефлексия деятельности

Фронтальная беседа:
- Чему был посвящен наш урок?
- Что необходимо учитывать при определении обстоятельства?
- С какой целью обстоятельства используются в предложении?
- Какие затруднения вы испытали?
- Что помогло вам их преодолеть?
-Где пригодятся вам полученные знания?
- Ответили на проблемные вопросы, поставленные на уроке?
- Достигли целей поставленных в начале урока?
- Предлагаю вам поработать над предложением, с которым мы не смогли разобраться в начале урока! И найти в нем обстоятельства.
Дети вернулись домой из похода вечером.
- Молодцы!
- Кто был успешен на уроке и получил ответы на все вопросы, положите «доказательство» в карман сыщика.
- А кому необходимо повторить и проработать некоторые вопросы – под лупу сыщика, обозначив задачи на следующий урок.

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Оценивают свою работу

Личностные УУД
- установление связи между целью деятельности и её результатом;
Метапредметные УУД
регулятивные :
- осуществлять самоконтроль;
-давать оценку деятельности на уроке( совместно с учителем и одноклассниками);
коммуникативные: -уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....