Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Павлова Елена Викторовна

Звук [й], буква й

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_1a_klasse_po_teme.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1а классе по теме «Звук [й']  и буква Й»

(УМК «Перспективная начальная школа»)

Цель урока: организация учебной деятельности первоклассников, направленная на практическое осознание навыка переноса слов с буквой Й в середине слова.

Задачи урока:

- актуализация знания о гласных и согласных звуках и буквах, о слоге;

- усвоение правила переноса слов с буквой Й в середине слова;

- создание условия для самооценки и взаимооценки;

- создание условий для теплой дружелюбной атмосферы в классе;

- создание ситуации успеха, корректного общения;

- развитие речи, внимания, мышления: анализ, синтез;

- воспитание культуры общения.

Ход урока

1 этап (мотивация учащихся на работу)

- Прозвенел звонок, начинается урок! И сегодня у нас на уроке у нас гости из сказочного леса. Слушаем внимательно, отвечаем по поднятой руке, о ком идет речь?

Много бед таят леса,

Волк живет там и лиса!

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги,

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? …(ЗАЙКА)

- Правильно, и к нам сегодня в гости пришел зайка. (Вывешивается иллюстрация с изображением зайца.)

- Слушаем дальше:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса,  Кто ж это?…(ЛИСА)

(Вывешивается иллюстрация с изображением лисы)

- Ребята, что общего и различного между лисой и зайцем? (Развитие интереса к окружающему миру)

- Какая лиса встречается в сказках, какой заяц?

(На доску вывешиваются слова: лиса, зайка)

- Что общего в этих словах? Какие буквы похожи?

- Ребята, у зайки беда, лиса его напугала и забрала шляпу, и он стал ЗАИКОЙ. Как вы думаете, ЗАЙКА и ЗАИКА это одно и то же слово? Кто такой заика?

Заикание – это болезнь, которую можно вылечить, но стесняться этого не нужно, люди, которые заикаются, говорят очень умные вещи. (Лингвистическая работа.)

- Какими звуками они различаются? А сколько слогов в каждом слове, одинаковое или разное количество?

- Чтобы правильно ответить на эти вопросы, надо сравнить звуки [и], [й’] и научиться делить на слоги слова с этими звуками.

2 этап (актуализация знаний о согласных и гласных звуках и буквах)

  1. Словарная работа

- Итак, проведём небольшую разминку.

На доске написаны слова:

П…рог, пош…л, м..рко..ь, т…л..фон, т…л…визор, д…журный.

  •  Что вы можете сказать об этих словах? (словарные слова)
  •  Все ли слова вам знакомы? (Нет. Слово дежурный)
  •  Кто мне может сказать значение данного слова?

Дежурный – исполняющий в порядке очереди какие-нибудь служебные и общественные обязанности.

- Запишем эти слова в тетрадь, подчёркивая вставленные буквы

2. Задание ученикам к словам

  • Дайте характеристику гласного звука. (Поётся, не встречает препятствие, ударным)
  • Дайте характеристику согласного звука. (Встречает во рту препятствие, может быть звонким, глухим, твёрдым, мягким, парным, непарным)
  • Найдите в слова, в которых по два гласных звука. (Пирог, пошёл, морковь)
  • Найдите слова, в которых по четыре согласных звука. (Морковь, телефон)
  • Составим и запишем предложение со словом дежурный.

Дежурный держит мел.

  • Дети составляют схему данного предложения в группах. Один работает у доски. Проверяют все вместе.
  • Ребята найдите в слове дежурный согласный, мягкий, звонкий звук, который не имеет себе пары. (Звук  [й''])

3 этап. Работа с новым материалом.

  1. Работа с учебником с 35-36.

- Анишит Йокоп приготовила для нас задание. Послушайте его. (Стр. 35)

4. Работа в парах

- Найдите в Музейном Зале птицу, в названии которой есть буква Й.

- Запишите это слово в тетрадях. Посчитайте, сколько в нём слогов. (чайка, 2 слога)

- Разделим его на слоги в тетради и запишем через чёрточку чай-ка.

  •  Почему звук [й']  не составил отдельный слог? (согласный звук, а слог образуют только гласные звуки)

5. ФИЗМИНУТКА

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись,

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

6. Работа по делению слов на слоги

Учитель на доске пишет слова: война и воины

  •  Какими звуками они отличаются? (звук [й'], [и'])
  •  Ребята считают, сколько гласных звуков в слове война и воины.
  •  Делят слова на слоги: вой-на, во-и-ны.
  •  Почему в слове змей меньше слогов, чем в слове змеи? (Звук [й'] не образует самостоятельного слога).
  • Какой  буквой обозначается звук [й']? (Буква Й)
  1. Чтение стихотворения  на с. 36 (упр.11)

- Найдите в стихотворении слова с буквой Й

(сойка, джейран, землеройка, воробей, соловей)

- Поделите эти слова на слоги:

(сой-ка, джей-ран, зем- ле - рой-ка, во-ро-бей, со-ло-вей)

- Работа самостоятельно (делят слово во-ро-бей )

- При делении слов на слоги мы с вами ещё раз убедились, что звук [й'] самостоятельно не образует слог.

7. Правила переноса

- Как же мы будем переносить слова с буквой Й?

Давайте разберем это на примере слова: землеройка.

- Как его перенести?  Что сначала нам необходимо сделать?

( Поделим на слоги!) Зе-мле-рой-ка

Дети работают самостоятельно.

Взаимопроверка. Учитель на доске выставляет свой вариант.

Работа в группе. Дети рассматривают варианты переноса.

8. Физминутка для глаз

9. Работа с тетрадью для творческих самостоятельных работ (стр.23, упр.1).

Дети записывают слова, которые они образуют от слов герои, музеи, бои, караваи, злодеи, сараи, ставя их в единственное число.

Делят эти слова на слоги.

4 этап. Итог урока

  • С каким звуком мы сегодня работали?
  • Какой буквой он обозначается?
  • Дайте характеристику этому звуку, используя звуковой столбик.
  • Какое словарное слово мы изучили. Почему мы сегодня изучили это слово. (Звук [й'])

Образует ли  звук [й'] самостоятельный слог и почему? ([й'] самостоятельно не образует слог., т.к. он согласный)

  • Как мы будем переносит слова со звуком ([й']? ( по слогам)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....