Урок русского языка в 4 классе по теме "Значимые части слова"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Миронова Юлия Леонидовна

Данный урок способствует созданию условий для актуализации знаний учащихся о значимых частях слова,  совершенствованию умения выделять части слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachimye_chasti_slova._sostav_slova.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Русский язык, 4 класс

УМК, автор программы

УМК «Школа России», В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Учитель

Миронова Юлия Леонидовна

Тема урока, № урока в рабочей программе

Урок №  22.

Тема: Значимые части слова. Состав  слова.

Цель урока

создать условия для актуализации знаний учащихся о значимых частях слова, вывести алгоритм разбора слова по составу, совершенствовать умения выделять части слова.

Задачи урока

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

  • содействовать формированию умения разбирать слова по составу

  • способствовать развитию умения правильно выбирать из предложенного списка слова, соответствующие заданной схеме;
  • развивать орфографическую зоркость при написании однокоренных слов, коммуникативные навыки через диалоговое обучение, умение рассуждать, доказывать правильность выбора решения, навыки взаимодействия.
  • содействовать воспитанию интереса к русскому языку;
  • воспитывать культуру поведения на уроке

Планируемые результаты

Предметные результаты

Метапредметные   результаты

Личностные результаты

  • разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки; различают однокоренные слова и формы одного и того же слова;
  • составлять схему слова; подбирать слова к данным схемам

Познавательные: самостоятельно находить необходимую информацию и использовать  ее для выполнения учебных заданий;

использовать  знаково-символические средства для решении учебных и практических задач;

Регулятивные: контролировать  процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Коммуникативные: применять приобретенные коммуникативные умения в практике свободного общения;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

  • осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка,к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;
  • проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • проявлять уважительное отношение к иному мнению;
  • владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

Методическое обоснование урока:

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный метод, эвристический метод, метод проблемного изложения, репродуктивный метод, метод анализа и синтеза. методы контроля и самоконтроля учебной деятельности

Функция учителя:  организатор сотрудничества, консультант.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технологическое сопровождение урока:

  • технология оценивания учебных успехов;
  • технология проблемно-диалогического обучения;
  • информационные технологии, ИКТ;
  • личностно-ориентированные  технологии;
  • технология деятельностного метода;
  • технология педагогического сотрудничества;
  •  здоровьесберегающий  компонент (динамическая пауза)

Структурные компоненты уравновешены по времени и логично взаимосвязаны.

Этапы урока.

1 этап. Организационный момент

2 этап. Мотивация к учебной деятельности

3 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности        

1. «Найди пару»

2. Прием «Тэйк оф – тач даун»  («встать-сесть»)

         4 этап. Постановка учебной задачи

         5 этап.  Первичное закрепление   в знакомой ситуации (типовые)

  1. Выполнение упражнений по учебнику.

в измененной ситуации (конструктивные)

  1. «Упражнение-соревнование»

Физминутка

        6 этап. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

  1. Составление   Интеллект-карты

       7 этап. Рефлексия учебной деятельности

       8 этап.  Информация о домашнем задании

ИОС урока

Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Необходимое аппаратное и программное обеспечение 

1.  Русский язык. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В.  - Москва: «Просвещение»,  2018

2. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.. — Москва: « Просвещение», 2016.

3. Стенд для размещения творческих работ

  1. Проектор, компьютер (презентация)
  2. Документ-камера
  3. Сигнальные карточки
  4.  Раздаточный дидактический материал

https://drive.google.com/file/d/0B5_OUge9Bj1AVGc2dDI1ZDVoOGc/view

Организационная структура урока

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оргмомент

Приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку

Приветствие учителя.

Подготовка к уроку

Мотивация к учебной деятельности

Организация мотивирования  к учебной деятельности на уроке

- Урок русского языка.

- Что вы ждете от урока?

- Что хотели бы пожелать своим одноклассникам?

- Что хотели бы пожелать себе?

Включение в учебную деятельность

Дети настраиваются на урок.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выяснение с помощью вопросов и заданий, что уже знают и умеют ученики для освоения новой темы, создание ситуации затруднения в деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими

- Открыли тетрадь. Запишите число, но прежде вставьте пропущенные орфограммы.

- Посмотрите на оформление класса.

- Чему сегодня посвятим урок русского языка?

- Вы впервые будете слышать о частях слова?

1. «Найди пару»

- У одних учеников  на карточках записаны слова с выделенной морфемой, у других- определение.

- Найдите себе пару.

- Проверьте свою работу. Повернитесь друг к другу лицом: один ученик называет слово и выделенную морфему, а ученик, который стоит  напротив  читает определение (правило)

2. Прием «Тэйк оф – тач даун»  («встать-сесть»)

- Прочитайте  утверждения  и отметьте «верно-неверно»

Карточка.

1.Ночь, ночник, ночевка, ночлег- однокоренные слова.

2. В слове «бережно»-  окончание «о»

3.  С помощью   - ик-  образовалось слово «слоник»

4. В слове «ссора» приставка « с»

- Проверим.

- У кого утверждение 1 верное   (встают)

- У кого  утверждение  2 неверное   (встают).

- У кого утверждение 3 верное    (встают)

-У кого утверждение 4  неверное   (встают)

- Проанализируйте свои результаты.

- Какой вывод?

Ответы на вопросы по изученному ранее материалу

Выполнение освоенных ранее учебных действий.

Рассматривают оформление класса (на стенах висят таблички с морфемами)

Дифференцированная работа. У сильных  и средних учеников слова с выделенной морфемой, у слабых карточки с правилом.

Прием сингапурской  технологии

Индивидуально выполняют карточку, отмечая верные и неверные утверждения.

Проводят самопроверку выполненного задания.

Анализируют свою работу, обозначают трудности.

Постановка учебной задачи

Организация деятельности учащихся по выявлению причин затруднения (называются конкретные знания, умения, которых недостает для ответа на поставленный вопрос или выполнения задания); определение на этой основе цели урока (целью всегда является устранение возникшего затруднения) и формулирование (или уточнение) темы урока

- О чем пойдет речь на уроке?

- Какие задачи поставите?

- Чтобы достичь цели урока, какие действия мы будем выполнять?

У- узнать …                    Что должны узнать?

Р- развивать…                Что будем развивать?

О- объяснить…               Что будем объяснять?

К- контролировать…    Что будем контролировать?

Формулирование цели и (или уточнение) темы урока

Первичное закрепление.

в знакомой ситуации (типовые)

в измененной ситуации (конструктивные)

1.Выполнение упражнений по учебнику.

с. 52  упр.80

- Откройте учебник и найдите упражнение.

- Прочитаем задание.

- Что нужно сделать?

- Решите с партнером первую задачу и приступайте к выполнению второго задания.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.

- Кто считает, что абсолютно верно выполнил задание?

- Проверим работу вашего одноклассника (документ-камера)

«Упражнение-соревнование»

С.55 упр.86

-Прочитайте задание.

-Посоревнуемся. Под № 1 выполняют мальчики, под №2- девочки.

- Что оцениваем  в работе? (правильность, точность, аккуратность, оперативность)

- Поменяйтесь тетрадями (мальчики отдают тетради девочкам , а девочки- мальчикам). Проверьте работу по образцу.

- Девочки, оцените работу вашего одноклассника и поднимите сигнал светофора. (аналогично проверяют мальчики ).

- Кто побеждает в данном соревновании?

Участие в планировании учебной деятельности, разработке алгоритмов, схем, инструкций, использование которых поможет решить учебную задачу

Читают задание, намечают пути решения проблемы.

 Работа в парах

 

 Взаимопроверка работы

    Проверка и анализ ученической работы с использованием Документ-камеры

Самостоятельное выполнение упражнения.

 

Взаимопроверка работ, оценка выполненной работы.

Светофор:        - работа соответствует критериям,      

                                 - работа не соответствует критериям

 

Физкультминутка

Физминутка 

- А теперь отдохнём 

Потрудились , отдохнем.

Встанем глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо, поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Обучающиеся выполняют движения

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

  1. Составление  Интеллек-карты

- Вы имеете достаточный запас знаний по теме «Состав слова».

- Обобщите все имеющиеся у вас знания и составьте интеллект - карту.

- Представьте результат вашей работы.

Выполнение типовых заданий  с проговариванием алгоритма выполнения действий (в группе).

Выполнение заданий на использование новых знаний и умений в системе изученных ранее знаний и умений

Анализ  групповой работы

Рефлексия учебной деятельности

Организация деятельности обучающихся по соотнесению целей и результатов учебной деятельности; определению целей дальнейшей деятельности и заданий для самоподготовки

Соотнесение цели учебной деятельности и ее результатов, фиксирование степени их соответствия. Осуществление самооценки

- Какова была тема нашего урока?

- Все ли задачи решены?

- Какие задачи поставим на следующий урок по данной теме?

«SMS – сообщение»

- У вас на партах лежат шаблоны мобильных телефонов разных цветов. Напишите мне SMS – сообщение  об уроке, выбрав какой-то один телефон.

Информация о домашнем задании

Домашнее задание.

- Выберите задание под  любым значком. Но эти значки скрывают в себе секрет. Кто разгадает этот секрет, один балл добавляется к оценке за домашнее задание.

              Упр.83

        Упр.88

              Упр.85

Осуществление выбора задания для самоподготовки 

          Интеллект-карта ( заготовка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Корень- главная часть слова. Однокоренные слова"

Конспект урока русского языка по теме " Корень - главная часть слова. Однокоренные слова".  2 класс. УМК "Перспектива". Урок закрепления знаний. презентация к уроку....

Урок русского языка 3 класс по теме: "Состав слова. Приставка-часть слова".

Дать представление о приставке  как части  слова и его роли в речи; формировать умение писать приставки, создавать условия для активизации познавательной деятельности учеников....

урок русского языка 2 класс "Суффикс как часть слова"

технологическая карта урока по русскому языку 2 класс 21 век Суффикс как часть слова"...

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Значимая часть слова – основа. Закрепление". Система "Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов"

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Значимая часть слова – основа. Закрепление". Система "Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов"...

Технологическая карта урока русского языка 2 класс, "Повторение написания частей слова", УМК "Начальная школа 21 века".

Тип урока: рефлексияЦель урока: повторение и закрепление изученного материала.Задачи урокаДидактические: организовать работу по повторению правописания частей слова: безударные гласные в корне, непрои...

Урок русского языка 3 класс Слог как часть слова

Урок русского языка в коррекционной школе 3 класс Слог как часть слова...