Слоги и ударение
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Нарыжных Татьяна Ивановна

Цель урока: Закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию. Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги, делить слова на слоги. Развивать речь, обогащать словарный запас. Работать над нормами правильного произношения.

Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока Русского языка

Автор:

Нарыжных Татьяны Ивановны

Тема:  Слоги и ударение.

Цель урока: Закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию. Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги, делить слова на слоги. Развивать речь, обогащать словарный запас. Работать над нормами правильного произношения.

Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Планируемые  результаты:

предметные

метапредметные  

личностные

- слог как минимальная произносительная единица;

- деление слов на слоги. Определение места ударения;

- ударный и безударный слог.

ПУУД: — в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;

— составлять целое из его частей.

КУУД:

— адекватно реагировать на обращение учителя;

— использовать в общении правила вежливости;

— иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;

— формулировать собственное мнение и позицию.

РУУД: — понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

— оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

— знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни;

— иметь представление о причинах успеха в учебе.

Оборудование:  Слайдовая презентация, учебники, раздаточный материал.

Ход урока

Структурные

компоненты  урока

 

Действия учителя по организации деятельности учащихся и формулировка заданий

Планируемые  результаты

Планируемые способы  проверки и оценивания результатов

предметные

метапредметные

название

время

Организационный

Здравствуйте ребята!

Ноги прямо я поставлю,

Локоточки разведу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь.

Ребята давайте проверим, готовы ли вы начать урок?

Посмотрите, что бы у вас на столе лежала ручка, учебник, тетрадь, карандаш.

Все на месте, тогда начинаем урок.

КУУД — использовать в общении правила вежливости;

Мотивация учебной деятельности учащихся

Постановка цели и задач на урок

Посмотрите, кто у нас сегодня в гостях? (Ударение)

Да, у нас в гостях Ударение. Кто скажет, что такое ударение?

Оно приглашает нас сегодня на экскурсию, чтобы открыть нам свои секреты.

А куда мы отправимся, вы узнаете, расшифровав слово. Вам даны буквы, так как они располагаются в алфавите, но есть пропущенные буквы. Вам  необходимо вставить пропущенные буквы.

Воспользуйтесь алфавитом.

Описание: http://festival.1september.ru/articles/534485/img1.gif

(Дети открывают пропущенные буквы  з о о п а р к)

На какие две группы вы бы разделили эти буквы? (Буквы, обозначающие гласные звуки, и буквы, обозначающие, согласные звуки.)

Чем гласные звуки отличаются от согласных?

А кто находится в подчинении Ударения? На что всегда падает ударение?

В каких словах легче определять ударение? (слова состоят из одного слога, или где есть одна гласная буква).

А есть ли слова, в которых ударение определить очень трудно? Что нужно делать с такими словами? (необходимо данные слова запомнить, смотреть в орфографический словарь) (показать словарь).

Давайте теперь откроем рабочие тетради. От предыдущей работы отступим строчку, на следующей строке, посередине пишем число (7 февраля).

Затеем, переходим на следующую строчку, отступаем красную строку.  И начинаем прописывать гласные буквы из слова "зоопарк", одну строчку пишем а , о. Вторую о, а..

 (Дети прописывают в тетрадях "оа", "ао", чередуя).

Сколько слогов в слове зоопарк? (зо-о-парк).

Как вы определили количество слогов?

Ребята, как вы думаете, какая цель нашего урока? (повторить знания об ударении, и о слогах).

ПУУД: — в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;

ПУУД: — в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;

Актуализация опорных знаний и способов действия

Итак, мы вместе с Ударением отправляемся в зоопарк. Кто знает, что обозначает слово "зоопарк"?

Какие правила поведения есть в зоопарке?

(Не шуметь, т.к. шум плохо влияет на животных.

Не подходить близко к клеткам.

Не кормить животных.

Не просовывать пальцы, руки, ноги в клетки к животным.)

Мы у входа в зоопарк. Но прежде чем войти, нам нужно выполнить задание Ударения.

Задание:

Стоит чудесная погода.

Нам стоит сходить в зоопарк.

Билет стоит десять рублей. (Третье предложение закрыто)

Кто прочитает первое и второе предложение вслух?

Назовите "слова с секретом". (стоит, стоит)

В чём "секрет" этих слов?

Чем слова похожи? (количеством слогов).  Разбейте слова на слоги? (сто-ит).

Чем слова отличаются? (ударением)

Что изменяет смысл этих слов.

Назовите "слово с секретом", где ударение падает на первый слог (на второй слог).

Как называется слог, на который падает ударение? (ударный) На который не падает? (безударный).

Ребята, как записываем предложение? (с красной строки с большой буквы, в конце ставим точку).

Запишите первое предложение, "слово с секретом" разделите на слоги, поставьте ударение.

(не забывайте о правильности расположения тетради и правильной посадки).

(Проверка деления на слоги и постановки ударения).

Но чтобы войти в зоопарк, что нам нужно? (Билет. Открывается третье предложение).

Прочитайте третье предложение. Где здесь "слово с секретом"?

Какой смысл имеет это "слово с секретом"?

Прочитайте ещё раз эти три предложения. Есть ли здесь многозначные слова? Назовите. (спросить что такое многозначные слова)

Запишите третье предложение и выполните то же задание. Кто помнит его?

(Дети выполняют задание. Взаимопроверка.)

Какие свойства имеет ударение?

Какие свойства ударения мы здесь наблюдаем? (подвижность, разноместность, может изменять смысл слов.)

Вот мы и получили билет.

Физминутка

Давайте встанем.

Комплексное применение  и систематизация знаний

Ребята, а теперь давайте поиграем в игру самый внимательный.

Откройте учебник на странице 18, посмотри очень внимательно на картинки. Теперь закройте. Ответьте мне на вопросы: сколько животных изображено на 18 странице (9), кокое животное самое большое (диназавр).

Давайте прочтем слоги на слайде и у вас есть эта картинка в учебнике на странице 18 (ко, ли, ди, ба, ки, ра, ро, ос, ша, вы, ло, на)

Давайте соберем трехсложные слова (а кто знает, какие слова называют трехсложными, из скольких слогов состоят трехсложные слова?): коровы, лошади, ослики, бараны. А какое еще животное изображенное на картинках имеет название которое содержит трехсложное слово (динозавр). Запишите это слово. Прочтем эти слова хором (три, четыре. Читаем слова). А из каких слогов образованы данные слова и эти слоги есть на картинке. ( ко – ро - вы, ло – ша - ди, ос-ли-ки, ба-ра-ны, ди-ео-завр).

Запишите эти слова в тетрадь разделяя слоги. (помните о правильной посадке)

Теперь расставьте ударение в словах. Охарактеризуйте слова которые записали. Например: слово коровы трехсложное, ударение падает на 2 слог. (лошади ударение падет на 1 слог, ослики ударение падает на 1 слог, бараны ударение падает на 2 слог, динозавр ударение падает на 3 слог)

(давайте проверим)

Если все верно то +, если есть одна ошибка то полу плюс, если более 2 ошибок то -.

Теперь подчеркните буквы, которые обозначают безударный гласный звук.

Как называются слоги с безударными гласными? (безударный слог)

А как называется слог, в котором гласная под ударением?

Какие правила при записи предложения вы помните?

Давайте запишем следующее предложение в тетради:

Корова и лошади гуляют на лугу.

Назовите в предложении трехсложные слова. Поставьте ударение в словах.

Теперь прочтем пословицы. (Птица рада весне, а младенец – матери. У малого дитяти многоимен. Хороша дочка Аленушка, коли хвалит мать и бабушка.)

Давайте подумаем, о чем говорится в пословицах?

Посмотрите и давайте прочтем слова на доске (природа, любовь, трудолюбие).  Какое слово относится к этим пословицам? А другие слова относятся к пословицам или нет? (любовь).

Рефлексия

Что вы сегодня узнали нового на уроке?

Что мы сегодня повторяли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе по теме "Повторение слогов и ударения".

Методические рекомендации и презентация к уроку...

презентация "Деление на слоги и ударение в словах"

Для использования на уроке русского языка в 1 классе, повторение. Можно индивидуально для каждого ребёнка или свем классом....

Годовой тест по русскому языку 1 класс. Слоги и ударения

Тест составлен для итогового тестирования в 1 классе по системе Эльконина - Давыдова...

Учебно - методическая разработка Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".Цель: умение  ставить  ударение, опираясь на смысл слов.Задачи урока...

Деление на слоги, определение количества слогов, постановка ударения.

Цели.Совершенствовать умение учащихся делить слова на слоги, определять ударный слог.Развивать познавательные, личностные, коммуникативные универсальные учебные действия.Воспитывать любовь к рус...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слов"

Урок изучения нового материала.УМК "Система Л. В. Занкова"Учебник А. В. Поляковой...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слов"

Урок изучения нового материала.УМК "Система Л. В. Занкова"Учебник А. В. Поляковой...