Адаптированная рабочая программа " Письмо"
рабочая программа по русскому языку (1, 2 класс)

Завгородняя Алина Владимировна

Адаптированная рабочая програма по письму. Содержит КТП 1, 2 классы: 1 класс-33 часа; 2 класс-34 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_rabochaya_programma_po_pismu_.docx40.65 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

     Адаптированная рабочая программа по «Письму» составлена на основе:

- Федерального Закона от 29 декабря 2012 года  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598);

- примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слабослышащих обучающихся (вариант 2.2) (одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)

 - программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида под редакцией М.Ю. Рау, Москва «Просвещение», 2005 г.

         Письмо занимает важное место в обучении и воспитании детей, так как обладает большими возможностями их многостороннего развития.

         В школе для глухих детей значимость предмета «Письмо» определяется большими возможностями коррекции и компенсации особенностей развития познавательной, эмоциональной и волевой, двигательной сфер деятельности учащихся, формирования их речи, совершенствования слухозрительного восприятия и общения, а также их положительных личностных качеств.

        Целями уроков письма в школе глухих являются:  формировать у детей потребность в этом виде деятельности, мотивировать обращение к письменной речи;

  • обучать графическому начертанию букв от простых букв к более сложным;
  • обеспечить частую тренировку детей в письме;
  • использовать письменную речь на уроках ППО, чтения, развития речи и др.

     На основе поставленных целей определяются следующие задачи преподавания письма в школе для глухих детей:

-овладеть грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения ;

-овладеть техникой письма;

-списывать текст;

-выражать мысли в письменной форме;

-находить ошибки и исправлять их;

-использовать письменную форму речи как средства общения  и обучения;

-развивать устную и письменную коммуникации, способности к осмысленному письму;

-овладеть способностью пользоваться письменной речью;

-формировать трудовые умения и навыки, включая умение работать в коллективе.

Общая характеристика учебного предмета

Письмо является одним из видов речевой деятельности, овладение которым, в условиях коммуникативной системы осуществляется на основе устно - дактительной речи и жестко не связано с обучением чтению. При письме слов и фраз дети дактилируют и устно проговаривают слова. По мере развития произносительных навыков дактилирование становится менее выраженным, однако, при затруднении в воспроизведении состава слова школьники вновь возвращаются к дактильному его проговариванию.

Данный предмет включает в себя упражнения, подготавливающие к письму. Учит понимать письменный шрифт, читать слова, предложения. Пользоваться письменным шрифтом (буквы прописные, заглавные, способы их соединения). Выражать мысли в письменной форме (в виде отдельных слов, коротких предложений, небольших рассказов, отчетов, заявок). Писать четко, красиво, правильно отдельные слова, предложения, тексты. Соблюдать при письме знаки препинания: (точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятая при перечислении, знаки прямой речи). Писать большую букву в начале предложения, в собственных именах, переносить слова по слогам (с помощью учителя или самостоятельно.) Проверять написанное, исправлять ошибки, указанные учителем, товарищами, или обнаруженные самостоятельно. Соблюдать логику в изложении мыслей.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Учебный предмет "Письмо" изучается в 1 классе в течение всего учебного года в количестве 33 часов, во 2 классе – 34 часа.

  1. Личностные результаты освоения учебного курса «Письмо»

1.1. выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для учебных занятий в школе и дома;

1.2. правильно пользоваться учебными принадлежностями;

1.3. соблюдать правильную осанку за рабочим местом;

1.4. овладевать приемами самоконтроля;

1.5. учиться правильно оценивать свое отношение к учебной работе;

1.6. помогать учителю в проведении учебных занятий: готовить доску, раздавать учебные материалы;

1.7. уметь самостоятельно готовить рабочее место в школе и дома;

1.8. выполнять советы учителя по оказанию помощи товарищам в учебной работе по совместному выполнению учебных заданий;

1.9. самостоятельно выполнять основные правила гигиены учебного труда;

1.10. выполнять режим дня;

1.11. работать самостоятельно и в паре с товарищем;

2. Метапредметные результаты освоения учебного курса «Письмо»

2.1. самостоятельно выполнять основные правила гигиены учебного труда;

2.2 выполнять режим дня;

2.3 понимать учебную задачу, которую ставит учитель, и действовать строго в соответствии с ней;

2.4 учиться по операционному контролю учебной работы своей и товарища;

2.5 работать самостоятельно и в паре с товарищем;

2.6 учиться определять задачи учебной работы, планировать основные этапы ее выполнения;

2.7 выполнять устные  и письменные задания наиболее рациональными способами, показанными учителем;

2.8 проверять выполненную работу (свою и товарища);

2.9 оценивать качество выполненной работы ( своей и товарища) в соответствии с принятыми требованиями;

 3. Предметные результаты освоения учебного курса "Письмо"

3.1. понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности;

3.2. определять последовательность действий при выполнении учебной задачи;

3.3. понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности;

3.4. проверять работу по образцу, по результату;

3.5. оценивать свою учебную деятельность в сравнении с деятельностью одноклассников по заданному алгоритму;

3.6. помогать учителю в подготовке оборудования к уроку, обеспечение товарищей раздаточными материалами;

3.7. учиться определять задачи учебной работы, планировать основные этапы ее выполнения;

Программа формирования общеучебных умений у глухих учащихся младших классов предполагает интеграцию и координацию в работе над учебно - организационными умениями:

1. понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности;

2. определять последовательность действий при выполнении учебной задачи;

3. выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для учебных занятий в школе и дома;

4. правильно пользоваться учебными принадлежностями;

5. соблюдать правильную осанку за рабочим местом;

6. овладевать приемами самоконтроля;

7. учиться правильно оценивать свое отношение к учебной работе;

8. помогать учителю в проведении учебных занятий: готовить доску, раздавать учебные материалы;

9. уметь самостоятельно готовить рабочее место в школе и дома;

10. понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности;

11. выполнять советы учителя по оказанию помощи товарищам в учебной работе по совместному выполнению учебных заданий;

12. проверять работу по образцу, по результату;

13. оценивать свою учебную деятельность в сравнении с деятельностью одноклассников по заданному алгоритму;

14. помогать учителю в подготовке оборудования к уроку, обеспечение товарищей раздаточными материалами;

15. самостоятельно выполнять основные правила гигиены учебного труда;

16. выполнять режим дня;

17. понимать учебную задачу, которую ставит учитель, и действовать строго в соответствии с ней;

18. учиться по операционному контролю учебной работы своей и товарища;

19.оценивать свои учебные действия по образцу оценки учителя;

20. работать самостоятельно и в паре с товарищем;

21. оказывать необходимую помощь учителю на уроке и вне его; привычно выполнять правила гигиены учебного  труда;

22. учиться определять задачи учебной работы, планировать основные этапы ее выполнения;

23. выполнять устные  и письменные задания наиболее рациональными способами, показанными учителем;

24. проверять выполненную работу (свою и товарища);

25. оценивать качество выполненной работы ( своей и товарища) в соответствии с принятыми требованиями;

26. уметь работать самостоятельно, в паре с товарищем, в группе учеников на уроке и вне его.

Содержание учебного предмета

          Упражнения, подготавливающие к письму. Письменный шрифт, чтение слов, предложений. Элементы букв, буквы, слова, короткие предложения.

         Буквы прописные, заглавные, в порядке усложнения их начертания и способы их соединения. Письменная форма выражения мысли (отдельные слова, короткие предложения, небольшие рассказы, отчеты, заявки). Соблюдение при письме знаков препинания (точки, запятой, вопросительного и восклицательного знаков).

        Большая буква после точки и в собственных именах. Деление слов на слоги, простейшие случаи переноса слов.

        Списывание с книги коротких текстов.

Пользование письменной речью в общении, для передачи информации.           Изложение мысли в письменной речи, логично, последовательно. Техника письма: четкость, скорость, аккуратность.

Тематическое планирование

  1. Упражнения, подготавливающие к письму.
  2. Буквы прописные, заглавные.
  3. Большая буква после точки и в собственных именах.
  4. Соблюдение при письме знаков препинания.
  5. Деление слов на слоги, простейшие случаи переноса слов.
  6. Списывание с книги коротких текстов.
  7. Изложение мысли в письменной речи, логично, последовательно.
  8. Техника письма: четкость, скорость, аккуратность.

Тематическое распределение количества часов в 1 классе.

 Содержание материала

Количество часов

По авторской программе

По рабочей программе

1

Рисование карандашом

     ____  

        4

2

Написание  элементов букв

     ____

        3  

3

Штриховка предметов

     ____

        2

4

Написание строчных букв

     ____

        6

5

Слова с изученными буквами

     ____

        1

6

Письмо заглавных  букв

     ____

        4

7

Деление слов на слоги

     ____

        1

8

Большая буква в именах собственных

     ____

        1

9

Большая буква после точки

     ____

        1

10

Письмо предложений

     ____

        5

11

Списывание текста.

     ____

        1

12

Знаки препинания.

      ____

       2

13

Составление и написание предложений

       ___

        2

 ИТОГО

        34

        33

Календарно-тематическое планирование 1 класс

Номер урока

Содержание (Разделы, темы)

Кол - во часов

Даты проведения

Мат - тех оснащение

Универсальные-учебные действия

план

факт

1. Упражнения, подготавливающие к письму.

1.

Рисование карандашом предметов круглой и овальной формы в тетрадях в линейку и в клетку.

     1

Карандаш(и), тетрадь, линейка, круг, овал, линия, палочка, пропись.

1.1; 2.1; 2.2; 2.3; 3.2

2.

Рисование карандашом предметы, состоящие из прямых линий, размером в заданное число клеток.

1

Карандаш(и), тетрадь, линейка, круг, овал, линия, палочка, пропись.

1.1; 1.2; 1.3;

2.2; 2.3; 3.2; 3.4

3.

Рисование предметов, состоящих из сочетания прямых и овальных линий, размером в заданное число клеток.

1

Карандаш(и), тетрадь, линейка, круг, овал, линия, палочка, пропись.

1.1; 1.2; 1.3;

2.1; 3.2

4.

Рисование на бумаге в клетку бордюров, состоящих из прямых и округлых линий.

1

Карандаш(и), тетрадь, линейка, круг, овал, линия, палочка, пропись.

1.1; 1.2; 1.3;

2.3; 3.2

5.

Написание простейших элементов букв: прямые палочки.

1

Карандаш(и), тетрадь, линейка, круг, овал, линия, палочка, пропись.

1.1; 1.2; 1.3;

2.1; 3.4

6.

Палочки с закруглением вверху, внизу.

1

Карандаш(и), тетрадь, линейка, круг, овал, линия, палочка, пропись.

1.1; 1.2; 1.3;1.9; 2.3; 3.4

7.

Палочки с закруглением вверху и внизу.

1

Карандаш(и), тетрадь, линейка, круг, овал, линия, палочка, пропись.

1.1; 1.2; 1.3;

2.1; 3.2

8.

Штриховка предметов.

1

Карандаш(и), тетрадь, линейка, круг, овал, линия, палочка, пропись.

1.1; 1.2; 1.3

2.3; 3.2

9.

Штриховка предметов цветами.

1

Карандаш, тетрадь, ручка, пропись.

1.1; 1.2; 1.3; 2. 2; 3.1

2. Буквы прописные, заглавные.

10.

Написание простейших букв ( п, т, н, и, ш, л, м, а, о, е, с ).

1

Тетрадь, ручка, пропись.

1.1; 1.2; 1.3;2.8; 3.3

11.

Слова из знакомых букв.

1

Карандаш, тетрадь, ручка, пропись.

1.7; 2.4; 3.5

12.

Буквы с элементами, выходящими за нижнюю строчку ( р, у, д, з ).

1

Карандаш, тетрадь, ручка, пропись.

1.2; 2.1; 3.3

13.

Написание прописных букв ( б, в, н, й, э ).слова из этих букв.

1

Карандаш, тетрадь, ручка, пропись.

1.4; 2.2; 3.4

14.

Написание прописных букв ( к, г, ж, ы ).

1

Карандаш, тетрадь, ручка, пропись.

1.5; 2.3; 3.1

15.

Написание прописных букв ( ф, я, ё, ю, х ) Слова из этих букв.

1

Карандаш, тетрадь, ручка, пропись.

1.4; 2.6; 3.2

16.

Написание прописных букв ( ч, ц, щ,  ь, ъ ). Слова с изученными буквами.

1

Карандаш, тетрадь, ручка, пропись.

1.1; 2.5; 3.6

17.

Письмо прописных букв: А, У, П, Т, О, Г, Р

1

Карандаш, тетрадь, ручка, пропись.

1.8; 2.3; 3.1

3. Большая буква в собственных именах.

18

Большая буква в именах собственных.

1

Карандаш, тетрадь, ручка, пропись.

1.9; 2.7; 3.5

19

Письмо прописных букв:М, Л, И, Й, Ш, Ц, Щ

1

Карандаш, тетрадь, ручка, пропись.

1.5; 2.1; 3.3

4. Деление слов на слоги.

20

Деление слов на слоги

1

Карандаш, тетрадь, ручка, пропись.

1.3; 2.7; 3.4

21

Письмо прописных букв: Б, В, Д, С, З, Е, Ё, Э

1

Карандаш, тетрадь, ручка, пропись.

1.6; 2.7; 3.2

5. Изложение мысли в письменной речи, логично, последовательно

22

Письмо простейших предложений.

1

Карандаш, тетрадь, ручка, пропись, букварь, карточки.

1.4; 2.3; 3.4

6. Большая буква после точки.

23

Письмо прописных букв: Н, К, Ж, Ф, Ю, Я, Х.

1

Карандаш, тетрадь, ручка, пропись.

1.4; 2.2; 3.6

24

Большая буква после точки.

1

Карандаш, тетрадь, ручка, пропись, букварь, карточки.

1.7; 2.8; 3.3

7. Списывание с книги коротких текстов.

25

Списывание текста.

1

Карандаш, тетрадь, ручка, пропись, букварь, карточки.

1.11; 2.9; 3.6

8. Соблюдение при письме знаков препинания.

26

Соблюдение при письме знаков препинания.

1

Карандаш, тетрадь, ручка, пропись, букварь, карточки.

1.6; 2.5; 3.7

27

Точка, запятая, вопросительный, восклицательный знаки.

1

Карандаш, тетрадь, ручка, пропись, букварь, карточки.

1.8; 2.4; 3.2

28

Различие слов и предложений.

1

Тетрадь, ручка, пропись, букварь, карточки

1.5; 2.5; 3.7

29

Написание слов и предложений.

1

Тетрадь, ручка, пропись, букварь, карточки.

1.11; 2.4; 3.1

9. Изложение мысли в письменной речи, логично, последовательно.

30

Составление предложений по картинкам.

1

Тетрадь, ручка, пропись, букварь, карточки.

1.5; 2.1; 3.3

31

Письмо предложений.

1

Тетрадь, ручка, пропись, букварь, карточки.

1.8; 2.6; 3.2

10. Техника письма: четкость, скорость, аккуратность.

32

Написание слов и фраз по демонстрации предметов и действий.

1

Тетрадь, ручка, пропись, букварь, карточки.

1.6; 2.8; 3.5

33

Самостоятельное письмо слов и фраз.

1

Тетрадь, ручка, пропись, букварь, карточки.

1.5; 2.3; 3.6

Календарно-тематическое планирование 2 класс

  №

урока

         

                                 Тема урока

Кол-во

  часов

       Дата

 

Универсальные-учебные действия

 план

факт

   1

Письмо строчных и прописных букв в порядке их усложнения : Аа, Уу, Пп, Бб, Мм.

   

     1

1.1; 1.2; 1.3;

2.2; 2.3; 3.2; 3.4

   2

Письмо прописных букв в порядке усложнения их начертания.

     

     1

1.1; 1.2; 1.3;

2.1; 3.2

   3

Все виды соединений: сх,   ел, ох,   бс.

     1

     

1.1; 1.2; 1.3;

2.3; 3.2

   4

Плавность письма.

     1

1.1; 1.2; 1.3;

2.1; 3.4

   5

Письмо слов: собака, мальчик, книга, бабушка, зеркало, самолёт.

     1

1.1; 1.2; 1.3;1.9; 2.3; 3.4

   6

Письмо предложений из двух слов. Собака лает.

     1

1.5; 2.5; 3.7

   7

Письмо предложений из двух и более слов.

     1

1.11; 2.4; 3.1

   8

Списывание с книги текстов из трёх предложений.

     1

1.5; 2.3; 3.1

   9

Списывание с книги текстов из пяти предложений.

     1

1.4; 2.6; 3.2

  10

Письменное выражение (одним предложением) просьбы.

     1

1.1; 2.5; 3.6

  11

Письменные ответы на вопросы.

     1

1.8; 2.3; 3.1

  12

Письмо коротких текстов (более 5 предложений)

     1

1.1; 1.2; 1.3;

2.2; 2.3; 3.2; 3.4

  13

Соблюдение при письме знака препинания: точка.

     1

1.1; 1.2; 1.3;

2.1; 3.2

  14

Письмо текстов из пяти и более предложений.

     1

1.1; 1.2; 1.3;

2.3; 3.2

  15

Соблюдение знака препинания при письме: запятая.

     1

1.1; 1.2; 1.3;

2.1; 3.4

  16

Письмо коротких текстов( более 5 предложений)

     1

1.1; 1.2; 1.3;1.9; 2.3; 3.4

  17

Точка в конце предложения.

     1

1.1; 2.5; 3.6

  18

Соблюдение при письме знаков препинания.

     1

1.8; 2.3; 3.1

  19

Соблюдение при письме знаков препинания: вопросительный и восклицательный.

     1

1.1; 1.2; 1.3;

2.2; 2.3; 3.2; 3.4

  20

Письмо коротких текстов.

     1

1.1; 1.2; 1.3;

2.1; 3.2

  21

Соблюдение при письме знаков препинания.

     1

1.1; 1.2; 1.3;

2.3; 3.2

  22

Вопросительный знак. Соблюдение его при письме.

     1

1.1; 1.2; 1.3;

2.1; 3.4

  23

Восклицательный знак. Соблюдение его при письме.

     1

1.1; 1.2; 1.3;1.9; 2.3; 3.4

  24

Написание большой буквы в именах собственных.

     1

1.1; 1.2; 1.3;1.9; 2.3; 3.4

  25

Написание большой буквы в названиях городов и сёл.

     1

1.1; 2.5; 3.6

  26

Написание большой буквы в кличках животных.

     1

1.8; 2.3; 3.1

  27

Деление двухсложных слов на слоги. Простейшие случаи переноса слов.

     1

1.1; 1.2; 1.3;1.9; 2.3; 3.4

  28

Письмо коротких текстов.

     1

1.1; 2.5; 3.6

  29

Деление трёхсложных слов на слоги.

     1

1.8; 2.3; 3.1

  30

Письмо коротких текстов

     1

1.5; 2.5; 3.7

  31

Простейшие случаи переноса слов.

     1

1.11; 2.4; 3.1

  32

Письмо текстов из 5 и более предложений.

     1

1.5; 2.3; 3.1

  33

Списывание печатного текста, соединение гласных и согласных

     1

1.1; 1.2; 1.3;1.9; 2.3; 3.4

  34

Списывание текста.

     1

1.1; 2.5; 3.6

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

1. Мультимедийная система.

2. Звукоусиливающая аппаратура (индивидуальные слуховые аппараты).

3. Презентации.

4. Карточки для индивидуальной работы.

5. Набор предметных и сюжетных картинок.

6. Прописи Н.С.Жуковой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи ( 3 класс)

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» для 3 класса составлена  для учащихся с умственной отсталостью на основе Федерального государственного образовательн...

Адаптированная рабочая программа по письму для 3 класса (8 вид)

Данная программа по письму для 3 класса составлена на основе специальых (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида под редакцией В. В. Воронковой. Программа расчитана на 170 часов....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 2 класса

Рабочая программа по письму и развитию речи для 2 классов разработана на основании авторской программы по письму (грамматике, правописанию) (автор В. В. Воронкова) для специальных (коррекционных) обра...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 2 класса

Рабочая программа по письму и развитию речи для 2 классов разработана на основании авторской программы по письму (грамматике, правописанию) (автор В. В. Воронкова) для специальных (коррекционных) обра...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи», 3 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» составлена для обучающихся 3 класса на основе учебного плана для специальной (коррекционной) общеобразователь...

Адаптированная рабочая программа "Письмо"

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету «Письмо»  обучение на дому3 классдля обучающих с НОДА с ТМНР (вариант 6.4.)...