Статья на тему: "Развитие речи младших школьников на уроках русского языка"
статья по русскому языку

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка

      Речь – это источник душевного богатства человека. Для того чтобы речь была выразительной и правильно звучащей, нужно много работать как учащимся, так и учителю. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами родного языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в своё речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходится на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды [1]. Развитие речи – важнейшая задача обучения в школе, т.к. это один из показателей общего развития личности ребенка. Школа должна научить своих учеников свободно и правильно выражать свои мысли в понятной для окружающих форме [2].

      Хорошо развитая речь для каждого школьника – это основа умственной деятельности, а также важнейшее средство коммуникации, познания, развития, самовоспитания. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности [1]. Поскольку воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь, развитие речи учащихся в настоящее время одна из основных задач школы, и в первую очередь уроков русского языка. Без систематического обогащения устной и письменной речи на протяжении всех лет обучения невозможно эффективное повышение культуры речи учащихся, их общего развития.

      Работа по развитию речи – это многосторонняя работа учителя по русскому языку, направленная на то, чтобы дети овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но и умением выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь [3]. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей степени определяют успех в учебной работе по всем предметам, способствуют формированию полноценного навыка чтения. С первого класса надо учить детей употреблять в речи вежливые слова и выражения. Это является неотъемлемой потребностью уроков русского языка, которые не только формируют у школьников навыки грамотного письма, правильного произношения и словоупотребления, но и раскрывают нужные для каждого человека нормы общения людей в культурном обществе. Желая вызвать у детей интерес и усилить смысловое значение речевого этикета, используются на уроках сказки, игровые задания с куклами и драматизацией. А также, можно использовать следующие упражнения:

1.Закончи предложения. 

При встрече люди (что делают?)__________. Выглянуло солнышко  и принесло всем (что?) _______. 

2. Игра «Объяснялки»

Объясните, почему принято здороваться при встрече. 

 3. «Скажи наоборот». Работа с антонимами: до свидания – здравствуйте и др.

Работа с текстом. Замени подчёркнутые слова антонимами. Как изменился 

смысл текста? 

      Вечером я с товарищем пошёл к поезду. До станции было далеко. Дул 

встречный холодный ветер, и идти было трудно. Пришли мы к станции, 

и поезд  отходит. Как плохо, что мы опоздали.

4. Игра «Акроним». По начальным буквам слов,  догадаться о каком предмете идет речь. Например, тема «Дом», акроним БСД (большой, светлый дом),  подбирая различные имена прилагательные, по этой теме обучающиеся разгадывают заданное словосочетание.

5. «Один и много». Изменение слов по числам: друг - друзья.

6. «Скажи ласково». Словообразование:  мама - мамочка, солнце - солнышко.

7. «Уменьшение». Словообразование: кот - котенок.

8. «Сочинялки». Продолжи историю.

      Жил-был щенок. Что с ним потом стало? Он вырос и стал помогать пограничникам,  охранять границу.  Жил-был цветок. Что с ним потом стало? Он превратился в плод с семенами, из которых на следующий год выросло много цветов. 

      Жил-был ручеёк. Что с ним потом стало? 

      Жила-была тучка. Что с ней потом стало?

9. «Спроси!»

Составь и запиши вопросы к данному предложению. 

      В селе Горловка живут добрые, замечательные люди. Вопросы: Кто живет в селе Горловка? Какие люди живут в селе Горловка? В каком селе живут добрые, замечательные люди? И т.д.

       Работа по развитию речи требует разнообразных приемов и средств. С помощью дидактических игр  учащиеся могут высказываться свободно,  используя фразы речевого этикета, могут выполнять и «жесткое задание», строгих правил, которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность [3]. Очень важно следить за тем, как говорят дети, общаясь между собой.

Список используемой литературы:

1.Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - 2015.

2.Карпова, С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. / С.Н. Карпова, Э.И. Труве. - Ростов - на-Дону, 2018.

3.Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т.А. Ладыженская, Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова. // Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2016

4.https://multiurok.ru/files/razvitiie-riechi-mladshikh-shkol-nikov-na-urokak-1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»

В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...

Мастер-класс по теме "Развитие устной речи младших школьников на уроках русского языка".

Данный материал содержит виды работ по развитию речи учащихся....

Выступление на ШМО учителей начальных классов Тема: «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий».

Умение грамотно писать и говорить на государственном языке – привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Одно из условий социального заказа общества и государства сегодня – ...

Мастер-класс по теме: "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка".

В данном материале представлены методы и приемы, направленные на развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка....

Доклад на тему: «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка»

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка – одна из основных проблем формирования навыков грамотного письма....