Конспект урока "Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Быкова Любовь Владимировна

 

Здравствуйте, друзья мои!  Вы знаете, сегодня Вирус пошёл гулять, но очень быстро вернулся. Он был так расстроен! ... Я спросил у Вируса: «Что случилось?». Он посмотрел на меня исподлобья, засопел, а потом сел и написал вот такое стихотворениеВышел на прогулку я –

Без меня ушли друзья.

Обещали мне пойти

в рощу – слушать соловья.

Ох, забыли вы меня!

Так вести себя нельзя!

Прибегут ещё за мной! ...

Только топну я ногой:

-Вы забыли обо мне

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_1_-_kopiya_9.doc237 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 4 класс 09.03.21

Тема: 

Этапы урока

Сценарий  урока

Формирование УУД и ТООУ

Организационный момент

Актуализация знаний

Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения.

Совместное открытие знаний.

Изучен

Развитие умения - применения нового знания

 

Рефлексия

Итог урока

 Конспект урока "Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам"

  

Здравствуйте, друзья мои!  Вы знаете, сегодня Вирус пошёл гулять, но очень быстро вернулся. Он был так расстроен! ... Я спросил у Вируса: «Что случилось?». Он посмотрел на меня исподлобья, засопел, а потом сел и написал вот такое стихотворениеВышел на прогулку я –

Без меня ушли друзья.

Обещали мне пойти

в рощу – слушать соловья.

Ох, забыли вы меня!

Так вести себя нельзя!

Прибегут ещё за мной! ...

Только топну я ногой:

-Вы забыли обо мне

обойдусь без вас вполне!

Ну, теперь понятно! Вирус обиделся на своих друзей! Конечно, ситуация была не из приятных. Но, надеюсь, друзья Вируса осознают это и больше так поступать не будут. Но Вирусу, прежде, чем обижаться, надо узнать причину, по которой он не застал своих друзей. А пока я предложил Вирусу найти в его стихотворении местоимения первого лица единственного числа. Вирус нашёл одно местоимение в первой строчке – «я».

Это местоимение используется вместо имени существительного. В данном случае Вирус так называет себя. Он же не станет говорить о себе: «Вышел на прогулку Вирус» ...

А так как местоимение используется вместо имени существительного, то оно должно и изменяться так, как изменяются имена существительные – по падежам. Я попросил Вируса найти падежные формы местоимения «я», но Вирус их не нашёл.

В первой строчке местоимение «я» отвечает на вопрос кто? и стоит в именительном падеже.

Во второй строчке местоимение «меня». Ушли (без кого?) без меня. Родительный падеж.

Третья строчка. Местоимение «мне». Обещали (кому?) мне. Дательный падеж.

В пятой строчке местоимение «меня». Забыли (кого?) меня. На этот раз слово «меня» стоит не в родительном, а в винительном падеже. Ведь если вместо него поставить моё любимое имя существительное «коза», то получится так: забыли (кого?) козу. Окончание  в существительном первого склонения указывает на винительный падеж.

Следующее местоимение, на которое нам надо обратить внимание, дано с предлогом «за» – «за мной». Прибегут (за кем?) за мной. Творительный падеж.

И ещё одно местоимение, вновь с предлогом, – «обо мне». Забыли (о ком?) обо мне. Предложный падеж.

Видишь, Вирус, мы просклоняли местоимение «я», поставив его во все шесть падежей.

Ты прав, Вирус! Действительно, в косвенных падежах – родительном, дательном, винительном, творительном и предложном они совершенно не похожи на местоимение «я» в именительном падеже.

Но, тем не менее, именно так склоняется местоимение первого лица единственного числа «я».

А теперь давайте просклоняем местоимение первого лица множественного числа «мы».

Это кто? Мы. Именительный падеж.

Нет кого? Нас. Родительный падеж.

Дать кому? Нам. Дательный падеж.

Вижу кого? Нас. Винительный падеж.

Горжусь кем? Нами. Творительный падеж.

Думаю о ком? О нас. Предложный падеж.

Как видите, при склонении местоимения первого лица множественного числа «мы», его форма в косвенных падежах тоже отличается от формы именительного падежа.

 Ну что же, с местоимениями первого лица разобрались, перейдём к местоимениям второго лица.

В единственном числе это местоимение «ты», а во множественном числе – «вы».

Склоняем местоимение «ты».

Именительный падеж. Это кто? Ты.

Родительный падеж. Нет кого? Тебя.

Дательный падеж. Дать кому? Тебе.

Винительный падеж. Вижу кого? Тебя.

Творительный падеж. Горжусь кем? Тобой.

Предложный падеж. Думаю о ком? О тебе.

Ну, здесь при склонении местоимений хотя бы первая буква сохраняется.

 А теперь просклоняем местоимение «вы».

Именительный падеж. Это кто? Вы.

Родительный падеж. Нет кого? Вас.

Дательный падеж. Дать кому? Вам.

Винительном падеж. Вижу кого? Вас.

Творительный падеж. Горжусь кем? Вами.

Предложный падеж. Думаю о ком? О вас.

Как видите, при склонении местоимения второго лица множественного числа, «вы», тоже от именительного падежа остаётся только первая буква «в».

Ну вот, мы и просклоняли местоимения первого и второго лица. При этом местоимения, стоящие в именительном падеже, считаются их начальной формой. Это местоимения первого лица «я», «мы» и местоимения второго лица «ты», «вы».

Про местоимения третьего лица мы поговорим на следующем уроке. А пока нам предстоит ещё немало работы с местоимениями первого и второго лица.

Посмотри, Вирус, на какие вопросы отвечают местоимения первого и второго лица?

Кто?, кого?, кому?, кем?, о ком? Это те вопросы, которые ставятся к одушевлённым именам существительным. И ни разу мы не поставили вопросы что?, чего? чему? чем?, о чём? Как ты думаешь, почему?

Вирус: Не знаю...

Так как местоимения используют вместо имён существительных, то и вопросы к ним ставятся такие же, как к именам существительным. Однако к местоимениям первого и второго лица мы ставили только вопросы кто?, кого?, кому?, кем?, о ком? и не ставили вопросы что?, чего?, чему?, чем?, о чём? Это потому, что местоимения первого лица обычно называют того, кто говорит о себе, а местоимения второго лица – того, к кому обращаются с речью. В таком случае подразумевается, что действующие лица – одушевлённые. Даже, если говорящий обращается к какому-то предмету, он одушевляет, оживляет этот предмет в своих мыслях.

Вот, например, в сказке Александра Сергеевича Пушкина, маленький князь обращается к морской волне: «Ты, волна моя, волна!..», надеясь на то, что волна его услышит и поможет. А значит, волна здесь выступает одушевлённым лицом.

Ну а теперь я предлагаю вам, друзья мои, определить, какими членами предложения могут быть личные местоимения. Вот перед вами несколько предложений. Найдите в них главные члены предложения, подчеркните их. А ещё найдите все местоимения. Определите лицо, число и падеж этих местоимений.

Хочу вас предупредить: для того, чтобы определить лицо и число личного местоимения, надо поставить это местоимение в начальную форму, то есть в форму именительного падежа.

Ну что, друзья мои, справились? Давайте проверим.

 «Я (1-е л., ед.ч., И.п.) стою на обрывистом берегу широкой реки». В этом предложении грамматическая основа – «я стою». Местоимение «я» первого лица единственного числа стоит в именительном падеже и является подлежащим.

«У меня (1-е л., ед.ч., Р.п.) словно выросли крылья за спиной». Грамматическая основа – «крылья выросли». Местоимение с предлогом «у меня» первого лица единственного числа стоит в родительном падеже и является второстепенным членом предложения.

«Сегодня мы (1-е л., мн.ч., И.п.) празднуем день рождения Светы Кондратьевой».

Грамматическая основа – «мы празднуем». Местоимение «мы» первого лица множественного числа стоит в именительном падеже и является подлежащим.

«Учительница похвалила нас (1-е л., мн.ч., В.п.) за активное участие в сборе металлолома». Грамматическая основа – «учительница похвалила». Местоимение «нас» первого лица множественного числа стоит в винительном падеже и является второстепенным членом предложения.

«Скоро ты (2-е л., ед.ч., И.п.) поедешь в загородный лагерь отдыхать». Грамматическая основа – «ты поедешь». Местоимение «ты» второго лица единственного числа стоит в именительном падеже и является подлежащим.

«Катя не поедет с тобой (2-е л., ед.ч., Т.п.) в загородный лагерь». Грамматическая основа – «Катя не поедет». Местоимение с предлогом «с тобой» второго лица единственного числа стоит в творительном падеже и является второстепенным членом предложения.

«Вы (2-е л., мн.ч., И.п.) скоро поедете на экскурсию в Великий Устюг». Грамматическая основа – «вы поедете». Местоимение «вы» второго лица множественного числа стоит в именительном падеже и является подлежащим.

«О вас (2-е л., мн.ч., П.п.) обязательно ребята напишут заметку в школьную стенгазету». Грамматическая основа – «ребята напишут». Местоимение с предлогом «о вас» второго лица множественного числа стоит в предложном падеже и является второстепенным членом предложения.

Друзья мои, обратите внимание на то, что все местоимения, которые стоят в именительном падеже в предложениях являются подлежащими, а те местоимения, которые стоят в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения

А ещё посмотрите на предлоги. Они с местоимениями пишутся раздельно.

Всё совершенно так же, как у имён существительных.

Кстати, хочу обратить ваше внимание на сложное слово «металлолом». В нём два корня – металл- и -лом. Ведь, зачастую, это сломанные металлические изделия, которые можно переплавить и сделать что-то новое и полезное. И, пожалуйста, не путайте слова «металл» и «железо». Ведь железо – это только один из огромного множества металлов, таких, например, как золото, серебро, медь, олово, свинец и многие другие вещества.

А вот запомнить написание слова «металл» необходимо. С железом его роднит буква «е» в первом слоге.

И, конечно, не забудьте про удвоенную «л» в конце слова. Есть удвоение и в родственных словах, например, в слове «металлический».

металл металлический

Ну, вот и пришло время подвести итоги нашего урока. Что же вам надо запомнить?

Личные местоимения изменяются по падежам и отвечают на те же вопросы, что и имена существительные.

Местоимения, стоящие в именительном падеже, считаются их начальной формой. Это местоимения первого лица «я», «мы» и местоимения второго лица «ты», «вы».

Местоимения, стоящие в именительном падеже, в предложении являются подлежащим. Местоимения в косвенных падежах являются второстепенными членами предложения.

Чтобы определить лицо и число личного местоимения, стоящего в одном из косвенных падежей, надо поставить это местоимение в начальную форму, то есть в форму именительного падежа.

Познавательные УУД

1. Формируем  умение извлекать информацию из схем, иллюстраций;

2. Формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

3. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других;

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД

1. Формируем умение учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД

1. Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока, технологическая карта, презентация урока русского языка в 4-м классе «Склонение личных местоимений 1-го и 2 -го лица ед. и мн. ч.».

Урок по технологии оценивания, критического мышления, информационно-коммуникационной технологии на системно-деятельностной основе обучения....

Конспект урока по русскому языку на тему:"Личные местоимения 1-го и 2-го лица" 4 класс Школа России

Конспект урока по русскому языку на тему:"Личные местоимения 1-го и 2-го лица" 4 класс  Школа России...

Конспект по русскому языку 4 класс на тему:«Правописание личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа» УМК "Школа России"

Конспект по русскому языку 4 класс на тему:«Правописание личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа»...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: «Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: «Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам»...