ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Формирование нравственной компетенции у младших школьников в системе внеурочной воспитательной деятельности»
статья на тему

Анисимова Лариса Константиновна

Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vy_nravstvennaya_kompetentnost.doc474 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальная общеобразовательная школа-интернат

«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Выступление на заседании методического объединения

 классных руководителей

(протокол № 2 от  26.11.2013)

Выступление по  теме

 

«Формирование нравственной компетенции

у младших школьников в системе внеурочной

воспитательной деятельности»

с. Панаевск 

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Нравственная компетентность - это готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.

Целостность формирования нравственной компетенции младших школьников достигается, когда основой, источником и материалом педагогического процесса является сама сложная и противоречивая жизнь. Нравственная компетенция формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. В результате зреет моральное сознание детей, укрепляются принципы поведения и, умение владеть собой.

Школьник обретает хорошие или дурные моральные качества благодаря тому, каким он выходит из жизненных ситуаций, какой делает нравственный выбор, какие совершает поступки. Либо он приобретает умение управлять собой, преодолевать внешние препятствия и внутренние слабости, либо ситуация захватывает его, порождает растерянность и страх, подавляет, заставляет обманывать и лицемерить. В процессе преодоления жизненных трудностей и противоречий, глубоких эмоциональных переживаний ребенок развивает в себе основу нравственности - нравственное и эстетическое чувство, потребность в добром и нравственном удовлетворении.

Формирование нравственной компетенции должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка - та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.

Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности в принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности самовоспитанию и саморегулированию отношений. Младшие школьники, особенно в первые школьные годы чрезвычайно внушаемы. У них сильно развито стремление подражать взрослым, особенно тем, кто является для них авторитетом.

Формирование нравственной компетенции будет осуществляться в том случае, если:

  1. В содержание внеклассной работы будут включены компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления.
  2. Учитель личным примером будет способствовать воспитанию нравственности.

Особой воспитательной силой обладает пример гуманного отношения учителя к ученику, способность понять друг друга, посоветовать.

Формирование нравственной компетенции, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для ребенка значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботится о выполнении следующих условий:

  •  «Опирается на положительные возрастные потребности и интересы,создающие эффект актуальности».
  • 2 Обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников.
  • 3 Создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.
  • 4 Утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности.
  • 5 Заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.»

Основными задачами формирования нравственной компетенции является:

  1. формирование нравственного сознания;
  2. воспитание и развитие нравственных чувств;
  3. выработка умений и привычек нравственного поведения.

«Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная /ситуация - порождаемое ею нравственно

  • чувственное переживание- нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор принятие решений - волевой стимул
  • поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.»

Выделяют три группы методов, которые позволяют формировать нравственную компетенцию:

  1. «методы формирования нравственного сознания(рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа ,внушение, диспут, доклад, пример);
  2. методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);
  3. методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).»

В реальном педагогическом процессе все методы выступают не изолировано, а в различных сочетаниях.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

4 года я работала в специальном коррекционном классе 7 вида. В целом работать с ребятами было интересно, они охотно шли на контакт, принимали участие во внеклассных мероприятиях(игровых, или готовит презентацию учитель), вступали в диалог, делали свои выводы. Часто в классном коллективе возникали сложные ситуации, когда необходимо было срочно проводить очередную беседу или разбор сложившейся ситуации, потому что дети очень сложные (часто выражались нецензурными словами, обзывались, обижали младших, психовали, пробовали курить, успели попробовать спиртные напитки).Чтобы все это предотвратить в классе проводилось очень много различных мероприятий:

Развивающие ролевые игры «Планета друзей»

Игра «Опасные и безопасные ситуации»

Занятия-советы «Как научиться не обижать слабого»

Беседа-практикум «Умей сказать нет»

Беседа-диалог с заданиями «Поддержка и самоподдержка»

Практикум с элементами деловой игры «Не начинай курить!»

Конкурс-но игровая познавательная программа «Ты в гостях»

Часы этической грамматики «О справедливости»

Психологический практикум «Становление личности»

Встреча с работниками милиции (пробовали спиртные напитки) игра «Путешествие по стране Вежливости» (по основным правилам культурного поведения)

1.Правила        личной гигиены, аккуратности и опрятности

2.Правила вежливости и культуры речи

3.Правила        точности и обязательности

4.Правила        поведения в школе

5.Правила        поведения на улице

6.Правила        поведения в гостях

7.Правила        поведения в общественных местах

Самая частая форма работы, это часы общения, на которых предлагались определенные ситуации, близкие к проблемной жизни нашего коллектива и эти ситуации разбирались, обыгрывались.

Ребята охотно вступали в дискуссии, делали свои выводы, предлагали свои варианты по предложенным ситуациям.

Классный час

«Взаимное уважение».

Цель: научить ребят взаимному уважению друг к другу, а так же к пожилым людям, воспитание культуре межличностных отношений.

Предлагались следующие ситуации: 1. «Выразить почтение к старику». Ребята были разбиты на команды. Каждая команда разыгрывала сценку на эту ситуацию, как, по их мнению, выражается уважение к пожилым. На мой взгляд, ребята отлично справились с таким видом работы, сценки получились интересными. 2, «Пригласить к столу и рассадить гостей, пожелать приятного аппетита». Так же ребята были разбиты на команды, каждая команда выполняла задание.

Затем делали выводы, а так же сравнили поведение ребят в повседневной жизни. Ребята пришли к выводу, что не всегда руководствуются правилами этикета, и делают безнравственные

Предлагаемые ситуации к классному часу.

  1. Вы немного опоздали на урок, Входите в класс...
  2. Вы приходите утром в класс. Видите своих товарищей...
  3. За столом сидят двое. Они беседуют. Вам необходимо обратиться к ним с вопросом. Сделайте это.

4. Видите: стоит стол, сервированный для чаепития. Подходите, начинайте пить чай.

  1. Видите: стоит стол, сервированный для ужина. Вы хозяин или хозяйка стола. Пригласите товарищей, приступите к трапезе.
  2. Позвоните по телефону кому-либо из стоящих здесь людей. Начните разговор.
  3. На столе лежит яблоко. Вручите его кому-нибудь из находящихся в классе. Найдите повод и слова для этого.
  4. Подойдите к кому-нибудь и узнайте, как проехать на Тверскую улицу.
  5. Начинайте передвигать стол. Если никто не бросится помогать, попросите помочь сами.
  6. Вы идете с девушкой. Подходите в дверям. Двери на пружине. Покажите, как вы будете себя вести. Пригласите партнершу для выполнения заданий.
  7. Помогите, пожалуйста, девушке надеть пальто. (Одна из присутствующих играет роль ассистентки).
  8. Вы постучали в дом. Вам открыли и Вы увидели, что ошиблись адресом. Как поступаете дальше?
  9. Вас двое юношей и одна девушка. Вы подходите к стойке кафе, чтобы выпить чашечку кофе. Как будете это делать?

14. Вы пригласили в гости товарища. Он опаздывает, и Вы нервничаете. Но вот - звонок. Открывается дверь. Что скажете?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Предлагаемые ситуации к классному часу.

  • Выразить почтение к старику.
  • Произнести комплимент в адрес человека в разной социальной роли.
  • Произнести утреннее, дневное и вечернее приветствия.
  • Произнести прощальные и добрые пожелания при расставании.
  • Пригласить к столу и рассадить гостей, пожелать приятного аппетита.
  • Вручить в знак памятной даты сувенир и произнести приветствие.
  • Сервировать стол на несколько персон.
  • Обращаться с просьбой к прохожему, продавцу, зрителю.
  • Возразить собеседнику, высказавшему спорное суждение.
  • Сказать комплимент собеседнику по поводу его суждения.
  • Встать при входе в комнату женщины; встать при обращении с вопросом стоящего человека (старшего, женщины).
  • Пропустить в дверях старшего, девочку, женщину.
  • Преподнести и принять угощение.
  • Подобрать наилучший костюм для ситуации посещения именинника.

Этические беседы:

- об отношении к труду, о поступках.

Проводимые беседы, дискуссии, объяснения, разъяснения, внушения, обыгрывание ситуаций, позволяли несколько организовать класс, у них культуру общения, поведения. Дети выросли не злобными, открытыми, идут на контакт.

                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая выступление можно сказать следующее, формирование нравственной компетенции - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направлен на овладение людьми правилами и нормами поведения.

                                                       Библиография

  1. Бабанский ЮЖ. Педагогика. - М., 1988г.
  2. Богданова G.C., Калинина О,Д., Рубцова М.Б. Этические беседы сподростками. - М., 1987г.
  3. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 1987г.
  4. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика. -М., 1968г.
  5. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2001г.
  6. Довгун А.И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания. // Нравственное воспитание школьников. - 1976. - М2, -с.56.
  7. Косолапое Ю.А.. Нравственное воспитание учащихся в процессе перспективной деятельности коллектива. //

Нравственное воспитание школьников. - 1975. - М2. - с.52.

  1. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. - Нинск., 1990г.
  2. Лихачев Б.Т. Педагогика «курс лекций». - М., 1996 г.
  3. Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность.М., 1987г.
  4. Марьенко И.С. Нравственное становление личности.-М., 1985г.
  5. Подласый И.П. Педагогика. - И., 1999г. .
  6. Попов Л.А. Этика. - М., 1998г.
  7. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001 г.
  8. Савин Н. В. Педагогика. - И., 1978 г.
  9. Седова Н.Е. Педагогика вокруг нас. - П-К., 1995г.
  10. Средства воспитания (методический подход). // Классный руководитель. 2002.
  11. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения, - И.. 1980г.
  12. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 1979г.
  13. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990г.
  14. Шемшурина А. Основы этической культуры школьников. // Народное образование. 1998. - ль 6 - с.64-65.
  15. Широкова И.Г. Этика. - М., 2002г.
  16. Штольц X., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение. - И.,1986г.
  17. Шульц М.П. К вопросу о методах нравственного воспитания школьников. //Нравственное воспитание школьников. 1976. - М2
  18. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - & 4 - с.24-29.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

о товариществе и дружбе

 о коллективизме

о доброте, отзывчивости и скромности, о честности и умении держать  

 о справедливости

об отношении к старшим, младшим с своим сверстниками о непримиримости к злу и равнодуши


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях специализированного спортивного класса в учебно-воспитательном процессе

Представлен опыт работы по формированию здорового образа жизни  в спортивных классах.Противоречия, цели, задачи, тема опыта....

Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса»

Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса» Эта работа была выполнена на аттестацию на высшую к...

Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"

Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным за...

Система работы "Формирование нравственно - правовой культуры младших школьников"

Презентация и описание педагогического опыта работы по теме "Формирование нравственно - правовой культуры младших школьников". Доклад на методическом семинаре....

Обобщение опыта работы по теме "Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников в группе продленного дня"

Данный материал представляет собой самообобщение опыта работы по формированию коммуникативных навыков у первоклассников в условиях пребывания в группе продленного дня. Предлагаемые формы групповой раб...

Выступление на районном вебинаре с опытом работы "Формирование читательских компетенций у младшего школьника через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ".

Автор: учитель МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района В.В.Ворошилова. Материалы выступлений могут быть использованы учителями начальных класов, педагогами, преподающими ОРКСЭ....

Выступление на районном вебинаре с опытом работы "Формирование читательских компетенций у младшего школьника через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ".

Автор: учитель МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района В.В.Ворошилова. Материалы выступлений могут быть использованы учителями начальных класов, педагогами, преподающими ОРКСЭ....