Конспект урока в 3-м классе по теме "Личные местоимения" УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

конспект урока по теме "Личные местоимения" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnye_mestoimeniya_urok.docx29.93 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гатчинская начальная общеобразовательная школа

 № 5»

Учитель Першина Ирина Евгеньевна, учитель начальных классов.

Урок русского языка

Класс—3

Тема: Личные местоимения.

УМК «Школа России».

Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык 2 часть. Издательство «Просвещение» 2012г.

Педагогические цели:

  • создать условия для определения местоимения как части речи;
  • формировать умение распознавать местоимения среди других частей речи;
  • развивать умение правильно употреблять местоимения в речи .

Планируемые результаты:

предметные:

  • распознавать местоимения среди других частей речи;
  • определять лицо и число местоимений

метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
  • выделять группы слов по определённым признакам;
  • делать выводы из наблюдений;
  • обобщать сведения по изучаемой теме

личностные:

  • проявлять интерес к изучению русского языка
  • понимать,что правильная устная и письменная речь свидетельствует о культуре человека.  

Задачи по формированию УУД:

  • коммуникативные (умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в  микрогруппе, построение речевых высказываний ,согласованность действий с партнёрами ,планирование учебного сотрудничества);
  • личностные (знать основные моральные нормы и уметь их выполнять, оценивать свои поступки и дела);
  • регулятивные(самоконтроль ,самооценка, целеполагание ,планирование ,прогнозирование, умение формулировать тему, коррекция);
  • познавательные(умение анализировать текст ,работать с текстом, классифицировать, ставить проблему, выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической деятельности).

Оборудование:

  • Учебник русского языка. Авторы : В.П.Канакина , В.Г.Горецкий. Издательство «Просвещение»2012г.
  • Поурочные разработки по русскому языку к УМК «Школа России» .Автор О.И. Дмитриева. Изд. Москва «Вако»2013г.
  • Сборник диктантов и самостоятельных работ(1-4кл.). Авторы В.П.Канакина ,Г.С.Щёголева. Москва,

Изд.Просвещение2012г.

  • Рабочая тетрадь на печатной основе. Автор В.П.Канакина. Москва «Просвещение»2012г
  • ПК ,мультимедийный проектор ,презентация.

Этапы урока

Содержание урока

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

Организационный момент

Побудительная мотивация.

Посмотрите на себя, на свою парту. Всё ли в порядке, всё ли готово к уроку? Посмотрите друг на друга.

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Встаньте, дети, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь!

Начнём наш урок русского языка

Личностные УУД.

Актуализация опорных знаний

—Ребята, напомните мне ,какую большую тему мы начали изучать в 3 четверти?

- с каким частями речи мы познакомились. Что узнали об этих частях речи?

— Вот и начнём наш урок с повторения пройденного.

—На доске вы видите слова. Прочитайте внимательно. Прочитайте вслух.

 Весна ,звонкий, я ,птицы, яркая, ты, она, ручей, весёлые.

 У вас на парте в коробочке такие слова.

Ваша задача - распределить их на 3 группы по грамматическим признакам.(1 ученик выполняет у доски)

Проверка выполненной работы:

-  Объясните, почему  вы так распределили слова.

Слова 1 гр.— это имена существительные, т.к. обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?

Слова звонкий, яркая, весёлые-имена прилагательные, потому что отвечают на вопросы какой? какая ? какое? какие? и обозначают признак предмета.

А слова 3 гр. хотя и  отвечают на вопросы  кто? и что?, но не обозначают предмет.

это местоимения.

—Молодцы! Хорошо ли мы знаем эту часть речи? Что вы можете  сказать о ней?

Мы начали изучать части речи.

Имя существительное, имя прилагательное. Узнали как изменяются части речи.

Мы теперь умеем различать части речи, потому что знаем признаки разных частей речи.

Весна ,звонкий, я ,птицы, яркая, ты, она, ручей, весёлые.

Слова 1 гр. – это им.существительные т.к обозначают предмет,

Слова 2гр. – им.прилагательные, т.к обозначают признак

Слова 3 гр. – местоимения, указывают на предмет, но не называют его

(дети затрудняются ответить)

Регулятивные УУД.

(выдвигают различные версии)

Целеполагание.

Значит, какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

Итак, местоимения. Как вы думаете почему эту часть речи называют именно так?

Давайте , проверим так ли это? Прочитайте текст.

Самое прекрасное слово на Земле - мама. Мама - добрая и ласковая. Мама меня очень любит и никогда не бывает равнодушной. Мама всё умеет.

- О ком этот текст?   Удачно ли составлены данные предложения. Какое слово повторяется? Можно ли его заменить? Каким словом?

Правильно, местоимение она заменило имя существительное мама.

Какой из этого можно сделать вывод?

Сейчас я вам прочитаю грамматическую сказку, которая тоже подтверждает, что местоимения заменяет имена.

Достойная замена.

   - Будьте любезны, - обратилось как-то Существительное к Местоимению, - займите моё место на время, я уже всем глаза намозолило…

   Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливым,  Существительное, Прилагательное и Числительное  вместо себя оставляют своих заместителей – местоимения. Заместители имён такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников, и уж во всяком случае местоимения он, она, оно, они могут заменить любое Существительное.

Какие ещё имена заменяют местоимения?

Мы должны узнать что-то новое о местоимении.

—Что это за часть речи, что обозначает, на какие вопросы отвечает.

—Как изменяется, как отличить её от других частей речи.

—Когда в речи мы употребляем  местоимения - это тоже важно знать.

Употребляется вместо имени.

На карточках.

О маме, повторяется существительное – мама. Можно заменить местоимением она

Местоимения заменяют имена существительные.

Имена прилагательные, имена числительные

Регулятивные УУД.

Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы познакомимся с личными местоимениями.

Открываем тетради, записываем дату.

Предлагаю вам игру «Вопрос - ответ». Условие: не называть имен. Ответы записываем в тетради и на доске

- Как ты говоришь о себе? (я)

-Как вы говорите о себе, когда вы все вместе? (мы)

- Как ты обращаешься к товарищу? ( ты)

- Как ты обращаешься к учителю? К взрослому человеку? А еще так обращаются к группе людей. (Вы.)

- Как ты говоришь о своем друге, когда его нет рядом? (он)

 О подруге? ( она)

-о вкусном сладком яблоке? (оно),

- как вы говорите о друзьях , когда их нет рядом? (они)

Прочитайте местоимения.

Эти местоимения называют личными.

А кто может сказать почему?

Теперь распределим эти местоимения по лицам. Работаем с таблицей

Личные местоимения

Число

1 л.

2 л.

 3 л.

Число

ед. ч.

я

ты

он, она, оно

ед. ч.

мн. ч.

мы

вы

они

мн. ч.

Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я - 1 лица.

Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты - местоимение 2 лица.

А тот человек, который не участвует в разговоре - это 3 лицо.

Какие местоимения у нас остались?

Распределите их самостоятельно по лицам.

 Откройте учебник на стр. 92. Прочитайте тему урока. Прочитайте правило.

Итак, поведём итог. Что вы узнали нового о местоимении?

Я,мы, ты, вы, он, она, оно, они

Они указывают на лицо или лица, личное- значит принадлежит кому-то лично

Таблица на доске и на карточках

Мы, вы, они

Это часть речи, указывает на предмет, но не называет его. Личные местоимения бывают 1, 2 и 3 лица

Познавательные УУД.

Коммуникативные УУД.

Закрепление пройденного.

1)Ролевая игра

Чтобы поближе  узнать, что такое местоимение, давайте послушаем один телефонный разговор.

 (Выходят  две  девочки. В  руках  у  них  телефонные  трубки.)

Удалось ли девочкам  построить телефонный разговор без местоимений? Какие местоимения они использовали во время телефонного разговора?

Сделайте вывод , о том , можно ли в разговорной  речи обойтись без местоимений?

—Алло! Здравствуй, Лиза. Это я – Яна. Ты хорошо меня слышишь?

—Привет, Яна.

—Мне нужна Даша. Скажи, пожалуйста, она дома?

—Нет, она ушла в магазин.

—А Дима? Где он?

—Димаушёл на секцию по футболу.

—А они скоро придут домой?–

—Не знаю.

Нет, нельзя. Во время разговора мы часто пользуемся местоимениями. Без них трудно обойтись в нашей речи— будут повторы.

Познавательные УУД.

Регулятивные УУД.

Физкультурная пауза

Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Личностные УУД.

Познавательные УУД.

Продолжение работы по теме урока

Продолжаем работу.

Тетрадь на печатной основе с. 57 упр. 124, 127.

Проверка.

Положили перед собой карточку с заданиями. Нашли задание 2. Скажите, что необходимо сделать?

   В воскресенье … пришли в лес. Деревья стояли в красивом снежном уборе. … были украшены серебристым инеем. …переливался всеми цветами радуги. Неожиданно …увидел дятла.

Проверка.

Отложили карточки в сторону. Переходим к «весёлой» страничке.

Местоимения в загадках.

1)Первый слог-личное  местоимение, второй слог-звук, который издаёт лягушка. А целое - овощ.(ты-ква)

    2)Первый слог—личное местоимение, второй слог— детская болезнь. Его поднимают, когда он не нужен и опускают, когда он  нужен.(я-корь)

    3)Какие два местоимения мешают движению, если стоят рядом.(я-мы)

    4)Сколько личных местоимений в слове семья?(семь-я)

    5)Какое личное местоимение составлено из двух предлогов? (о – на )

       Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила у дочери: «Они чистые? (Они вы-мы-ты.)

- Вставьте пропущенные слова.

На доске карточки с ответами.

Итог урока.

Экспресс-опрос "Местоимение".

1. Укажи местоимения 1-го лица.

1) я, мы

2) ты, вы

3) он, она, оно, они

2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?

1) я, мы

2) ты, вы

3) он, она, оно, они

3. Выбери местоимения 3-го лица.

1) я 2) он 3)ты 4) она 5) мы 6) оно 7) они 8) вы

4. Личные местоимения употребляются вместо...

1) имени существительного;

2) имени прилагательного.

5. Личные местоимения...

1) называют предметы;

2) указывают на предметы.

Что нового узнали на уроке?

Рефлексия.

—Что интересного было на уроке?

—Чему научились?

—Что сегодняшний урок принёс вам?

Домашнее задание.

Домашнее задание вы будете выполнять в рабочей тетради на печатной основе. Откройте тетрадь на стр. 57 упр.№126.

У кого будут вопросы?

Это задание понятное.

Урок закончен. Я вами довольна. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока по математике 2 класс Тема "Прямоугольник" Школа России+ перзентация

Урок: математикаТема: прямоугольникТип урока: изучение нового материалаКласс: 2 (Школа России) Цели урока: 1.Обеспечить усвоение понятия «прямоугольник»; сформировать умения и...

Конспект урока математики в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока: Число и цифра 2.

Это конспект урока по математике для 1 класса по программе "Школа России". Он может помочь учителю при подготовке к уроку. В данном конспекте есть интересный материал при проведении устного счёта на у...

Конспект урока математики в 1 классе по программе «Школа России» Закрепление пройденного материала по теме: «Числа от 1 до 10».

Конспект урока математики в 1 классе по программе «Школа России» Закрепление пройденного материала по теме: «Числа от 1 до 10».На уроке учащиеся закрепляют знания состава чисел, формируются...

Конспект урока по математике 1 класс: "Килограмм", программа "Школа России"

Данная разработка соответствует всем требованиям ФГОС. Включает в себя: конспект, презентацию и самоанализ урока....

Конспект урока математики в 1 классе по программе "Школа России"

Урок по теме "Прибавить и вычесть число 3" посвящён закреплению пройденного материала, отработке навыков счёта, знания состава чисел, закреплению связи между компонантами сложения и вычитания, умения ...

Конспект урока русского языка 3 класс по программе "Школа России" Тема: "Восстановление деформированного текста"

Урок развития речи способствует совершенствованию умения находить признаки текста, определять вид текста, составлять текст из предложений....