Открытый урок по русскому языку на тему: «Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Цели: уточнить представления о безударных гласных в слове; совершенствовать умение различать гласные в ударных и безударных слогах; провести наблюдение над произношением и написанием ударных и безударных гласных в слове.

 

Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, игровая, работа в парах.

 

Оборудование: учебник по русскому языку 1 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, тетрадь по русскому языку, презентация, буратино, отрывок из сказки «Приключения Буратино».

 

Ход урока

 

Организационный момент.

 

( Слайд 1) Ребята, к нам на урок сегодня пришел сказочный герой из сказки. Кто догадался из какой сказки? (Приключения Буратино).

 

Кто помнит, как учился Буратино? (плохо, ленился, не хотел учиться).

 

Давайте посмотрим отрывок из сказки.

 

Ребята, давайте покажем Буратино, как нужно учиться и вести себя на уроке.

 

(Слайд 2)Долгожданный дан звонок –

 

Начинается урок.

 

Каждый день – всегда, везде,

 

На занятиях, в игре,

 

Смело, чётко говорим

 

И тихонечко сидим.

 

(Слайд 3) Пальчиковая гимнастика

 

Мы ладошкой потрясем,

 

Каждый пальчик разомнем,

 

1,2,3,4,5.

 

Мы начнем опять писать.

 

Чтоб красиво написать

 

Надо пальчики размять

 

1, 2, 3, 4, 5.

 

За письмо получим пять!

 

Актуализация знаний и постановка целей урока

 

 Слайд 4, 5. Как положить тетрадку. Написать число и кл.раб.

 

Слайд 6. Отгадайте загадку.

 

Летом бежит,

 

Зимой спит,

 

Весна настала –

 

опять побежала. (река).

 

На какую букву начинается слово река? (р)

 

Из каких элементов состоит буква «Р»?

 

Прописываем заглавную и строчную букву р.

 

Запишите слово река. На какой слог падает ударение? (на 2-ой). Как узнать сколько в слове слогов? (сколько в слове гласных столько и слогов). Как определить гласные звуки? (гласный звук состоит только из голоса; при произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград).

 

Запишите транскрипцию и звуковой анализ слова река - [р‘ика] – 4 б., 4 зв., 2 слога.

 

Слайд 7. Ребята, как вы думаете, что нам с вами нужно сделать, чтобы слово река написать правильно с гласной е, а не и.

 

Вот сегодня на уроке мы будем учиться правильно писать гласные буквы в ударных и безударных слогах.

 

Слайд 8. Словарная работа.

 

Ребята, посмотрите на словарные слова. На какие две смысловые группы их можно разделить?

 

1 вариант выписывает слова, связ. с животными и птицами.

 

2 вариант выпис. слова, связ. с обучением.

 

Слайд 9. Взаимопроверка. Работа в парах.

 

Ребята, поменяйтесь тетрадями, возьмите зеленую ручку и проверьте, правильно ли написаны слова.

 

Слайд 10. Проблемная ситуация.

 

Ребята, Буратино написал смс сообщение Пьеро: «Приходи ко мне с мечом, сыграем». Когда Пьеро пришел с мечом, Буратино спросил: «Ты с чем пришел?» - С мечом, ты же сам меня попросил принести меч. – Да я же просил принести мяч.

 

Какую ошибку допустил Буратино?

 

Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы слово правильно написать? (безударную гласную сделать ударной) Слайд 11.

 

Слайд 12. Какую гласную нужно писать в словах дома, грибы, земля? (ответы детей)

 

Слайд 13. Правило. Если буква гласная вызвала сомнение,

 

Ты её немедленно ставь под ударение.

 

Чтобы безударный гласный звук стал ударным.

 

Слайд 14 – 16. Определение гласного звука в словах.

 

Д…ма (о или а), з…мля (и или е), г…ра (о или а).

 

Слайд 17. Физкультминутка.

 

Слад 18. Работа по учебнику.

 

Что такое ударение? Какой слог мы называем ударным? Какой безударным? Ребята, а ударение падает на гласные или согласные звуки? Есть ударные гласные – это гласные звуки в ударных слогах слов. Есть безударные гласные – это гласные звуки в безударных слогах слов.

 

Упр. 4 стр. 64. Запишите слово сова.

 

Написание слова с безударным гласным звуком надо проверять.

 

Слайд 19. Чтобы проверить, какой буквой обозначить безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным:

 

Сова – совы.

 

Слайд. 20 – 21. Работа в рабочей тетради.

 

Соедини линией одинаковые гласные в ударных и безударных слогах.

 

сосна – сосны слоны – слон

 

стрела – стрелы плечо – плечи

 

письмо – письма лиса – лисы

 

ряды – ряд мячи – мяч

 

края – край врачи – врач

 

Слайд 22. Правило. В проверочных словах звук находится в ударной позиции, в проверяемых – в безударной.

 

Слайд 23. Стр. 67 упр. 9. Игра с мячом.

 

Ребята, я буду называть слова и кидать мяч одному ученику. Тот, кому я кинула, мне говорит проверочное слово. Для этого измени слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.

 

Плита (плиты), письмо (письма), шары (шар), река (речка), игра (игры), пятно (пятна), роса (росы), моря (море).

 

Слайд 24. «Заколдованные» звуки всегда требуют к себе внимания.

Необходимо подбирать проверочные слова, сделав гласный звук ударным.

 

Слуху вы не доверяйте –

Удареньем проверяйте:

сосны, воды, травы, дело,

а теперь пишите смело.

 

Слайд 25 – 27. Рефлексия. Ученики хлопают в ладоши, если услышат правильный ответ.

 

Как проверить, какая буква обозначает безударный гласный звук?

 

В слове может быть… (один ударный гласный звук)

 

Чтобы проверить безударный гласный звук, надо…(поставить его под ударение)

 

Слайд 28-29. Исправь ошибки. Самостоятельная работа. Работа в парах.

 

Ребятам предлагаются слова с ошибками. Им нужно их исправить, а затем проверить у соседа по парте.

 

КАЗЁЛ САСНА ТРОВА

 

ПЧИЛА КАВРЫ НАГА

 

ЛЕСА КРАТЫ ВАДА

 

Слайд 30. Игра «Не ошибись»

 

Ребята, хлопните в ладоши, если в слове нужно писать букву «а», присядьте, если букву «о». сл…ны пл…ды н…сы

гр…чи н…жи тр…ва

в…да др…ва г…ра

 

Слайд 29-30.

Итог урока.

Какую цель мы ставили в начале урока?

Слайд 31. Домашнее задание.

Выучить правила на стр. 63 и 65.

 

Слайд 32. Твое настроение.

 

Ребята, поднимите руки те, кто все понял на уроке, справился со всеми заданиями. А теперь те, у кого есть вопросы. С чем они связаны?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Проверка безударной гласной в корне слова".

Способствовать закреплению знаний учащихся о правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне.Содействовать развитию речи, мышления, внимания, памяти учащихся.Воспитывать интерес к ...

Открытый урок по русскому языку на тему : Произношение и обозначение на письме гласных звуков

В групповой работе показано объяснение нового материала, урок содержит презентацию, которая полностью повторяет ход урока. Дети помогают герою-Деду буквоеду расшифровать письмо и учат его написанию бе...

Конспект урока по русскому языку, 2класс, на тему : "Безударные гласные в корне слова".

Конспект урока по русскому языку по программе "Школа России" 2 класс.Цель урока: закрепление знаниц и умений способов проверки безударных гласных в корне слова; работа над развитием речи; отработка по...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"...

Конспект урока по русскому языку на тему:"Правописание безударных гласных в корне слова.Обобщение и закрепление изученного"

Описание материала: данный материал будет полезен учителям начальных классов при повторении темы по русскому языку во 2 классе «Безударная гласная в корне слова».  На данном занятии использу...

Открытый урок по русскому языку на тему «Как определить гласные звуки?»

Развивать умение различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме....