Урок русского языка в 4 классе по теме "Значимые части слова"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Данный урок способствует созданию условий для актуализации знаний учащихся о значимых частях слова, совершенствованию умения выделять части слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachimye_chasti_slova._sostav_slova.doc | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет, класс | Русский язык, 4 класс | |||||
УМК, автор программы | УМК «Школа России», В.П. Канакина, В.Г. Горецкий | |||||
Учитель | Миронова Юлия Леонидовна | |||||
Тема урока, № урока в рабочей программе | Урок № 22. Тема: Значимые части слова. Состав слова. | |||||
Цель урока | создать условия для актуализации знаний учащихся о значимых частях слова, вывести алгоритм разбора слова по составу, совершенствовать умения выделять части слова. | |||||
Задачи урока | Обучающие | Развивающие | Воспитательные | |||
|
|
| ||||
Планируемые результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |||
| Познавательные: самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для выполнения учебных заданий; использовать знаково-символические средства для решении учебных и практических задач; Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Коммуникативные: применять приобретенные коммуникативные умения в практике свободного общения; |
| ||||
Методическое обоснование урока: | Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный Методы обучения: объяснительно – иллюстративный метод, эвристический метод, метод проблемного изложения, репродуктивный метод, метод анализа и синтеза. методы контроля и самоконтроля учебной деятельности Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант. Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая. Технологическое сопровождение урока:
Структурные компоненты уравновешены по времени и логично взаимосвязаны. Этапы урока. 1 этап. Организационный момент 2 этап. Мотивация к учебной деятельности 3 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности 1. «Найди пару» 2. Прием «Тэйк оф – тач даун» («встать-сесть») 4 этап. Постановка учебной задачи 5 этап. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые)
в измененной ситуации (конструктивные)
Физминутка 6 этап. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
7 этап. Рефлексия учебной деятельности 8 этап. Информация о домашнем задании | |||||
ИОС урока | Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение | Вид используемых на уроке средств ИКТ | Необходимое аппаратное и программное обеспечение | |||
1. Русский язык. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. - Москва: «Просвещение», 2018 2. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.. — Москва: « Просвещение», 2016. 3. Стенд для размещения творческих работ |
| https://drive.google.com/file/d/0B5_OUge9Bj1AVGc2dDI1ZDVoOGc/view |
Организационная структура урока
Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Оргмомент | Приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку | Приветствие учителя. Подготовка к уроку |
Мотивация к учебной деятельности | Организация мотивирования к учебной деятельности на уроке - Урок русского языка. - Что вы ждете от урока? - Что хотели бы пожелать своим одноклассникам? - Что хотели бы пожелать себе? | Включение в учебную деятельность Дети настраиваются на урок. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Выяснение с помощью вопросов и заданий, что уже знают и умеют ученики для освоения новой темы, создание ситуации затруднения в деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими - Открыли тетрадь. Запишите число, но прежде вставьте пропущенные орфограммы. - Посмотрите на оформление класса. - Чему сегодня посвятим урок русского языка? - Вы впервые будете слышать о частях слова? 1. «Найди пару» - У одних учеников на карточках записаны слова с выделенной морфемой, у других- определение. - Найдите себе пару. - Проверьте свою работу. Повернитесь друг к другу лицом: один ученик называет слово и выделенную морфему, а ученик, который стоит напротив читает определение (правило) 2. Прием «Тэйк оф – тач даун» («встать-сесть») - Прочитайте утверждения и отметьте «верно-неверно» Карточка. 1.Ночь, ночник, ночевка, ночлег- однокоренные слова. 2. В слове «бережно»- окончание «о» 3. С помощью - ик- образовалось слово «слоник» 4. В слове «ссора» приставка « с» - Проверим. - У кого утверждение 1 верное (встают) - У кого утверждение 2 неверное (встают). - У кого утверждение 3 верное (встают) -У кого утверждение 4 неверное (встают) - Проанализируйте свои результаты. - Какой вывод? | Ответы на вопросы по изученному ранее материалу Выполнение освоенных ранее учебных действий. Рассматривают оформление класса (на стенах висят таблички с морфемами) Дифференцированная работа. У сильных и средних учеников слова с выделенной морфемой, у слабых карточки с правилом. Прием сингапурской технологии Индивидуально выполняют карточку, отмечая верные и неверные утверждения. Проводят самопроверку выполненного задания. Анализируют свою работу, обозначают трудности. |
Постановка учебной задачи | Организация деятельности учащихся по выявлению причин затруднения (называются конкретные знания, умения, которых недостает для ответа на поставленный вопрос или выполнения задания); определение на этой основе цели урока (целью всегда является устранение возникшего затруднения) и формулирование (или уточнение) темы урока - О чем пойдет речь на уроке? - Какие задачи поставите? - Чтобы достичь цели урока, какие действия мы будем выполнять? У- узнать … Что должны узнать? Р- развивать… Что будем развивать? О- объяснить… Что будем объяснять? К- контролировать… Что будем контролировать? | Формулирование цели и (или уточнение) темы урока |
Первичное закрепление. в знакомой ситуации (типовые) в измененной ситуации (конструктивные) | 1.Выполнение упражнений по учебнику. с. 52 упр.80 - Откройте учебник и найдите упражнение. - Прочитаем задание. - Что нужно сделать? - Решите с партнером первую задачу и приступайте к выполнению второго задания. - Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. - Кто считает, что абсолютно верно выполнил задание? - Проверим работу вашего одноклассника (документ-камера) «Упражнение-соревнование» С.55 упр.86 -Прочитайте задание. -Посоревнуемся. Под № 1 выполняют мальчики, под №2- девочки. - Что оцениваем в работе? (правильность, точность, аккуратность, оперативность) - Поменяйтесь тетрадями (мальчики отдают тетради девочкам , а девочки- мальчикам). Проверьте работу по образцу. - Девочки, оцените работу вашего одноклассника и поднимите сигнал светофора. (аналогично проверяют мальчики ). - Кто побеждает в данном соревновании? | Участие в планировании учебной деятельности, разработке алгоритмов, схем, инструкций, использование которых поможет решить учебную задачу Читают задание, намечают пути решения проблемы. Работа в парах
Взаимопроверка работы Проверка и анализ ученической работы с использованием Документ-камеры Самостоятельное выполнение упражнения.
Взаимопроверка работ, оценка выполненной работы. Светофор: - работа соответствует критериям, - работа не соответствует критериям
|
Физкультминутка | Физминутка - А теперь отдохнём Потрудились , отдохнем. Встанем глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо, поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | Обучающиеся выполняют движения |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) |
- Вы имеете достаточный запас знаний по теме «Состав слова». - Обобщите все имеющиеся у вас знания и составьте интеллект - карту. - Представьте результат вашей работы. | Выполнение типовых заданий с проговариванием алгоритма выполнения действий (в группе). Выполнение заданий на использование новых знаний и умений в системе изученных ранее знаний и умений Анализ групповой работы |
Рефлексия учебной деятельности | Организация деятельности обучающихся по соотнесению целей и результатов учебной деятельности; определению целей дальнейшей деятельности и заданий для самоподготовки | Соотнесение цели учебной деятельности и ее результатов, фиксирование степени их соответствия. Осуществление самооценки |
- Какова была тема нашего урока? - Все ли задачи решены? - Какие задачи поставим на следующий урок по данной теме? «SMS – сообщение» - У вас на партах лежат шаблоны мобильных телефонов разных цветов. Напишите мне SMS – сообщение об уроке, выбрав какой-то один телефон. | ||
Информация о домашнем задании | Домашнее задание. - Выберите задание под любым значком. Но эти значки скрывают в себе секрет. Кто разгадает этот секрет, один балл добавляется к оценке за домашнее задание. Упр.83 Упр.88 Упр.85 | Осуществление выбора задания для самоподготовки |
Интеллект-карта ( заготовка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Корень- главная часть слова. Однокоренные слова"
Конспект урока русского языка по теме " Корень - главная часть слова. Однокоренные слова". 2 класс. УМК "Перспектива". Урок закрепления знаний. презентация к уроку....
Урок русского языка 3 класс по теме: "Состав слова. Приставка-часть слова".
Дать представление о приставке как части слова и его роли в речи; формировать умение писать приставки, создавать условия для активизации познавательной деятельности учеников....
урок русского языка 2 класс "Суффикс как часть слова"
технологическая карта урока по русскому языку 2 класс 21 век Суффикс как часть слова"...
Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Значимая часть слова – основа. Закрепление". Система "Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов"
Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Значимая часть слова – основа. Закрепление". Система "Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов"...
Технологическая карта урока русского языка 2 класс, "Повторение написания частей слова", УМК "Начальная школа 21 века".
Тип урока: рефлексияЦель урока: повторение и закрепление изученного материала.Задачи урокаДидактические: организовать работу по повторению правописания частей слова: безударные гласные в корне, непрои...
Урок русского языка 3 класс Слог как часть слова
Урок русского языка в коррекционной школе 3 класс Слог как часть слова...