Урок по русскому языку в 3 классе «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Чурюкина Галина Сергеевна

Урок повторения и закрепления знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка34.46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5»

Открытый урок по русскому языку

«Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

                                    Учитель высшей категории:

                                         Чурюкина Галина Сергеевна

 

Курск

             

Тема: Безударные гласные  в корне слова, проверяемые ударением.

Цели: закреплять умения: правильно писать слова с проверяемой гласной в корне, подбирать проверочные слова;

        работать над развитием: речи, фонематического слуха, орфографической зоркости, памяти, внимания, навыков самоконтроля и взаимоконтроля, умения устанавливать смысловую связь, проводить мыслительные операции сравнения, анализа, обобщения;

        повышать интерес к изучению русского языка и чтению художественных произведений.

Задачи: развивать умения выстраивать алгоритм учебного действия, развивать умения устанавливать порядок действий для написания буквы безударного гласного в корне слова.

Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации умений и навыков.

Ход урока

  1.  Организационный момент

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И урок сейчас начнём.

– Добрый день!

– Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

– Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие – открытие. Это урок – приключение, полное опасностей и неожиданностей, путешествие к стране Знаний.

– Скажите, какими качествами должен обладать человек, который отправляется в путешествие – открытие? (Наблюдательным, внимательным, сообразительным, выносливым…)

- С какими произведениями по литературному чтению мы познакомились на уроке, где узнали о профессиях путешественника, изыскателя? (С. Голицы «Сорок изыскателей») (Профессии: топографы, гидрологи, ботаники, геологи, зоологи и др.)

Всех внимательных, пытливых
Важные открытья ждут.
По дороге школьных знаний
Всех к успеху приведут!

Работа в тетради.

– Каждое открытие надо записать в рабочий блокнот. Это наши тетради. Запишите сегодняшнее число, классная работа (это место нашего открытия).

- Я думаю, что мы будем работать, совершать открытия «засучив рукава».

- Что это за выражение? (это фразеологизм)

- Когда так говорят?

II. Актуализация знаний.

– Внимание на доску! Перед вами пирамида. Какую работу можно выполнить со словами, включенными в пирамиду? (Вставить пропущенную букву).

– Что для этого нужно знать? (Правило о написании безударных гласных).

– Кто может объяснить, как проверить безударный гласный в корне? Приведите примеры.

Рассказ «Работать спустя и засучив рукава»

Игра “Пирамида”.

К_ток
В_дро
П_вар
В_сна
Спос_б
Ст_нал
Зел_нь

Р.ссказ

– Приготовьте сигнальные карточки с буквами. Показываем пропущенную букву, называем проверочное слово, записать.

Рассказ  - не подходит к нашей орфограмме, т.к. гласная в приставке.

- Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

III. Постановка учебной задачи.

– Как вы думаете, чем будем сегодня заниматься на уроке?

– Назовите тему урока.

– Работать будем под девизом:

“Если гласная у вас вызвала сомнение,

Обязательно её ставь под ударение”.

IV. Словарно-орфографическая работа

1) Работа с группой слов. Орфографическое чтение.

– На предыдущих уроках мы познакомились с группой словарных слов.

- Почему они словарные? (написание надо запомнить)

Тракт.р
М.шина
Тр.мвай
.втобус

- Какие же буквы надо вставить? (объяснить, написать)

- Какой вопрос можно задать к этим словам?

(- На какой вопрос отвечают?

- Что объединяет эти слова? Это наземный транспорт. Помним о том, что он ездит по дорогам, а мы переходим дорогу.

- На какой сигнал?

- О чем нам говорит красный свет? Желтый свет?

Физкультминутка

Поиграем.

Я показываю зеленый сигнал светофора.

- Что нужно делать? (идти)

Шагаем на месте.

Зеленый свет открыл дорогу,

Переходить ребята могут.

- Красный свет (стоим)

Красный свет нам говорит:

«Стой, опасно, путь закрыт!»

- Желтый свет (повороты туловища)

Желтый свет – предупрежденье,

Жди сигнала для движения.

- Если вы будите соблюдать ПДД, то никакое происшествие с вами не произойдет.

2) Знакомство с новым словарным словом.

– Назовите новое слово для запоминания. Для этого соедините последние буквы слов с проверяемыми гласными из пирамиды.

– Какое получится слово? (Корабль).

- Корабль можно отнести к транспорту?

Работа СПРАВОЧНОГО БЮРО (работа с толковым словарем, с этимологическим словарем).

– Что такое корабль?

  1. Крупное морское судно, а также военно-морское судно.
  2. Летательный аппарат большой мощности.

– Для чего предназначаются корабли? (Для перевозки грузов и людей по воде).

– Какие ещё бывают корабли? (Космические. На них летают в космос).

На доске разместить иллюстрации разных кораблей.  

- Какой фразеологизм со словом корабль вы знаете? (Сжигать свои корабли)

- Когда так говорят? (Делать решительный шаг, после которого нет возврата к прежнему)

3) Фонетический разбор слова

Корабль [к а р а б, л,]  - 2 слога, 7 б., 6 зв. (дать характеристику 2-ого, последнего звуков)

- А вы любите путешествовать?

Кто за приключения?
Все без исключения!
Давай поднимем парус и прямо в океан!
Ведь и для нас осталось ещё немало стран
Пока что не открытых или давно забытых!
Дорог в морях немало – смелее у штурвала!

Звучит музыка (шум моря).

– Я надеюсь, что вы приложите все усилия и ваша дружба, взаимопомощь помогут нам достигнуть цели.

V. Минутка чистописания

Разминка для пальчиков (поднимаем парус, начинаем вращать штурвал).

– Начинаем наше путешествие по Орфографическому морю. На море небольшое волнение, как в этих строчках.

- Почему мы прописываем эти буквы?

- Прочитайте предложение

Большому кораблю – большое плавание.

– Объясните смысл пословицы. (Человеку с большими способностями, с большим талантом надо дать большие возможности, чтобы он мог и дальше их развивать и достигать успехов).

– Какое задание можно выполнить с этой пословицей в соответствии с темой урока? (Найти слова с проверяемой безударной гласной).

– Выполним это задание.

Большому кораблю – большое плавание.

– Повторное чтение пословицы.

– Запишите пословицу по памяти

– Обменяйтесь тетрадями. Проверьте карандашом у своего товарища.

Взаимопроверка.

– Поднимите руку, кто выполнил задание без ошибок.

VI. Работа по теме урока

  1. Работа с учебником.

– Мы путешествуем по Орфографическому морю.

- Откройте учебник на стр. 96 упр. 110

Задание: выписать слова с безударным гласным в корне слова, проверяемым ударением. Подобрать проверочное.

- Составьте с любым из слов предложение.

- Молодцы! На корабле с таким экипажем можно путешествовать по любому морю

2)  Дифференцированная работа учащихся.

– Продолжаем путешествие. Читаем текст.

Ветер на м.ре гуляет
И кораблик подг.няет
Он б.жит себе в в.лнах
На раздутых п.русах.

– Какое задание вы хотели бы выполнить с данным текстом? ( - Из какого произведения эти строки? – Кто автор?)

– Какое задание вы предложите выполнить в соответствии с темой урока? (Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочное слово).

  1. Работа в парах (на карточках)

- Вставить пропущенные буквы. (кто готов, поднимает руку)

  1. Остров на м_ре   л_жит,  град на острове  ст_ит.
  2. Под  _кном  Гвидон  с_дит,  молча на  м_ре  гл_дит.
  3. И в лазоревой  д_ли   пок_зались корабли.
  4. С башни князь Гвидон   сб_гает,   д_рогих   г_стей   встр_чает.
  5. Гости умные  м_лчат,  спорить с бабой не  х_тят.
  6. Месяц под  к_сой   бл_стит, а во лбу  зв_зда   г_рит.

Я проверю ваши работы и оценю.

VII. Подведение итогов урока

– В завершении нашего путешествия по огромному Орфографическому морю ответьте на вопросы:

  • Над закреплением какой орфограммы мы работали?
  • Как проверить написание слов с безударной гласной в корне?

- Под каким девизом мы работали? (“Если гласная у вас вызвала сомнение,

Обязательно её ставь под ударение”.)

- Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. (оценки)

VIII. Домашнее задание

– Предлагаю выбрать для себя задание. Кто уверен в своих силах и может отправиться в плавание на паруснике, выполняет задание 2 уровня. Кто сомневается в своих силах, выполняет задание 1 уровня и оправляется в самостоятельное плавание на лодке.

1 уровень – учебник упр. 116 стр. 99

2 уровень – написать 5 фразеологизмов и выполнить задание в соответствии с темой урока (выделить безударную гласную, подобрать проверочное слово)

IX. Рефлексия.

Оцените свою и мою работу на уроке (выбрать подходящий ответ)

Таблица по рефлексии

  1. На уроке я работал

Активно / пассивно

  1. Своей работой на уроке

Доволен / не доволен

  1. Урок для меня показался

Коротким / длинным

  1. За урок я

Не устал / устал

  1. Мое настроение

Стало лучше / стало хуже

  1. Материал урок мне был

Понятен / не понятен

Интересен / скучен

Легким / трудным

  1. Домашнее задание

Интересно / не интересно

- Огромное спасибо за сотрудничество.

- Урок окончен.
- Я уверена, что вы работали, засучив рукава.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – игра по русскому языку по теме «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. Обобщающий урок».

Обобщающий урок по теме "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением" проводится в форме игры "Что? Где? Когда?". Урок разработан для проведения в 3 классе с учётом регионального компонент...

Обобщающий урок по русскому языку 2 класс "Безударные гласные в корне слова".

Данный материал содержит презентацию + конспект урока по русскому языку....

Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением" 2 класс

Данная технологическая карта была составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО 2 поколения по учебнику "Русский язык" 2 класс Л.М. Зелениной. Здесь прописаны формируемые УУД на каждом этап...

Конспект урока по русскому языку (2 класс). Безударная гласная в корне слова.

Урок предназначен для изучения темы: "Безударная гласная в корне слова" во втором классе. Составлен с учётом ФГОС. Все упражнения, который используются в этом уроке расположены на интернет-  ресу...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ: "БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА, ПРОВЕРЯЕМАЯ УДАРЕНИЕМ"

Учебное занятие с применением ИКТ (ЦОР), компетентностно – ориентированных заданий сократило время на подготовку дидактического материала, на смену наглядности, обеспечило быстрое оценивание кач...

Карточки по русскому языку 2 класс "Безударные гласные в корне слова проверяемые и непроверяемые ударением".

Карточки по русскому языку 2 класс "Безударные гласные в корне слова проверяемые и непроверяемые ударением"....