знаки препинания в простом и сложном предложении
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Соколова Татьяна Андреевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 2 им.А.И.Покрышкина Учитель начальных классов Соколова Т.А.

Слайд 2

Девиз урока:

Слайд 3

Страна языка Русского [ Н ] [ Н ] Ска з ка № 10 , . Сущ Прил. Глагол , , . [ ]

Слайд 4

[ т р а д ’ и ц ы й а ] [ р а й ал ’] [ к а р ’ и д о р ] [ с в а б о д а ] [ р ’ и ш э н ’ и й э ] [ а л м а с ] [ в ы р а ж а т ’] [ д ’ и с ’ э р т ] [ п р а ц э с ] Традиция, рояль, коридор, свобода, решение, алмаз, выражать, десерт, процесс.

Слайд 5

Алгоритм постановки запятой в предложениях с однородными членами Прочитай предложение и найди слова, которые произносятся с интонацией перечисления. Найди слово, к которому они относятся . От этого слова задай вопросы к словам. Слова отвечают на один и тот же вопрос? Да Нет Это однородные члены. Запятую ставь между ними. 1 шаг: 2 шаг: 3 шаг: 4шаг: 5шаг: 6 шаг : 7 шаг: Есть одиночный союз и Запятую не ставь Есть союзы а, но, повторяющийся союз и Нет союзов Это не однородные члены

Слайд 6

Слушай внимательно учителя на уроке и после уроков не задерживайся в школе. Собери игрушки и ложись спать.

Слайд 7

Предложение, в котором одна грамматическая основа, - это простое предложение . Предложение, в котором две и больше грамматические основы, - это сложное предложение .

Слайд 8

Мама встала рано утром. Она поставила чайник на плиту. Чайник быстро вскипел. Леночка достала чашки из шкафа а папа расставил стулья .Все сели завтракать.

Слайд 9

Алгоритм постановки запятых в простом и сложном предложении Прочитай предложение. Найди и подчеркни грамматическую основу (основы). Сколько в предложении грамматических основ? Если одна. Если две и больше . Предложение простое. Предложение сложное. Есть ли однородные члены? Да Нет Есть одиночный союз и. Запятую не ставь . Ставь запятую, если есть союзы а , но , повторяющийся союз и , если нет союзов. 1 шаг 2 шаг 3 шаг 4 шаг Ставь запятую между частями сложного предложения

Слайд 10

, Леночка достала чашки из шкафа а папа расставил стулья.

Слайд 11

Простое предложение Сложное предложение 1 2 , ,а 1 1 1 2 2 2 ,но Простое предложение ,и

Слайд 12

, И ,а ,но Простое предложение ,И Сложное предложение 1 1 1 1 2 2 2 2 И Простое предложение Простое предложение Простое предложение , ,и ,а ,но

Слайд 13

Мама – самый близкий любимый родной человек. Она разделяет вместе со мной все мои победы и неудачи. Я очень люблю свою маму и она отвечает мне тем же. , , ,

Слайд 14

Просыпаюсь я полвосьмого . Я убираю свою кровать одеваю маленькую сестрёнку. Вечером я читаю Оле книгу а мама готовит ужин.

Слайд 15

Просыпаюсь я полвосьмого . Я убираю свою кровать одеваю маленькую сестрёнку. , Вечером я читаю Оле книгу а мама готовит ужин. ,



Предварительный просмотр:

Тема урока:

«Знаки препинания в простом

и

сложном предложении».

4 класс

Цели:

Предметные

Обобщить изученный материал по теме «Простые и сложные предложения»:

Отработка умения различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения;

Отрабатывать навык синтаксического разбора простого и

сложного предложения и построение схем таких предложений.

Работать над орфографией и развитием устной и письменной речи.

Метапредметные УУД: обучающиеся научатся выдвигать гипотезы и обосновывать их; научатся устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; научатся сосредотачиваться на решаемой учебной задаче.

Воспитание культуры речи

Воспитание самостоятельности и умения оценивать себя и другого

Взаимопомощи и товарищества

Личностные:

Воспитывать любовь и уважение к матери.

Оборудование: алгоритмы, памятки для работы над ошибками, карточки с надписями тем уроков, пьедестал успехов,

компьютер, мультимедийный проектор, программа тренажёр «Фраза».

Вид урока: урок практикум.

Тип урока: урок контроля и оценки знаний.

Технология: на деятельной основе

Ход урока.

1. Оргмомент

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал,

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Улыбнитесь друг другу. Ведь улыбки располагают к приятному общению. Откроем ладошки к нашим знаниям и скажем волшебную фразу «Хочу всё знать». Пусть эти слова станут девизом нашего урока. (слайд 1)

Ведь вокруг нас столько много интересного. Но в любом деле надо соблюдать определённые правила.

На доске:

Не выкрикивай.

Не перебивай друг друга.

Умей слушать товарища.

Учимся работать сообща.

Какими качествами надо обладать, чтобы всё на уроке усвоить.

Чтение хором девиза.

Чтение правил.

Какими качествами должен обладать ученик, чтобы всё усвоить на уроке.

(Внимательность. Наблюдательность) Давайте постараемся на протяжении урока быть такими.

(После каждого этапа работы подводится итог, анализ, который фиксируется на лесенке знаний с помощью красного круга)

2. Постановка учебной задачи. Введение в раздел.

Слайд 3

Перед вами страна Русского языка. Как в каждой стране есть много городов. Определи название городов, используя подсказки на замках. (Названия связаны с разделами языкознания) Ответы детей - Фонетика, орфография, словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация.

Сегодня мы совершим путешествие в города «Синтаксис» и «Пунктуация»

Что изучают эти науки?

-А сейчас мы должны конкретно определить, чем же мы будем заниматься на уроке.

У вас на партах есть пьедестал успехов (на начало и конец урока) и темы уроков.

Расположи темы на пьедестал в порядке снижения знаний.

(1место занимает тема, которую ты лучше всего знаешь)

емы:

Виды предложений по цели высказывания.

Однородные члены.

Знаки препинания в сложном и простом предложении.

Ученики делают вывод:

Чему будет посвящён наш урок.

(На протяжении урока ученику за каждый правильный ответ выдаются улыбки, в конце урока подсчитываются улыбки,отмечается победитель, вручается грамота)

3. Мозговой штурм.

а)Словарная работа. Проверка домашнего задания.

- Итак, в путь. Чтобы отправиться в путешествие нам надо к нему подготовиться. Нужно взять с собой запас знаний, которые мы имеем.

Слайд 4

Транскрипция словарных слов.

[т р а д’ и ц ы й а]

[ р а й а л’]

[с в а б о д а]

[р’ и ш э н’ и й э]

[ а л м а с]

[ к а р’ и д о р]

[ в ы р а ж а т’ ]

Учащиеся записывают словарные слова в тетрадь по транскрипции. (проверка в паре, затем со слайда 4)

Итог работы.

б).Мини - тест

Запиши числа 1, 2, 3, 4, 5.

Если не согласны с утверждением зачеркни цифру.

1. Раздел науки о языке, которая изучает смысл и структуру предложения называется пунктуацией.

2. Простое предложение имеет одну грамматическую основу.

3. Однородные члены предложения – это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к разным членам предложения.

4. Запятая ставится между однородными членами, если они соединены одиночным союзом «и»

5. Сложное предложение имеет несколько грамматических основ.

Сам. работа.

Поверка – устный опрос, дискуссия.

в).Минутка – орфографии.

Беседа учителя о празднике «День матери»

- Ребята, скоро мы будем отмечать праздник «День матери». Беседа учителя о празднике.

В честь праздника все слова на уроке будут посвящены нашим мамам.

Шьёт, строгость, доброта, теплом, любовью, согревает, родной, близкий, друг,разделяет, радость.

Опрос у доски. Обозначение номеров орфограмм, работа с памяткой.

Составление предложений о маме, используя данные слова. Итог работы, фиксирование на лесенке знаний.

4. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

Учитель предлагает записать своё предложение о маме и проанализировать его, составить схему.

Мама согревает нас своей любовью и дарит нам радость.

До анализа предложения ученики работают с алгоритмом, находят недостающие шаги. (Слайд 5). Затем по алгоритму объясняют постановку запятых в предложении

-Составьте побудительное предложение со словом мама. (Берегите маму)

- А сейчас мы мам попросим составить предложения, которые будут обращены к вам. Эти предложения вы не раз слышали дома. Определи, какие это предложения.

Выступления мам.

Слайд 6.

Слушай внимательно учителя на уроке и не задерживайся после уроков в школе.

Собери игрушки и ложись спать.

Анализ предложения, составление схемы.. Объяснение постановки запятых.

Вывод: Какие предложения называем простыми? Итог работы.

5. Физминутка.

Чтение стихов о маме.

6. Закрепление знаний о сложном предложении.

- У наших мам много обязанностей, много домашних дел, в которых мы должны быть первыми помощниками.

- А сейчас послушайте небольшой рассказ. Как проходит утро, наверное, в каждой семье.

Слайд 7,8.

Мама встала рано утром. Она поставила чайник на плиту. Чайник быстро вскипел. Леночка достала из шкафа чашки. А папа расставил стулья. Все сели завтракать. (текст без запятых)

- Продолжи рассказ. Найди сложное предложение. Почему ты выбрал именно это предложение. Работа с алгоритмом. (Вставь недостающие шаги) Слайд 9,10. Анализ предложения, схема. Работа с алгоритмом.

Слайд 11.Вспомнить постановку знаков препинания в сложном предложении, образование сложных предложений.

Устный опрос. Итог работы. (лесенка знаний)

7. Включение в систему знаний и применение на практике.

Слайд 12.

Сравнение постановки знаков препинания в простом и сложном предложении.

Учащиеся называют сходные и отличительные черты постановки знаков препинания в сложном и простом предложении.

-Когда надо быть особенно внимательным при расстановке знаков препинания?

(Когда есть союз «и»).Работа в группах.

1 группа работает с обучающей программой «Фраза» Тема теста «Знаки препинания в сложном и простом предложении». Дифференцирование – хорошие ученики выполняют несколько вариантов, слабый ученик – один простой. Запись результата в «Оценочных листах»

2 группа работает самостоятельно.

(Ученик может вызвать карточкой спонсора для оказания помощи)

Слайд 13.Спиши, расставь запятые. Проверка- анализ предложения. (причина постановки запятой) Работа с алгоритмом.

Затем ученики меняются группами.

2 группа работает с «Фразой»

1 группа выполняет задание со слайда 14.

(Комментирован. письмо, работа с алгоритмом)

8. Аналитический этап. Формирование умений оценки и самооценки контроля учащихся. Выполнение целей и задач урока. (рефлексия).

Чем же мы сегодня занимались на уроке. Возьми карточку пьедестала успехов, расставь темы на свои места. Групповая дискуссия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме:"Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложении с прямой речью"

Представлен подробный конспект урока ро русскому языку, 4 класс " Школа  2100". Данный урок может быть  проведен с использованием мультимедийного устройства....

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложении.

Практическое пособие "Простые и сложные предложения..." помогут ребятам без особого труда, но при систематической работе над темой усвоить сложный материал из раздела русского языка "Синтаксис. Пункту...

Презентация к уроку русского языка 4 класс" Развитие умения ставить знаки препинания в простом, в сложном и предложениях с прямой речью"

Тема: " Развитие  умения  ставить знаки препинания в простом предложении,  в сложном и  в предложениях с  прямой  речью"Презентация к уроку....

Урок по теме «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзами и, а, но.»

Этот урок по русскому языку пригодится учителям, работающим в 4-м классе. Он содержит разнообразные формы работы: парную, индивидуальную, фронтальную. Урок оформлен в виде технолог...

Карточка по теме "Знаки препинания в простом и сложном предложении" 4 кл

Карточка по теме "Знаки препинания в простом и сложном предложении" 4 кл...

Урок «Развитие умения ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях, и в предложениях с прямой речью»

Урок обобщения и систематизации полученных знаний. Обучающиеся будут упражняться в умении ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях и в предложениях с прямой речью....