Конспект урока "Склонение прилагательных множественного числа"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Буланова Ирина Константиновна

Конспект урока "Склонение прилагательных множественного числа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sklonenie_prilagatelnyh_mn_chis.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фестивального урока по

русскому языку

(По технологии ТРКМ)

Тема: Склонение имен прилагательных множественного числа

студентки  342 группы Коровиной Ирины.

Школа № 16 ,класс 4«б» , каб. № 35.

ФИО учителя школы

 Кацимон Инга Ярославовна

ФИО преподавателя-консультанта

Суровцева Нина Александровна.

Цель: Добиться осознания особенностей склонения и правописания окончаний имен прилагательных множественного числа

Задачи:

  1. Актуализировать знания об окончаниях имен прилагательных во множественном числе
  2. Познакомить с особенностями изменения прилагательных во множественном числе по падежам:
  • Вопросы от существительных
  • Окончания падежей
  1. Помочь сделать вывод о том, от чего зависит падеж им. прилагательного во множественном числе и как он определяется
  2. Выйти на алгоритм общего действия по определению падежа имени прилагательного во множественном числе
  3. Добиться запоминания вопросов падежей и падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе
  4. Учить определять падеж прилагательных множественного числа, действуя по алгоритму

Орг момент

Минутка чистописания

(3-5 мин)

Словарно-орфографич. работа (прием Та ЗХУ)

(5 мин)

Актуализация знаний

Постановка Т и З урока

Изучение нового знания

«Инсерт»

Воспроизвед нового знания

  Возвращ к п.с

Алгоритм действия

Вывод

Применение нового знания

Итог урок. R.

Домашняя работа

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики!

Наш урок начнем с работы над почерком.

Внимательно посмотрите на данную запись (на доске):

большие – маленькие

сухие – ?

глубокие – ?

старые – ?

твёрдые – ?

– Если правильно сформулируете и выполните задание, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

К словам левого столбика надо подобрать антонимы

Что вы заметили?

 Значит, мы сегодня будем писать букву м.

Дайте характеристику первому звуку в антонимах.

Маленький, мокрый, молодой - ….

Мелкий, мягкий - ….

–Декабрьские ветры надули большие сугробы, и нам надо их преодолеть, чтобы двигаться вперёд. Напишем буквы, изображающие зимние тропинки.

Из каких букв состоит 1 тропинка?

– Чем красивее мы напишем эту букву, тем лучше будет наша тропинка. Сели прямо, ручку держим как орудие письма, тетр наклоном. Напишите тропинки до конца строчки

Красиво писать - красоту творить!

Будем писать росчерки:

Какие умения нам нужно будет здесь отрабатывать?

Сели прямо, тетрадочку положили с наклоном. Напишите 1 строчку, чтобы преодолеть сугробы.

– Хорошие получились сугробы и тропинки. Вы старательные и внимательные.

Зачем нам надо писать плавно и безотрывно? (от этого будет зависеть скорость письма)

-Назовите свои трудности в выполнении этой работы.

Оцените свою работу.

Приготовьтесь писать словарный диктант. Выполняем его сегодня в таблице:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Запишем слова в таблицу под мою диктовку:

Мороз – жара, зной

Вместе – врозь, отдельно, порознь

Здравствуйте – прощайте, до свидания

Праздники – будни

Завтра – вчера, нынче, сегодня

Если вы знаете, как пишется слово с непроверяемой орфограммой, то записываете слово в 1 столбик, ставите ударение и подчеркиваете орфограмму

Если вы затрудняетесь написать слово с непроверяемой орфограммой, то  записываете его во 2ю графу с «дыркой» (пропуском буквы) на месте орфограммы.

Рядом со словом в графу «знаю» пишите антоним к слову с орфограммой. Если его не знаете, то отмечаете это во второй графе (можно поставить знак ?)

3ий столбик пока не заполняем

Итак приготовились – диктую….

А теперь работа обсудите в парах, что вы знали, что хотите узнать – может быть, сосед подскажет вам, как писать то или иное слово, то вы записываете его в столбик – узнал и так же подчеркиваете орфограмму. Так же с соседом обсудите и подобранные вами антонимы.

Какие вопросы остались после обсуждения?

Что нам поможет? (давайте посмотрим как пишется слово….антоним к слову….)-работа со словарем

Чему мы учились, выполняя эту работу?

Что было трудно? Почему это было трудно?

Какие задачи в работе для себя ставите дальше?

Предлагаю вам на несколько минут перенестись в театр. Мы увидим отрывок из произведения Фонвизина «Недоросль»

(Учитель проверяет Митрофанушку на знание грамматики)

Правдин: грамматика – что же вы в ней знаете?

М: Много. Существительна да прилагательна

П: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное

М: Дверь? Котора дверь?

П: Котора дверь? Вот эта.

М: Эта? Прилагательна

П:Почему же?

М: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешана: так та покамест существительна.

П: Да, в грамматике он силен!

Кто согласен с этим объяснением?

Кто не согласен? Почему?

Вижу, что вы улыбались. Да, Митрофанушка не может не вызвать улыбки, жалости. Это имя «Митрофанушка» стало нарицательным, т.е так называют тех, кто из детей ленится учится, мало знает, плохо разбирается в науках. Уверена, что никто из вас не хотел бы походить на этого недоросля, не хотел бы услышать в свой адрес ироничное слово – Митрофанушка. Как не стать Митрофанушкой?! И сегодняшний урок поможет вам в этом.

Скажите, о чем пойдет сегодня речь на уроке?

Уточним тему урока, попробуем назвать его задачи.

Поиграем в игру «данетка».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

+

+

+

+

-

-

+

+

+

-

+

+

+

Я буду читать вопрос – если вы согласны с моим утверждением, то в пустую клеточку под указанной цифрой ставите +, если не согласны -, если вы не знаете и сомневаетесь, то ставите ? Эти ? есть на каждой парте

  1. Прил во мн числе отвечают на вопрос какие. Да/нет
  2. Я диктую только прил мн числа: зимние, трескучими, тяжелых. Да/нет
  3. в П. п прил мн числа отвечают на вовпрс о каких?
  4. Прилагательные во мн числе изм-ся по падежам.
  5. Прил во мн числе изменяются по родам.
  6. Склонение прил во мн числе зависит от рода.
  7. Склонение прил во мн числе зависит от падежа.
  8. Чтобы определить падеж прил во мн числе, надо знать падеж сущ, с которым оно связано
  9. в И.П прил мн числа, которое относится к неод сущ отв на вопрос какие.
  10. в  Р. Д п прил мн числа имеют окончание -ых –их
  11. В Д.п окончания мн числа прил –ым –им
  12. В т.п мн числа прил оконч –ыми –ими
  13. В предлож наступила зима с трескучими морозами прил во мн числе стоит в т.п

А теперь работаем в парах. Сверяем свои ответы, обсуждаем их, если надо – исправляем. Если вы в паре сомневаетесь, то этот вопрос берете в кружочек.

Заканчиваем. Какие вопросы у вас остались? На какие вопросы вы не смогли получить точных ответов?

На какие вопросы будем искать ответы? Какие вопросы нам надо обсудить, чтобы быть уверенными в том, что о скл прил во мн числе мы знаем все?

Уточните тему урока. Вопросы вам её подскажут.

Что же нужно для того, чтобы получить ответы на вопросы урока?

Прочтите текст, делая пометы карандашом на полях:

            - Уже знал

   +       - Новое

   -        - Думал иначе

   ?       - Не понял, есть вопрос

Склонение имён прилагательных во множественном числе

Имена прилагательные изменяются по числам. Во множественном числе они отвечают на вопрос «какие?».

Горы (какие?) высокие

Только в единственном числе прилагательные изменяются по родам. Во множественном числе по родам эта часть речи не изменяется.

Как и в единственном числе, прилагательные множественного числа изменяются по падежам, т.е склоняются.

Вот таблица, где показано склонение имен прилагательных во множественном числе:

Падежи и вопросы

Склонение прилагательных множественного числа

Окончания

И.п.

какие?

быстрые   маленькие

(реки,   кони)

-ые,  - ие

Р.п.

каких?

быстрых  маленьких

(рек,   коней)

- ых,  - их

Д.п.

каким?

быстрым  маленьким

(рекам,  коням)

- ым,  им

В.п.

какие?

каких?

быстрые  маленькие

(реки)

быстрых   маленьких

(коней)

- ые,  - ие

- ых,  - их

Т.п.

какими?

быстрыми  маленькими

(реками,  конями)

- ыми,

- ими

П.п.

каких?

(о) быстрых  маленьких

(реках,  конях)

- ых,  - их

Найдите в этой таблице примеры, подтверждающие выводы о склонении имен прилагательных во множественном числе:

  1. Вопрос какие? – это вопрос прилагательных множественного числа в И и В. п
  2. Сравните прилагательные в И и В.п. Заметили, что у них могут быть разные окончания: -ые –ие; -ых –их

Это зависит от того, с каким существительным употребляется прилагательное множественного числа: если с неодушевленным, то окончание будет – ые –ие; если с одушевленным, то окончание будет –ых –их.

  1. В И.п и в В.п (при неодушевленных существительных) окончания прилагательных множественного числа –ые –ие. Нетрудно догадаться, что –ые пишется после твердых согласных, а –ие после мягких
  2. По таблице хорошо видно, что в Р. В. П.п прилагательные множественного числа отвечают на один вопрос: каких? И окончания в этих падежах тоже одинаковые –ых –их
  3. В первом столбце примеров таблицы склоняются прилагательные с ударным окончанием, а во втором с безударным. Если их сравнить, то видно, что безударные окончания прилагательных множественного числа пишутся так же, как ударные
  4. Как же определить падеж прилагательных множественного числа? Очень  просто: падеж прилагательных множественного числа зависит от падежа существительных, с которым это прилагательное связано. Значит, прилагательное множественного числа будет стоять в том же падеже, что и существительное, к которому относится.

Все эти выводы нужны для того, чтобы грамотно строить свою речь, грамотно писать.

Обсудите результаты работ в парах. О чем был текст?

Что нового для себя вы узнали из этого текста?

Все ли было понятно? Какие появились вопросы?

Вернёмся к игре «Данетка». Читайте вопросы, в ответах на которые вы сомневались, не знали как ответить.

Ответили на те вопросы, что вызывали у нас трудности?

Как же нужно действовать, чтобы определить падеж имени прилагательного? Попробуйте каждый составить алгоритм определения падежа прил во мн числе.

Теперь обсудите его в парах.

Проверим алгоритм

На доске:

  1. Нахожу существительное…
  2. Ставлю вопрос…
  3. Определю падеж…
  4. Называю…

Давайте оценим нашу работу над алгоритмом.

На доске:

  1. Задание?
  2. Результат?
  3. Правильно?
  4. Самостоятельно?
  5. Отметка?

1.Что нужно было сделать в задании?

2.Удалось ли получить результат? Найден ответ?

3.Правильно ли выполнил задание? Или были ошибки?

4.Справился с заданием полностью самостоятельно или помогал товарищ? В каких вопросах?

5. какую отметку ставишь себе?

Чему будем учиться дальше?(определять падеж имен прил)

Зачем нам нужны эти умения?

  1. Вставь прилагательные во фразеологизмы.

ворона в …. перьях,  профессор …щей, Найти … язык

Слова для справок: кислых, общий, павлиных

Объясни смысл каждого фразеологизма.

Найти общий язык - договориться И. п

Ворона в павлиных перьях – выскочка П. п

Профессор кислых щей – незадачливый плохой мастер Р. П

Определи падеж прилагательных, действуя по алгоритму.

  1. Найдите в предложениях прил во мн числе, спишите, выделите окончание и напишите в каком падеже оно стоит

У нас под окнами растет много ветвистых деревьев → (чего?) деревьев (каких?) ветвистых РП

Мы подошли к деревянным домам → (к кому? ) к домам (каким?) деревянным ДП

Над пушистыми облаками пролетели самолеты → (над чем?) над облаками (какими?) пушистыми ТП

Стоят высокие дома → (что?) дома (какие?) высокие ИП мн.ч.

  1. Разгадывание чайнворда.

- Кажд слово здесь – прил в указан падеже ед или мн числа. Вам нужно, пользуясь нашей Т постав прил в нужн падеж

1) Алый – д.п., ед.ч.

2) Ударный – тв.п., ед. ч.

3) Могучий – им.п., ед.ч., ср.р.

4) Единый – в.п., ед.ч., ж.р.

5) Юный – р.п., ед.ч.

6) Опытный – тв.п., мн.ч.

7) Интересный – р.п., мн.ч.

8) Хороший – д.п., мн.ч.

9) Мирный – р.п., ед.ч.

10) Отличный – д.п., мн.ч.

Какую тему мы изучили?

Давайте попробуем отразить полученные знания в схеме, которая получила название «ФИШБОУН» - рыбий скелет.

Мы составляем такую схему впервые, поэтому поучимся это делать вместе. Эта схема похожа на рыбку: это голова, вот ребра, а это хвост. В голову пишется гл вопрос, тема. На ребрах – выводы. Они должны состоять из предложений, построенных так: если…то…А хвост – главный вывод по уроку, итог темы

Если…                                                                          То…                          

Кто повторит наши основные выводы по теме?

Закончите предложения – оцени итоги работы на уроке.

Мне удалось…

Меня удивило…

Мне понравилось…

Я порадовался за…

Я хочу поблагодарить…за…

Я могу похвалить себя за…

Я думаю, что мне…

Как думаете, о чем пойдет разговор на уроке р. Языка завтра?

Может будем изучать новую часть речи? Или продолжим разговор о прилагательном?

Зачем мы получили сегодня знания о прил мн числа? Оно нам где-то дальше пригодится? Где?

Дифференцированная работа.

1 задание.

Согласуй данные в скобках прилагательные с существительными, обозначь падеж, выдели окончания.

Наступила зима с ( трескучий) морозами, с ( глубокий) сугробами. Обрядила волшебница сосны и ели в ( тяжелый, снеговой) шубы. До самых бровей нахлобучила им ( белоснежный) шапки.

2 задание.

Дополни предложения подходящими по смыслу прилагательными. Определи падеж, выдели окончания

Засыпаны снегом …. березки. Трещат от ... морозов … стволы. Их …. ветви похожи на …., …. кружева.

Слова для справок: сильных, гибкие, стройные, испуганных, тонкие, красивые, причудливые.

3 задание.

Мини – сочинение на тему «Забота о птицах»

1 предложение – красногрудые снегири (И.п), снег (Т.п.)

2 предложение – деревья (П.п.)

3 предложение – зимний парк (П.п.), заботливые ребята (И.п.)

4 предложение – голодные птицы (Д.п.), корм (В.п.)

Что выбрали? Поделитесь, почему именно это задание вы решили выполнить?

Урок окончен!

Большой - маленький,

 сухой–мокрый, глубокий– мелкий

старый – молодой, твёрдый – мягкий.

Все слова во втором столбике начинаются на одну букву м

Согл, звонк, сонорн, тв

Согл, звонк, сонорн, мягк

Из чередования заглавной, строчной и заглавной письм буквы м

(Соблюдать Высоту, ширину, а главное -   письмо должно быть безотрывным.)

Оценка детьми выполнен работы по Та самооценки.

1.) Я – молодец!

2.) Могу и лучше.

3.) Надо постараться.

(Школьный словарь антонимов русского языка и орфографический словарь)

Работать в паре, объяснять товарищу…, работать со словарем, подбирать А, вспомн правило с безуд гл

прилагательное отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? А слово дверь – на вопрос что? – это сущ

О сущ и прил – да! Т.к эти ч. речи неразделимы и связаны между собой

Учитель фиксирует номера на доске

Склонение имен прил во мн числе

Получить новое знание о том как скл им прил во мн числе

О прил во мн числе

Дети чит утвержд и снова на них отвечают, уже с опорой на новое знание

определять падеж имен прил

чтобы речь была грамотн, ясной, понятной

Будем учиться писать им прил во мн числе и верно употреблять их в речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Склонение имён прилагательных множественного числа"

Конспект урока составлен  по учебнику Поляковой А.В. 4 класс (программа Л.В.Занкова ), посвящён 65-летию Победы в ВОВ....

Конспект урока русского языка по теме "Склонение имён прилагательных множественного числа", 4 класс.

Конспект урока русского языка в 4 классе.Тема урока: «Склонение имён прилагательных во множественном числе. Употребление имён прилагательных в прямом и переносном смысле.  Прилагательные синонимы...

Конспект урока "ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И ВИНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ " Школа России 4 класс

Тип урокаРешение частных задачПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления с правилами написания безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном пад...

конспект урока по русскому языку 4 класс. «Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа».

Тема урока: «Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа». (Школа России) Цели: сформировать умения распознавать имена прилагательные множественного числа ...

конспект урока по русскому языку 4 класс. «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа».

Тема урока: «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа». (Школа России) Цели: учить распознавать Р.п. и П.п. имен прилагательных множественного числа, формиров...

Конспект урока «Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа», 4 класс

Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....