Конспект урока русского языка 3 класс "Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Саматова Альфия Амуровна

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать однокоренные слова среди других слов, выделять корень.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать: правило написания однокоренных слов, признаки однокоренных слов;

уметь: распознавать однокоренные слова;

 выделять в однокоренных словах корень.

Личностные: интерес к изучению темы; воспитывать трудолюбие, освоение личностного смысла учения, проводить самооценку своей деятельности.

 

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК « ШР» Русский язык 3 кл.: Учебник : в 2 ч. Ч.1/[В.П. Канакина, В.Г.Горецкий]. – М.: Просвещение , 2013.- с.61-62;Презентация к уроку.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 13.10.2020                                                                                                                                ФИО учителя: Евстифеева Н.А.

Школа: № 152                                                                                                                             ФИ студента: Саматова Альфия

Класс: 3 «Б»                                                                                                                                   ФИО методиста:  Кондратьева И.И.

Кабинет: 209

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений о корне слова.»

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать однокоренные слова среди других слов, выделять корень.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать: правило написания однокоренных слов, признаки однокоренных слов;

уметь: распознавать однокоренные слова;

 выделять в однокоренных словах корень.

Личностные: интерес к изучению темы; воспитывать трудолюбие, освоение личностного смысла учения, проводить самооценку своей деятельности.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК « ШР» Русский язык 3 кл.: Учебник : в 2 ч. Ч.1/[В.П. Канакина, В.Г.Горецкий]. – М.: Просвещение , 2013.- с.61-62;Презентация к уроку.

Челябинск, 2020

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Метод стимулирования и мотивации: интерес к учению

1 мин

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Альфия Амуровна.

-Громко прозвенел звонок

Начинается урок.

Девочки за парты сели,

Мальчики за парты сели.

На меня все посмотрели.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

-Какое нужно настроение, чтобы урок получился интересным и полезным?

-Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу.

-Молодцы! Я желаю вам всем хорошего настроения, работоспособности.

Психологически настраиваются на урок

Проверяют готовность к уроку.

-Хорошее

Р: волевая саморегуляция

К: сотрудничество с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический: каллиграфическая минутка

Практический: Языковой, морфемный, лексический анализ

5 мин

-Открываем тетради и глазки на меня. Выполняем правила, которые я проговариваю:

Я тетрадь свою открою

И с наклоном положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

Записываем число «Тринадцатое октября» и Классная работа.

-Букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, вы определите сами, если установите закономерность подбора букв в каждой группе:

А – В   Ж – И     О – Р

    ?           З              П

--напишите цепочку из пар букв (начинаем с согласной буквы): первая «ба», вторая «бв», затем по алфавитному порядку до конца строки.(5 пар букв):

Ба, бв, бг,бд,бе

Посмотрите, у меня на слайде представлены слова. Прочитайте их про себя:

(б..резка, б..р..зняк, подб..резовик):

- На какую орфограмму даны слова?

-Запишите в тетради эти слова в столбик. Что объединяет все эти слова?

- Поднимите руки, кто помнит, что такое «корень»?

-Выделите корень у каждого слова.

-Что обозначает каждое слово?

-Как называется эта группа слов?

- Давайте составим предложения с каждым из слов. Составьте предложение.

-Ребята, какие слова называются однокоренными?

 

-Записывают число. Классная работа.

Проверяют посадку при письме.

Прописывают пары букв

-Безударная гласная в слове. (Словарное слово)

Записывают данные слова в столбик.

.

-корень

-главная часть слова

выделяют корень в словах

Березка – дерево.

Березняк – березовый лес, роща.

Подберезовик – гриб, который растет под березой

-однокоренные слова

 Составляют предложения.

Ответы детей.

Л.: самоопределение к учебной деятельности

III. Постановка учебной задачи

Метод проблемного изложения: постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Наглядный: графическая схема

3мин

-Кто догадался, какая наша тема сегодняшнего урока?

Какие цели поставим?

Прочитайте, на какой вопрос нам нужно ответить в конце урока. Для этого откройте учебник на с.61

(Какие слова называются однокоренными?)

кто-то уже может ответить на этот вопрос?

(на слайде графическое обозначение корня)

-Тема: «Однокоренные слова»

-цель: научиться распознавать однокоренные слова, выделять корень»

Р: целеполагание

Л: смыслообразование

Л: самоопределение

IV.Открытие нового знания

Практический: анализ правила

Практический: списывание, частичный морфемный анализ

Динамическая пауза

10  мин

 

1 мин

-Сегодня мы с вами научимся находить однокоренные слова. Откройте учебник на с. 61. Сверим наш вывод с учебником. Прочитаете правило, что такое однокоренные слова. Кто прочитает для всего класса?

 -По каким признакам можно понять, что это однокоренные слова? Приведите примеры.

-докажите, что в правиле приведены однокоренные слова.

-о каком орфографическом правиле мы узнали?

Фронтальная и индивидуальная работа

- упр.№108. Прочитайте.

-Найдите однокоренные слова.

-Какое еще однокоренное слово мы можем подобрать? Дайте определение этому слову.

-На полях запишите номер упражнения. Выпишите только однокоренные слова из учебника через запятую, выделив корень и дописав еще одно однокоренное слово. (грибник)

-Докажите, что это однокоренные слова. Как вы определили, что это однокоренные слова?

-Посмотрите на эталон. Если все верно, поставьте на полях «+»

-Повторите определение однокоренных слов.

А теперь все встанем. Повторяйте за мной.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Работают с правилом

-одинаковый корень и одно и то же значение.

-У однокоренных слов одинаковый корень с одним и тем же значением.

Например: лес-лесной

-Что корень в однокоренных словах пишется обычно одинаково.

Грибы, грибной

-Грибник- человек, который собирает грибы.

Выписывают однокоренные слова

Выделяют корень

Отвечают на вопросы учителя

Однокоренные слова-это слова, которые имеют одинаковый корень с одни и тем же значением.

Выполняют динамическую паузу

П: умение структурировать знания

Р: планирование

П: анализ и синтез

П: поиск выделение необходимой информации

К: выражение мыслей с достаточной полнотой и точностью

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический: выборочное списывание,

Словесный: слово учителя

Практический:

Группирование слов с одинаковым корнем.

Практический: письменное задание с объяснением

5 мин

Фронтальная и индивидуальная работа

-Посмотрите на упражнение №109. Кто прочитает слова?

-в какие группы можно объединить слова?

-Сколько всего таких групп получится?

У нас должно получиться 5 групп.

-Выпишите слова по группам, выделяя корень. 1ряд выписывает однокоренные слова для слова «соль», 2 ряд-сад, 3 ряд-свет. Два ученика у доски. 1 ученик для слова «звон», 2 ученик-синяк. Кто закончит, руку на локоток.

(проверяем учеников, которые работали у доски и ставим отметку)

-обменяйтесь тетрадями, проверьте по эталону. У кого все верно, поставьте «+» на полях.

(взаимопроверка)

-Могут ли однокоренные слова относиться к разным частям речи?

-как пишется корень в однокоренных словах?

Читают, думают

На группу однокоренных слов

-5 групп.

-Списывают, объединяя слова в группы

-Да могут.

-корень в однокоренных словах пишется одинаково.

П: умение структурировать знания

Р.: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа выполнения задания

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический:

Письменное задание

7 мин

-посмотрите на упр. №111. Прочитайте.

-Все ли слова каждой группы являются однокоренными?

-почему?

-Поработайте, пообсуждайте в парах и выпишите только те слова, которые являются однокоренными.

-Прочитайте первый столбик. Все ли верно выписала это пара?

-прочитайте второй столбик. Все ли верно?

-прочитайте третий столбик. Все ли верно?

-прочитайте четвертый столбик. Все ли верно?

-Сколько признаков у однокоренных слов?

-назовите их.

Читают, осмысляют

-нет

-потому что у корней разное значение.

-Работают в парах

Проверяют.

-два признака

-одинаковый корень и одинаковое значение

Р: контроль. Оценка, коррекция

VII. Включение в систему знаний, повторение

Практический: морфемный анализ.

Практический: самостоятельная работа с нахождением лишнего слова

5 мин

-Сейчас я вам раздам карточки. Вам нужно самостоятельно найти и зачеркнуть то слово, которое не относится к однокоренным.

1) Лес-лесной-лесник-лесенка

2)медовый-медь-медный

3)гусь-гусиный-густой-гусыня

4)лев-левша-левый-налево

5)пять-пятнистый-пятно

6)лето-летний-летать

7) горный-гора-горевать

8) лень-лентяй-лента

(проверяю и ставлю оценки)

-Подписываем свои работы. Передаем на первую парту свои работы.

-

Работают самостоятельно на карточках

Применяют свои знания на практике

Р:Оценка, коррекция

К.: умение полно и точно выражать своё мнение

VIII.Рефлексия деятельности.

Словесный: беседа

3 мин

-Итак, наш урок подходит к концу.

Открываем свои дневники, записываем домашнее задание. С.62 №110.

-Какую тему мы изучали сегодня?

-Что вы узнали о однокоренных словах?

-повторите правило.

-по каким признакам вы определяли однокоренные слова?

Верно.

-у кого на полях два «+»? поднимите руки. (выборочно ставлю оценки)

-Оцените свою работу на уроке. (перед оценивание раздаю жетончики зеленого, желтого, красного цветов). Кто считает, что у него все получилось поднимите зеленый квадрат. Если кто-то сомневается-желтый. Что все выполнял правильно, если не до конца усвоил тему- красный.

-Мне очень понравилось с вами работать. Спасибо за урок!

Записывают Д.З

-Однокоренные слова

-Что они имеют одинаковый корень и одинаковое значение

-рассказывают правило.

Отвечают на вопросы учителя

Проводят анализ своей деятельности на уроке.

Р: оценка деятельности

К: выражение мыслей с достаточной полнотой и точностью

А – В

?

Ж – И

З

О – Р

П

1) Лес-лесной-лесник-лесенка

2)медовый-медь-медный

3)гусь-гусиный-густой-гусыня

4)лев-левша-левый-налево

5)пять-пятнистый-пятно

6)лето-летний-летать

7) горный-гора-горевать

8) лень-лентяй-лента

1) Лес-лесной-лесник-лесенка

2)медовый-медь-медный

3)гусь-гусиный-густой-гусыня

4)лев-левша-левый-налево

5)пять-пятнистый-пятно

6)лето-летний-летать

7) горный-гора-горевать

8) лень-лентяй-лента

1) Лес-лесной-лесник-лесенка

2)медовый-медь-медный

3)гусь-гусиный-густой-гусыня

4)лев-левша-левый-налево

5)пять-пятнистый-пятно

6)лето-летний-летать

7) горный-гора-горевать

8) лень-лентяй-лента

1) Лес-лесной-лесник-лесенка

2)медовый-медь-медный

3)гусь-гусиный-густой-гусыня

4)лев-левша-левый-налево

5)пять-пятнистый-пятно

6)лето-летний-летать

7) горный-гора-горевать

8) лень-лентяй-лента

1) Лес-лесной-лесник-лесенка

2)медовый-медь-медный

3)гусь-гусиный-густой-гусыня

4)лев-левша-левый-налево

5)пять-пятнистый-пятно

6)лето-летний-летать

7) горный-гора-горевать

8) лень-лентяй-лента

1) Лес-лесной-лесник-лесенка

2)медовый-медь-медный

3)гусь-гусиный-густой-гусыня

4)лев-левша-левый-налево

5)пять-пятнистый-пятно

6)лето-летний-летать

7) горный-гора-горевать

8) лень-лентяй-лента


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

б..резка , б..р.. зняк , подб .. резовик

Слайд 3

Береза-березка, жёлтый – желтеет и и з с о и

Слайд 4

Тема: «Однокоренные слова» Ц ель: научиться распознавать однокоренные слова, выделять корень»

Слайд 5

корень

Слайд 6

Однокоренные слова -это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.

Слайд 7

Грибы, грибной , г рибник

Слайд 8

1 группа Соль Солить Солёный 2 группа Сад Садовник Садовый 3 группа Свет Светить Светлый 4 группа Звон Звонить Звонкий 5 группа синяк Синий Синить Синень -кий

Слайд 9

Д / З с .62 упр.110


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Сложные слова"

Конспект урока русского языка "Сложные слова", 3 класс...

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока русского языка "Корень слова. Однокоренные слова. Обобщение" 2 класс

Данный материал направлен на обобщение знаний по теме "Корень. Однокоренные слова". Мотивирует учащихся к качественному выполнению заданий, так как у каждого ученика распустится цветок настроения....

Конспект урока русского языка "Состав слова. Разбор слова по составу"

Тема урока: Состав слова. Разбор слов по составу. Цель деятельности учителя: - организовать совместную деятельность учащихся с целью повторения и углубления знаний . Планируемые результаты: - Пред...

Конспект урока русского языка "Состав слова. Способы образования слов" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове основные части: корень, приставку, суффикс, окончание и основу; совершенствование навыков образования слов ...

Конспект урока русского языка: " Состав слова. Значимые части слова" ( УМК " Школа России" , 4 класс)

Тема: Состав слова. Значимые части слова.Цели деятельности учителя: совершенствование знаний учащихся о морфемном составе слова и каждой  значимой части слова.Планируемые результаты:Предметные: з...