Что такое антонимы?
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Хомушку Юлия Владимировна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл homushku_yu.v._dlya_konkursa.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме: 

«Что такое антонимы?»  

2 класс

Составила: Хомушку Ю.В.,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1 с.Кызыл-Мажалык

2021 год

Тема урока: Что такое антонимы?

Тип урока: Изучения нового материала

Цели:  

Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятием "Антонимы";
  • научить использовать антонимы, определять лексическое значение слова;
  • расширить лексический запас учащихся;

Развивающие:

  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
  • развивать сообразительность, мышление, внимание, память;
  • развивать умение работать с текстом;

Воспитательные:

  • воспитывать толерантность, ответственность за собственные поступки
  • воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся находить в тексте антонимы, употреблять их в речи;

Личностные: Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Регулятивные: выполнять действия по намеченному плану;

Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно, анализировать, делать выводы, сравнивать;

Коммуникативные: аргументированию отвечать, доказывать свое мнение.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная

Методы обучения: проблемно-поисковый, словесно-наглядный

Педагогические технологии: технология проблемного обучения, игровая технология.

Оборудование: ПК; презентация к уроку, сигнальные карточки, учебник, напечатанные слова для восстановления пословиц.

Этапы УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент

- Здравствуйте, дети.

 

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.
Тихо все за парту сели,
На меня все посмотрели.

- Можете тихо сесть. Мне хочется, чтобы наш урок прошел интересно и полезно для вас.

- На ваших столах лежат карточки  разными цветами, дальше мы будем  с ними работать.

Зеленый – все легко

Желтый – есть небольшие затруднения

Красный – ничего не понимаю

         

Садятся  

2.Актуализация знаний

   Минутка чистописания.

- Готовим наши пальчики к правильному письму.

Массаж рук.

При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной.

Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.

Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.

 - Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном,  запишите в своих тетрадях число,  классная работа.

- Какие слова написаны на минутке чистописания?

                   Метель, вьюга, пурга

-Прочитайте слова. Что общего у этих слов?

- Какие это слова?

- Расскажите правило, что мы называем синонимами?

- В каком из этих слов букв больше, чем звуков?

- Почему вы не назвали слово «вьюга»?

- Спишите слова красиво.

- Молодцы!

Выполняют вместе с учителем

Слова отвечают на один и тот же вопрос, обозначают предмет.

Это слова синонимы.

Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие называются синонимами.

3.Самоопределение к деятельности

Читает стихотворение с экрана

Грустный клоун громко плачет,

А веселый клоун скачет.

Хочет подвиг совершить,

Хочет рёву рассмешить.

- Вам понравилось стихотворение? Чем?

- Какие клоуны?

- Какие это слова?

- Вы уже догадались, наверное, какая тема урока будет сегодня?

Записывает на доске тему урока.

-Ответим на первый вопрос: какие это слова?

- Ответьте, пожалуйста, на второй вопрос: Похожи они по смыслу или нет?

Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной.

Антонимы – это слова противоположные по значению.

В этом их отличие от синонимов. Ведь у синонимов лексические значения схожи.

Слово антоним произошло от греческих слов анти – «против» и онима – «имя». То есть  «противоположное имя».

Например: день-ночь, сладкий-горький, взять-отдать.

     Пары слов, которые мы назвали, по значению прямо противоположные. Эти слова составляют антонимические пары.

   

Отвечают на вопросы, решают проблемную ситуацию

Грустный и веселый

Слова – наоборот, противоположные.

- Разные

- Они не похожи по смыслу. Они противоположные.

Слушают

4.Первичное закрепление

-Ребята, откройте страницу в учебнике 54. Найдите знак Мудрой совы. Прочитайте ещё раз, что такое антонимы?

Один ученик читает вслух.

  1. Как называются слова противоположные по значению?
  2. Что такое антонимы?

А слова с противоположным значением можно найти в «Словаре антонимов русского языка»

-В вашем учебнике тоже дан небольшой словарь антонимов, который вам в дальнейшем поможет.

-Откройте страницу 142 и ознакомьтесь с ним.

-Сейчас мы проверим кто из вас самый быстрый и внимательный.

-Я называю вам слова, а вы мне противоположные им по значению.

   Правда-ложь

Кислый-сладкий

 хвалить-ругать

жара-холод

крупный-мелкий

-Молодцы!

Читают правило в учебнике

Называют слова

5. Физминутка

Игра «Наоборот»

Наклонили голову назад, а теперь – вперед

Повернули голову налево, а потом – направо

Руки вниз, руки вверх

Наклонились туловищем направо, а затем – налево. Еще раз направо и налево. Не забудьте про наклоны назад и вперед.

Сделали шаг вперед, шаг назад.

Выдохнули воздух, вдохнули. Ну-ка еще раз.

Очень шумно сели.

Повторяют движения

6.Закрепление изученного материала

1. Работа с учебником.

Упр.72 с.55

- Что нужно сделать в упражнении?

- Где будете искать слова антонимы?

- Запишите упражнение в тетрадь.

Взаимопроверка.

Поменяться тетрадями с соседом по парте.

Если задание выполнено правильно, положите в тетрадь соседу зеленую карточку, если есть ошибки – красную.

Поменяйтесь тетрадями, проверьте, как оценили вашу работу.

2.  Работа с пословицами.

(На доске пословицы, в которых не хватает слов-антонимов, слова лежат по разным партам)

- Найдите недостающие слова и восстановите пословицы.

 Ученье – свет, а не ученье (тьма).

 Знай больше, а говори (меньше).

 В учебе корень горек, зато плод ее (сладок).

 Не бойся врага умного, бойся друга (глупого).

 Лучшая вещь новая, лучший друг (старый).

 Мир строит, а война (разрушает).

Смелый побеждает, а трус (погибает).

Горьким лечат, а  сладким (калечат).

- Как понимаете последнюю пословицу? Почему нельзя есть много сладкого?

- Запишите последнюю пословицу и подчеркните антонимы.

Выполняют задание

Проверяют запись в тетради соседа.

Оценивают работу карточками.

Антонимы

Слова с противоположным значением

Ответы детей

7.Домашнее задание

Выполнить упр. 74 (с.56)

Записывают домашнее задание

8. Рефлексия

-Что такое антонимы?

-Чтобы произошло, если антонимов не было бы в речи?

-Если вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно с пользой, поднимите зеленую карточку.

-Если вы считаете, что научились находить слова - антонимы, но вам еще нужна помощь, поднимите желтую карточку.

-Если вы считаете, что было трудно, поднимите красную карточку.

 

Делают вывод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....