ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ
учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Кузнецова Нина Павловна

Школьная практика и специальные исследования убеждают в том, насколько важно взаимодействие различных факторов (зрительного и слухового восприятия, проговаривания, моторики) в процессе формирования у младших школьников навыков грамотного письма. Из истории методики обучения детей грамотному письму, причиной ошибочного написания слов нередко является недостаточно развитый фонематический слух. Поэтому в начальных классах написание слов сопровождалось их проговариванием. При проведении комментированного письма орфографическое проговаривание предупреждало ошибки, развивало осознанность письма. Также встала проблема развития зрительной памяти учащихся, чтобы у них не было ложного графического образа слова.

         Одним из средств повышения языковой компетенции является правильно выстроенная словарная работа. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ

КУЗНЕЦОВА Н.П.

                               с.Еткуль, МБОУ «Еткульская СОШ»

Формирование языковой компетенции – важнейший аспект обучения русскому языку. Последнее время развитию языковой компетенции придаётся особое значение, так как в нём совершенно справедливо видят залог успешного формирования  грамотной личности.

Сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях: снижается  общая культура населения, письменная речь носителей языка оставляет желать лучшего.

В стандарте начальной школы говорится, что ученик должен знать все те языковые факты, законы и правила, которые позволили бы свободно, грамотно  и выразительно общаться на русском языке. Иначе говоря, он должен включать в себя все знания и навыки, которые необходимы для того, чтобы уметь слушать, правильно и хорошо говорить, читать и писать на русском языке. Поэтому школьный курс русского языка должен содержать в себе сведения, формирующие у учеников элементарную лингвистическую, языковую и коммуникативную компетенции. Введение этих компетенций связано с появлением в образовании компетентностного подхода (П. Я. Гальперин, М. Н. Скаткин, А. Н. Леонтьев, Э. Ф. Зеер, К. Г. Митрофанов и др. ).

Исходя из этого можно сделать вывод, младший школьник усваивая те компетенции, которые указаны в стандарте, может повысить свой уровень знаний по русскому языку (накопить больше навыков, которые необходимы для того, чтобы уметь слушать, правильно и хорошо говорить, читать и писать).

        Школьная практика и специальные исследования убеждают в том, насколько важно взаимодействие различных факторов (зрительного и слухового восприятия, проговаривания, моторики) в процессе формирования у младших школьников навыков грамотного письма. Из истории методики обучения детей грамотному письму, причиной ошибочного написания слов нередко является недостаточно развитый фонематический слух. Поэтому в начальных классах написание слов сопровождалось их проговариванием. При проведении комментированного письма орфографическое проговаривание предупреждало ошибки, развивало осознанность письма. Также встала проблема развития зрительной памяти учащихся, чтобы у них не было ложного графического образа слова.

        Одним из средств повышения языковой компетенции является правильно выстроенная словарная работа. «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», - писал известный ученый-методист А. В. Текучев.

На этапе ознакомления со словом важно, чтобы работа над смыслом и звуковым анализом его предшествовала показу написания этого слова на карточке или доске. В этом случае нельзя забывать и об упражнениях в подборе однокоренных слов, которые необходимо ввести как с целью организации наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах, так и с целью обогащения словарного запаса учеников.

Приведем пример одного из вариантов выбора последовательности работы учителя и учащихся при ознакомлении с правописанием изучаемого слова.

1. Учитель предлагает учащимся рассмотреть карточку - картинку с изображением предмета (например, березы, моркови, топора и др.). Ученики называют видимый предмет слово, осознают его значение. Можно избрать и другой вариант начала работы над словом: учитель читает загадку, дети отгадывают ее, объясняют отгадку к загадке.

2. Учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения в нем, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки.

3. На доске прикрепляется карточка с написанным на ней словом. Ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.

4. Учитель предлагает решить орфографические задачи: какую букву в слове надо проверять при письме и почему? Как проверить эту букву? Можно ли проверить написание буквы путем подбора проверочного слова? Далее школьники записывают в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют гласную, которую надо запомнить при письме.

5. Под руководством учителя дети подбирают к изучаемому слову однокоренные. Подбор однокоренных слов сочетается с элементарным лексическим анализом. Проводится наблюдения над единообразным написанием в них корня и запись их в тетрадь.                  

 6. С любым из однокоренных слов учащиеся составляют свое

предложение.

Трудности при запоминании слов с непроверяемыми орфограммами возникают у учащихся по следующим причинам:

  1. любой алгоритм работы над словарным словом достаточно трудоемок, а внимание и волевая сфера у младших школьников развита еще слабо;
  2. длительная работа по запоминанию этих слов не всегда результативна;
  3.  наглядно-иллюстративный материал из школьного «картинного словаря» лишь привлекает внимание учащихся к работе, а запоминанию непроверяемой буквы он не способствует;
  4.  буква для семилетнего ребенка, только что научившегося писать, - лишь набор элементов, она «неживая», «неинтересная», к тому же и пишет он ее кривовато - смотреть не хочется. А ее еще надо запомнить с помощью многократного прописывания слова.

 Таким образом, комплекс орфографической работы над словарными словами в малой степени учитывает психолингвистическую проблему  взаимодействия «язык - ученик», а однообразие многих приемов не дает нужного развивающего эффекта.

    Но есть способ, который позволяет запомнить непроверяемую букву интересно, с учетом психологической особенности мышления учащихся младших классов, точно подмеченный К.Д. Ушинским: «Ребенок мыслит образами». Для этого надо «оживить» букву, создать ее «образ» в конкретном слове. И тогда буква Г в слове ВДРУГ превратиться в змею, внезапно появившуюся на тропинке. И в слове КЛАСС появятся два УХА, так как на уроке нужно слушать учителя внимательно.

    Такой прием запоминания психологи называют мнемотехническим и считают самым интересным и наиболее тренируемым и лучшим для запоминания не смысловой информации. У учащихся активизируется познавательная деятельность, что ведет к усилению положительной мотивации учения и развитию познавательных процессов.

От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит  дальнейшее успешное обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Материал по орфографии в начальной школе обширен и сложен для восприятия детьми. С использованием  разнообразных методов, приёмов, форм и средств обучения в работе над трудными словами активируется деятельность детей, повышается интерес к овладению богатствам родного языка, воспитывается внимание к слову. Вследствие чего формируется языковая компетенция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников в группе продленного дня"

Данный материал представляет собой самообобщение опыта работы по формированию коммуникативных навыков у первоклассников в условиях пребывания в группе продленного дня. Предлагаемые формы групповой раб...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Формирование нравственной компетенции у младших школьников в системе внеурочной воспитательной деятельности»

Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»....

Формирование ИКТ- компетенции у младших школьников в процессе работы со словарями и справочниками по системе Занкова Л.В.

Сегодня важным является ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).В свете требований ФГ...

Выступление на районном вебинаре с опытом работы "Формирование читательских компетенций у младшего школьника через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ".

Автор: учитель МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района В.В.Ворошилова. Материалы выступлений могут быть использованы учителями начальных класов, педагогами, преподающими ОРКСЭ....

Формирование языковых компетенций у младших школьников

формирование языковых компетенций у младших школьников является важнейшим аспектом обучения....

Формирование правописной компетенции младших школьников в процессе словарно-орфографической работы на уроках русского языка

Научно-методическую работу на тему "Правописная компетенция младших школьников в процессе словарно-орфографической работы на уроках русского языка" могут использовать  в своей работе уч...