Технологическая карта урока Русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тема урока: «Звуко – буквенная форма слова и его значение».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx350.17 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

по русскому языку

Тема урока: «Звуко – буквенная форма слова и его значение».

(3  класс, программа «Перспектива»).

Подготовила

 Старикова Анастасия Ивановна


Технологическая карта урока

  1. Ф.И.О. учителя Старикова Анастасия Ивановна
  2. Класс: 3
  3. Предмет: русский язык
  4. Тема: «Звуко – буквенная форма слова и его значение».
  5. Место и роль урока в изучаемой теме: открытие нового знания
  6. Цель урока:  способствовать формированию различать лексическое значение и звуко – буквенную форму слова.

Задачи :

  • Образовательная: способствовать закреплению понятий звукопись и роль звуковых повторов в тексте, семантика звуков.
  • Развивающая: содействовать развитию художественно- эстетического вкуса
  • Воспитательная: способствовать привитию чувства доброты, трудолюбия и ответственности за начатое дело
  1. Дидактические средства:
  • для учителя – учебник
  • для обучающегося – учебник, тетрадь

Характеристика этапов урока.

Название этапа, цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Результат

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: мотивация учения.

Организация рабочего места

- Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Присаживайтесь, пожалуйста.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим,
И тихонечко сидим.

Приветствуют учителя.

Фронтальная

Регулятивные: волевая саморегуляция;

Личностные: действие смыслообразования;

2. Актуализация знаний.

Цель:

применение изученных знаний при решении учебной задачи;

Работа с учителем.

- Возьмите в руки ручку, откройте тетради, проверьте, правильно ли она лежит.

- Запишите число, классная работа.

-Сегодня у нас 29 октября.

-Ребята и сегодня я вам предлагаю отправиться в Тридевятое Царство!

-«Жил-был царь. Царица у него умерла, и остался он с дочкой, царевной Василисой. Была она умница, красавица. Очень ее царь любил.

Но вот однажды пришла большая беда. Поднялся сильный ветер, тучи закрыли солнце, налетел на царство Змей Горыныч, которому давно нравилась Василиса. Унес он царевну в тридевятое царство.

Много царевичей пытались спасти Василису, но все напрасно. Тогда пошел Иван, крестьянский сын. Мать дала ему наказ: быть внимательным, думать, не спешить с решением и ответом, а в помощь дала волшебный клубочек, который поможет ему найти правильную дорогу. Пойдем и мы вместе с Иваном спасать Василису».

- «Идем мы с Иваном. Впереди дремучий лес, а пройти надо. Клубочек катится. Давайте сами себе проложим дорогу. Для этого на нужно прочитать слова, которые вы видите на слайде».

(ААПЗД ОКСОВТ)

-О чем вы прочли?

-Почему вы не смогли ответить?

-А теперь прочитайте эти слова!

(ВОСТОК ЗАПАД)

-Слово имеет значение, когда звуки и буквы стоят в определенном порядке. То есть имеют звуко-буквенную оболочку.  Что обозначают эти слова?

-Правильно, молодцы!

-А теперь запишите эти слова, разделите для переноса. Подчеркните букву непроверяемой бузударной гласной.

-А один учащийся выйдет и сделает это у доски.

-Молодцы!

-Ребята, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

-А какую же цель мы поставим на сегодняшний урок?

-Молодцы!

-Записывают число и классную работу.

-Ни о чем.

-Потому что это набор букв, не имеющих значения.

-Восток – одна из четырех сторон света; часть горизонта, где восходит солнце.

-Запад – одна из четырех сторон света; часть горизонта, где заходит солнце.

-1)Во-сток

  2)Вос-ток.

-1)За-пад

-Звуко – буквенная форма слова и его значение.

-Различать лексическое значение и звуко – буквенную форму слова.

Фронтальная

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса, и результатов деятельности;

анализ, синтез, выбор оснований для сравнения;

Коммуникативные: контроль, коррекция, прогнозирование, оценка действий;

3. Проблемное объяснение нового знания.

Цель: постановка совместно с классом темы, цели урока.

Работа с учебником

Беседа

«Молодцы, ребята, деревья расступились, идем дальше. Но что-то стало холодно – чувствуется приближение зимы. А что бы нам согреться, нам нужно выполнить еще одно задание!

-Вы на прошлых занятиях говорили о том, что ни звуки, ни буквы не изображают предмет. Но есть особые слова. Прочитаем о них в учебнике.

-Откройте учебники на стр. 63. Упр. 97. И зачитайте мне текст. Кто желает?

-О каких словах узнали из текста упражнения?

-Такие слова называют звукоподражательными. Назовите их. Каким предметам или действиям они подражают?

-Определите части речи выделенных слов.

-Молодцы ребята!

Но перед нами новое препятствие. Это болото. Надо постараться пройти по кочкам. Но для этого нужно выразительно прочитать стихотворение и ответить на мои вопросы.

-Прочитайте стихотворение М.Яснова.

Шумный лес

Что у нас на букву Ш?

Это шишка шлепнулась, шурша.

Шмель и шершень

Шустро шарят в кашке.

Шебаршат в шиповнике букашки.

Что еще на букву Ш?

Шум и шорох возле шалаша,

Ну а если полон рот морошки –

Шыроежки и шороконожки.

-Понравилось ли оно вам?

-Что значат последние слова?

-Верно!

-Что в них общего?

-А почему автор не правильно произносит слова?

-Какие сочетания звуков передают шуршание леса?

-Ребята, а как вы думаете, есть ли связь между значением слова и его звуко-буквенной формой?

-Ребята, а теперь давайте не много отдохнем.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались

Ножками топали, ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

-Зачитывают текст.

-Слова, которые своим звучанием напоминают обозначаемые ими действия или предметы.

-Да

-Сыроежки и сороконожки.

-Сочетание звуков.

-Для создания настроения.

Фронатальная,
Индивидуальная

Познавательные: постановка и формирование проблемы;

Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Работают с учебником



Физкультминутка

-Как видим, предложения различаются по цели высказывания.

 По цели высказывания традиционно выделяются три вида предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.

(СЛУШАЕМ ПРОФЕССОРА)

-Ребята, откройте свои учебники на странице 53. Давайте с вами рассмотрим памятку.

-Давайте зачитаем её.

- Какое основное назначение повествовательных предложений?

- Какое основное назначение вопросительных предложений?

- Какое основное назначение побудительных предложений?

-Молодцы! А теперь с вами немного отдохнём.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


Жил на свете попугай.

Крылья шире расправляй.

Он любил летать всех выше.

Выше пальм, жирафов выше.

В гости к деткам прилетал,

Вместе с ними отдыхал,

Прыгал, кланялся, шалил,

С малышами говорил.



-Молодцы ребята!

-Ребята, кто из вас знает, что такое интонация?

-Предложения в русском языке по интонации делятся на 2 группы: восклицательные и невосклицательные.

1) Наступила осень.

2) Наступила осень!

-Ребята, а как вы думаете, какое предложение будет называться восклицательным?

-Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения могут быть эмоционально окрашены, т.е. выражать отношение говорящего к сообщению или передавать его переживания. Такие предложения называются- восклицательными.

-А какое предложение невосклицательным?

-Если предложение не имеет особой эмоциональной окраски, то такое предложение- невосклицательное.

-Зачитывают памятку.

-Основное назначение повествовательных предложений: сообщение об определённых явлениях действительности, передача информации собеседнику.

- Какое основное назначение вопросительных предложений?

- Основное назначение побудительных предложений: побуждение к действию того, к кому обращена речь.

Выполняют физкультминутку

Парная

Познавательное:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками

5.Реализацияпостроенногопроекта

Работа с учебником


Беседа

-Обратите внимание на упражнение 76. Давайте зачитаем его и ответим устно.

-А теперь давайте выполним упражнение 77.

Запишите его в тетрадь.

-Давайте проверим, как вы выполнили это задание.

-Зачитывают, отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная

Познавательные: общеучебные: работа с информацией;

Регулятивные: прогнозирование

Личностное: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Беседа

Работа с учебником

-Ребята, а теперь откройте свои рабочие тетради на странице 38 и обратите внимание на упражнение 57.

Ваша задача будет в скобках указать цифрой тип данного предложения.  После того, как выполните задание, обменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте ошибки дуг друга.

-Упражнение 75 из учебника в парах. 1 ряд делает под номером 1, и так далее.

(Вспомнить с учащимися, что такое основа предложения и подчеркнуть)

-Ребята, а теперь приведите мне свои примеры повествовательных предложений.

-Вопросительных предложений

-Вопросительных предложений

-Восклицательных

-Невосклицательных

-Молодцы! А теперь откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Ваше задание будет в рабочих тетрадях стр.37-38, упражнение 56. И еще выучить памятку, которая находится на странице 53.

-Записывают домашнее задание.

Индивидуальная

Познавательные: общеучебные: умение самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных инф-х источников;

7. Рефлексия.

Цель: зафиксировать новое содержание урока; Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Оценка своей деятельности на уроке

-Ребята, вот и подходит к концу наш урок.
авайте покажем, что он прошёл не зря и мы не только  вспомнили какими бывают предложения, но и научились пользоваться своими знаниями.

Упражнение «МИКРОФОН»

-Продолжите фразу:

 - Предложение – это…

- Предложение выражает ….

- По цели высказывания предложения бывают …

- По интонации предложения бывают …

 - В конце повествовательного предложения ставим …

- В конце вопросительного предложения ставим …

 - В конце побудительного предложения ставим  …

-Вы большие молодцы!

-А теперь оцените свою работу на уроке.

-Возьмите в руку 2 карандаша красного и зеленого цвета.

-Если у вас на уроке все получилось и вы усвоили все понятия, то закрасьте звёздочку в зеленый цвет, а если вы не совсем все усвоили, то в красный цвет.

-Спасибо вам за урок! Мне было приятно с вами работать.

-До свидания!

-Отвечают на вопросы.

-Оценивают свою работу на уроке.

Фронтальная.

Регулятивные: самооценка, взаимооценка; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Личностные: что я для себя внес?

-Черепаха, унеси меня домой!

-А где ты живёшь?

-Я живу в муравейнике.

Пп  пр ре ед дл ло  ож же ен ни ие

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

и интонация Виды по предложений цели высказывания

Тема урока:

Предложение

Цель

урока:

Способствовать формированию понятий о видах предложений по цели высказывания и интонации.


https://www.matrizesdebordados.com/image/cache/data/variedades/microfone-800x800.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...