Рабочая программа по родному языку.
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Елена Анатольевна Киселева

Родной язык 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy._3_klass_docx.docx231.83 КБ

Предварительный просмотр:

        Рабочая программа по предмету «Родной язык» составлена на основе Примерной программы  «Родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, ООП НОО МАОУ НШ-ДС № 72 и положения о рабочей программе педагога.    

Данная  рабочая программа адаптирована для реализации в общеобразовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в начальной школе – детском саду № 72 (МАОУ НШ-ДС №72) с учётом индивидуальных особенностей познавательной деятельности и уровня подготовленности учащихся третьего класса.        Программа «Родной язык» относится к предметной области «Родной язык и  чтение на родном языке», рассчитана на 34 часа в год.

Планируемые результаты освоения предмета

В результате освоения предметного содержания у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.        

Личностными результатами изучения  программы «Родной русский  язык» являются следующие умения:

  •  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • восприятие русского языка как явления национальной культуры,
  • ценностное отношение к родному языку как отражению культуры;
  • осмысление красоты и величия русского языка как литературного наследия русского народа;
  • осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
  • осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
  • осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
  • осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка

         Метапредметными результатами  освоения программы «Родной русский  язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

         Регулятивные УУД:

     – определять и формулировать цель деятельности на уроке;

     – проговаривать последовательность действий на уроке;

    – учиться высказывать своё  предположение  (версию) на  основе работы с материалом учебника;

     – учиться работать по предложенному учителем плану.

    Средством формирования регулятивных УУД  служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

        Познавательные УУД:

   – ориентироваться в  учебнике (на  развороте, в  оглавлении,  в условных обозначениях);

   – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

   – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  – преобразовывать информацию из  одной  формы в  другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

        Коммуникативные УУД:

       – оформлять свои мысли в устной и письменной форме  (на уровне предложения или  небольшого текста);

       – слушать и понимать речь  других;

       – выразительно читать и пересказывать текст;

       – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

       – учиться работать в  паре,  группе; выполнять различные роли (лидера,   исполнителя).

      Средством формирования коммуникативных  УУД  служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты освоения программы «Родной русский  язык»:

  • подробно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ по картинке;
  • распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
  • понимать традиционные русские сказочные образы, понимать значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместно употреблять эпитеты и сравнения в речи;
  • понимать значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
  • понимать значения русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильно их употреблять в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
  • понимать значения устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного);
  • осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
  • соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
  • соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
  • обогащать активный и пассивный словарный запас, расширять объём используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
  • выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
  • проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
  • выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
  • редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
  • употреблять отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;
  • выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
  • редактировать письменный текст с целью исправления грамматических ошибок;
  • соблюдать изученные орфографические нормы при записи собственного текста;
  • использовать учебные толковые словари для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;
  • использовать учебный орфоэпический словарь для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;
  • использовать учебные словари для уточнения состава слова; использовать учебные этимологические словари для уточнения происхождения слова;
  • использовать орфографические словари для определения нормативного написания слов;
  • делать смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определять языковые особенности текстов;
  • уметь анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;
  • уметь соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
  • уместно использовать коммуникативные приемы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
  • уместно использовать коммуникативные приемы диалога (начало и завершение диалога и др.), владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
  • уметь строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
  • оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный тексты.
  • соблюдать принципы этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
  • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.

       

Содержание учебного предмета

В содержании курса «Родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность; расширение межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.

Основное содержание обучения в программе представлено крупными блоками, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку:

  • «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.
  • «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение заупотреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
  • «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

Русский язык: прошлое и настоящее

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда–ложь, друг–недруг, брат–братство–побратим).

Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т.п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

Язык в действии

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинькаи т.п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа существительных) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

Секреты речи и текста

Особенности устного выступления.

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).

Тематическое планирование

  №

 п/п

Раздел программы

 или тема

Количество часов на изучение раздела (темы)

Количество  часов на освоение внутрипредметного модуля в данном разделе (теме)

Практическая часть раздела (темы) программы

1

Русский язык: прошлое и настоящее

8

2

Язык в действии

15

3

Секреты речи и текста

11

Итого

34

Поурочное планирование

п/п

Тема урока

Дополнительные сведения

1

Речь и её назначение. Виды речи.

2

Слово и его лексическое значение.

3

Синонимы. Антонимы.

4

Омонимы.

5

Фразеологизмы.

6

Эпитеты и сравнения. Списывание отрывка фольклорного текста с творческим заданием.

7

Проект «Семья слов».

8

Проектное задание: «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).

9

Как правильно произносить слова.

Работа с орфоэпическим словарем.

10

Для чего нужны суффиксы. Многообразие суффиксов как специфика русского языка.

11

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку. Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

12

Значение и употребление имён существительных в речи.

13

Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке?

14

Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?

15

Как изменяются имена существительные во множественном числе? Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных.

16

Редактирование письменных текстов с целью исправления грамматических и орфографических ошибок.

17

Зачем в русском языке такие разные предлоги? 

Нормы правильного и точного употребления предлогов.

18

Восстановление деформированного теста «Зяблик с колечком» (По Н. Сладкову) с творческими дополнениями.

19

Падежи имен существительных.

20

Падежи имён существительных. Правописание падежных окончаний.

21

Изменение имён прилагательных по родам.

22

Местоимение. Формы местоимений. Употребление местоимений в речи.

23

Значение и употребление глаголов в речи. Изменение глаголов по временам.

24

Особенности устного выступления. Учимся строить устные сообщения различных видов.

Создание мини-доклада о народном промысле «Дымковская игрушка».

25

Текст. Тема и основная мысль текста. Опорные слова.

26

Типы текстов. Текст-повествование.

27

Текст-описание. Роль имён прилагательных в тексте. Составление текста-описания.

28

Проект «Имена прилагательные в загадках».

29

Обучение построению текстов с описанием предмета и повествованием.

30

Типы текстов. Текст-рассуждение. Создание текстов -

рассуждений.

31

Сочинение-рассуждение по пословице «При солнышке тепло, при матушке добро» с использованием различных способов аргументации.

32

Редактирование предложенных текстов. Учимся редактировать тексты.

33

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов.

34

Обобщение и повторение изученного материала.

Игра «Язык родной, дружи со мной».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному языку

Развернутая рабочая программа по родному языку. А.К.Ойдан-оол, А.М.Белек-Баир.4 класс...

Рабочая программа по родному языку для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса по программе"Планета Знаний"...

Рабочая программа по родному языку (тувинский язык) 2 класс

Рабочая программа по родному языку (тувинский язык) 2 класс...

Рабочая программа по родному языку (русскому языку). 3 класс

Курс реализуется наряду с обязательным курсом русского языка. «Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. По...

Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс

Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс...

Рабочая программа по родному языку (литературное чтение ) 1 класс с КТП на основе авторской программы М. Н. Ходаковской к курсу «Региональная литература» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...