Технологическая карта урока русского языка " Глагол"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Технологическая карта урока русского языка " Глагол" 4 класс УМК ПНШ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Тема урока

Глагол

Предмет

Русский язык, УМК «Перспективная начальная школа»

Класс

4 «Г»

Автор урока

Тикеева Галина Ивановна , учитель начальных классов.

Образовательное учреждение

МБОУ «СОШ № 12»г. Элиста

Методическая информация.

Тип урока

Урок – обобщения

Цель урока

Обобщить все полученные знания о глаголе как части речи, о грамматических признаках глагола.

Задачи урока

  1. Обобщить полученные знания о глаголе; определить значение и правила употребления глагола в речи; отрабатывать умение различать глаголы 1 и 2 спряжения.
  2. Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся.
  3. Активизировать словарный запас.
  4. Воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу.

  1. Планируемые результаты

Предметные

Универсальные учебные действия (УУД)

  1. Личностные

Предметные : Обобщить полученные знания о глаголе; определить значение и правила употребления глагола в речи; отрабатывать умение различать глаголы 1 и 2 спряжения.

Метапредметные: познавательные – развитие умений

 сравнивать, устанавливать закономерности, наблюдать,

 делать выводы и обобщения;

- совершенствовать умение устанавливать

последовательность действий и работать по алгоритму.

регулятивные –- умение самостоятельно формулировать

 тему и цели урока;

- умение составлять план решения учебной проблемы

 совместно с учителем;

- умение работать в группах, в паре, помогая друг другу;

- участвовать в оценке и обсуждении результата,

 полученного при совместной работе.

коммуникативные - активно участвовать в обсуждениях,

 возникающих в ходе урока;

- четко формулировать ответы на вопросы других

 учеников и учителя;

- умение работать в группе, паре

Личностные :

- умение работать над самооценкой;

-вносить свой вклад в работу для достижения общих

 результатов.

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор;  индивидуальные  раздаточные карточки. Учебник русского языка I часть, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, М.: Академкнига/Учебник. (УМК “Перспективная начальная школа”)

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

I. Организационный момент

- Доброе утро, ребята. Садитесь.

 Сегодня у нас на уроке много гостей. Как нужно принимать гостей? Да, быть к ним внимательным, уметь занять интересной беседой, игрой. Я думаю, что вы всё сделаете для того, чтобы наши гости остались довольны вашим тёплым приёмом.

               Я рада видеть каждого из вас,

         И пусть весна прохладой в окна дышит.

                Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

          Друг друга любит, чувствует и слышит. 

Эпиграфом нашего урока послужит пословица: Кто много видит и слышит, тот много знает.

Как вы ее понимаете? О чем эти строки

Учащиеся приветствуют учителя, настраиваются на работу.

II. Словарная работа.

- Обратите внимание на экран . (слайд 2).Назови одним словом. Над каждым словом  укажи часть речи, подчеркни орфограммы.  (слайд 2).

 1.Периодическое издание.  (газета) -сущ

2.Последующее число семи. (восемь)- числ

3.Название второго десятка. (двадцать)-числ

4.Человек, возглавляющий предприятие, организацию. (директор)  сущ

5.Синоним к слову «путь» .(дорога)  сущ

6. Антоним к слову « быстро». (медленно)   нар

7. Поворот в левую сторону. (налево)   нар

8. Поворот в правую  сторону. (направо)   нар

9.Сумма чисел десяти и одного. (одиннадцать)  числ

Самостоятельно читают текст на слайде .Называют одним словом, предложенные предложения. Над каждым словом  указывают  часть речи, подчеркивают орфограммы.  

III. Актуализация знаний

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам …
(глагол!)    

- Правильно, речь пойдёт о глаголе.  

Отвечают на вопрос учителя

IV.  Формирование темы и планирование деятельности на уроке

Сформулируйте тему урока.

Мы продолжаем работать над темой глагол.

А сейчас, я предлагаю провести блиц- опрос:

  -Что   обозначает глагол?

  -На какие вопросы отвечают?

  - Зачем  глаголы  нужны  в  речи?

   -Каким членом предложения являются?

    -Могут ли глаголы обозначать не только действия? 

На какие вопросы мы не знаем ответы.

Мы знаем о  глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая  сложная по составу форм часть речи русского языка. И сегодня мы  приведем в систему известные нам знания и закрепим наши умения. Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.

Обсуждают тему урока глагол

Обучающиеся отвечают на  поставленные  вопросы

формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока

V. Углубление и обобщение сведений о глаголе

1.Внимание на экран. (слайд 4)

-Прочитайте про себя 2 текста и сравните

Ночь.                                                Спускается ночь.

Маленькая деревушка.                     Засыпает маленькая деревушка.

Огни.                                                Гаснут огни.

 Ветер.                                              Бушует ветер.

Одинокие деревья.                            Качаются и скрипят одинокие деревья.

Снег.                                                 Идет снег.

-Чем они отличаются?

-Какие слова оживили картину?

-Чем схожи эти слова?

-Какую роль выполняют глаголы?

- Зачем нужны глаголы в речи?

2.Посмотрите на экран. Назовите глаголы, которые обозначают действия. (слайд 5)

Строить, думать, кидать, варить, убираться, мёрзнуть, смотреть, спать, ждать

А, что тогда обозначают оставшиеся глаголы?

Итак , сделайте, вывод, что  обозначают  глаголы?

3.Работа по учебнику.( Стр 41 упр.№34)

Учащиеся самостоятельно читают тексты на слайде и определяют, зачем нужны в речи глаголы

Передают точно и достоверно все действия, события

Строить, кидать, убираться, смотреть, варить

Глаголы, обозначают состояния

Выполняют упражнение

VI.  Физминутка

Дети, встаньте, выйдите из-за парт. Я буду называть слова, а вы выполняйте действия которые они обозначают:

шагаем – стоим

руки поднимаем – опускаем

приседаем – встаем

стоим – садимся

-Я называю глагол, а вы выполняете действия.

          Встали, потянулись, распрямились, присели, улыбнулись, сели.

         Глазки закрыли, открыли, посмотрели направо, налево, вниз, наверх, прямо. И удобно сядьте.

Выполняют движения по тексту

4. Работа в паре.  (карточки)

 А теперь предложу вам поработать в группе.

Что нужно сделать сначала?                      

Вспомним правила работы в группе    Правила поведения в группе

1.Говори тихо

2.Слушай внимательно

3.Говорить по очереди

Я, думаю пять минут  вам будет достаточно на задание

(слайд5)

-Подбери и запиши к каждому существительному по 2-3 глагола

Мальчик, птица, рыба, снежок, вода, собака.

5.Игра «Зоопарк» (слайд8)

 Я буду рассказывать, что это животное делает, вы, ребята, по глаголам угадайте, кто это

 Каркает, летает, ворует (всё блестящее)
Шипит, ползает, извивается 
Хрюкает, чавкает, валяется (в грязи)
Кукарекают, квохчут, пищат
Блеет, бодается, даёт (молоко)
Мяукает, царапается, лакает (это же молоко)

6.Игра «Исключи лишнее слово»(Слайд6)

Предлагаю провести разминку в виде игры «Исключи лишнее слово» 

   - Давайте поиграем. На ваших карточках дан ряд глаголов. Вы должны найти лишнее слово и объяснить почему оно лишнее. Это слово запишете в тетрадь.

- Пишем, вяжем, стираем, дружим .


- Строим, клеим,
отвечаем,  говорим.


- Молчат,
посеют, думают, живут.

- Читать, делать, лететь, накрыл, петь.

-  Брить, стелить, ненавидеть, слышать, строить, гнать.

7. Самостоятельная работа. Слайд 10

- Выполните задание, не забудьте о правилах поведения во время этой работы

Определить число, лицо, время, спряжение

 1 . вариант                                     2вариант

 Летает                                              Шипит                                                

Происходит обсуждение в группе, записывают глаголы, обосновывают свое мнение

ворона

змея
свинья
петух, куры
коза
кот (кошка)

Учащиеся работают в парах.

- Дружим (т.к. это глагол II спряжения, а остальные – I).

- Отвечаем (т.к. это глагол I спр., а остальные – II) .

- Посеют – будущее время, а остальные глаголы в настоящем времени.

- Накрыл (т.к. это глагол прошедшего времени)

- Все глаголы – исключения, кроме глагола строить.

VII. Рефлексия деятельности

-А сейчас мы подведем итог урока и оценим свою работу.

Лист самооценки  с воздушными шариками.

1.) Я – молодец!  (красный шарик) -5

2.) Могу и лучше. (зеленый шарик) - 4

3.) Надо постараться. (синий шарик)  -3

И закончить урок мне хотелось бы небольшой притчей. 
Притча. 
Зимой один хозяин каждое утро чистил дорожку перед домом от снега. И как бы рано он не вставал, у соседа уже была аккуратно утоптанная дорожка. 
- Послушай, сосед, а когда ты успеваешь, снег перед домом убирать? – поинтересовался однажды он. 
- Да я его никогда не убираю! – Это ко мне друзья ходят! 

Пусть только в дружеском споре рождается истина, а добрые качества помогут вам добывать главную награду: знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования умений учащихся употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Задачи урокаДидактические:закрепить знания детей о глаголе, как о части реч...

Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления о глаголах-синонимах, глаголах-антонимах.Задачи урокаДидактические:Научить употреблять в речи...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.Цели деятельности учителя: развитие умения находить глаголы среди однокоренных слов по вопросу и ...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Значение и употребление глаголов в речи." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема: Глагол. Значение и употребление глаголов в речи.Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и упот...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол.Признаки глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: совершенствование умений и способов действий по определению грамматических признаков глаголовЗадачи: Дидактические: 1) совершенствовать умение распознавать глаголы среди других ч...