"Правописание слов с безударным гласным звуком в корне"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Кусочкина Елена Валерьевна

Урок-игра по формированию умений видеть и проверять безударные гласные в корне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Волоколамская школа-интернат основного общего образования»

Урок русского языка во 2 классе

Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне».

Форма проведения: урок-игра.

Тип урока: изучение нового материала.

Учитель: Кусочкина Е.В.

Цель: формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне

        слова; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть орфограмму в слове;

        проверять безударные гласные в корне слова; аргументировано

        отвечать, доказывать своё мнение, анализировать, делать выводы,

        сравнивать.

Оборудование: иллюстрации: город, герои, лес; карточки со словами; карточки №1,2,3; карточки с пословицами; смайлики; штучные цветы; вопросы для повторения на обороте доски.

Ход урока

I.Организационный момент:

                        - Дети, вам тепло?

                        - В классе светло?

                        - Прозвенел уже звонок?

                        - Уже закончился урок?

                        - Только начался урок?

                        - Хотите учиться?

                        - Значит можно всем садиться.

II. Актуализация знаний.

        На доске два слова д.рога, тр.пинка .

- Прочитайте и скажите какие буквы пропущены? Почему вы так считаете?

- Как вы думаете эти слова можно назвать синонимами?

- Проверим по толковому словарю, который лежит у вас на парте.

(учащиеся находят лексическое значение слов)

III. Самоопределение к деятельности.

- Сегодня на уроке с одним героем мы отправимся в гости в его город и узнаем его друзей.

- А как зовут его отгадайте сами: Он, конечно, самый главный

                                              Озорник – шалун забавный.

                                              Он в огромной синей шляпе

                                             Неумеха и растяпа.

                                                                        (Незнайка)

(На доске изображение города и герой Незнайка)

- Незнайка живёт в цветочном городе. Чтобы добраться туда нужно выбрать путь, по которому пойдём.

- Подумайте, какое слово нам больше подойдёт? (дорога – словарное слово, а тропинка – безударную гласную всегда можно проверить)

- Составим со словом тропинка предложение.

- Расскажите соседу по парте, как будете писать.

- Послушайте соседа по парте.

- Запишем предложение с комментированием.

- Найдите и подчеркните основу предложения.

- Назовите тему урока? (правописание слов с безударной гласной в корне)

IV. Работа по теме урока.

        - Пока мы идём по тропинке через лес, узнаем о жителях города.

(у каждого текст с разноуровневым заданием: цель – видеть орфограмму в слове)

Карточка №1. «В городе жили коротышки. Вокруг каждого дома росли цветы. Город стоит на берегу ручья. За рекой был лес. Коротышки ходили в лес за грибами.»

- Найдите слова, в которых написание буквы надо проверять.

(учащиеся называют слова, записывают и подбирают проверочные, выделяют корень)

- Какими словами вы воспользовались для проверки? (однокоренными, изменением формы слова).

V. Повторение изученного материала.

- Самый главный малыш – коротыш по имени Знайка. Он знал очень много. Его книги лежали и на столе, и под столом, и на кровати.

- А наша книга лежит на парте, и мы умеем по ней работать.

- Откройте учебник на стр.102 упр. 159.

- Прочитайте текст.

- Прочитайте второе задание.

- Что нужно сделать, чтобы найти звуки, написание которых надо проверить?

                       (произнести с ударением)

- У Незнайки есть друг Гунька. С ним он мог гулять многими часами. Вот и мы сейчас отдохнём со своими товарищами.

Физминутка: Отдохнём с тобой, дружок.

                           Ставим дружно руки в бок.

                           Наклонились влево, вправо.

                           Влево, вправо, влево, вправо.

                          Потянулись мы на славу.

                          Сядем тихо, мой дружок,

                          И продолжим наш урок.

- Все дела у Незнайки получались шиворот – навыворот. Он хотел чему – то научиться, но не любил трудиться. Ему хотелось выучиться сразу, без всякого труда.

- Как вы думаете, что ему ответил Знайка на это? (Без труда не выловишь и рыбку из пруда.)

- Что за предложение вы сейчас произнесли? (пословицу)

- К какой теме мы отнесём эту пословицу? (о труде)

- Знайка вам приготовил и другие пословицы о труде.

(учащиеся выбирают у доски пословицу, читают и объясняют написание пропущенной буквы)

«Посп.шишь – людей насм.шишь.»

«В труде поб.дить – мир укр.пить.»

«И готово, да бест.лково.»

«Л.нивому всегда некогда.»

« В руках мастера и кр.вое полено выпрямляется.»

«Под лежачий камень в.да не течёт.»

«Не сп.ши языком, а тор.пись делом.»

« У л.нивой лошади всегда повозка т.жёлая.»

«Прекрасная работа сама себя защ.щает.»

- После того как из Незнайки не получилось художника, он решил сделаться поэтом и сочинять стихи. Он обратился к знакомому поэту Цветику.

- Что нужно уметь, чтобы сочинять стихи? (смысл и рифма)

- Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи!

                           «Торопыжка был голодный,

                            Проглотил утюг холодный.»

- С чем не справился Незнайка? (со смыслом)

- У вас на партах карточки. Выберите и вставьте слова, чтобы получилось стихотворение.

  Карточка №2.                      

                           « Осторожные _____________                                вдруг

                            Прячут листья от __________                             мороз

                           ________ опять придёт ст.рик? «                        берёза

- Прочитайте, что получилось?

- Какую букву вставили? Почему?

- Подберём к этому слову родственные слова, выделим корень.

Старик – стар, старый, стареть.

- Ещё в этом городе жили хорошие мастера: механик Винтик и его помощник Шпунтик. Они по целым дням сидели у себя в мастерской и что – то чинили, мастерили. Всегда работали вместе.

- Вам они тоже подготовили творческое задание.

- Возьмите карточку под номером №3. Задания будем выполнять по рядам. С 1 рядом будет работать Незнайка, со 2 – мастера, с 3 – Знайка.

Карточка 3. Выпишите слова, в которых на месте безударных гласных надо писать: 1ряд – «а», 2ряд – «е», 3ряд – «о», «и», после проверочных.

           Д.лёкий, св.тить, .довитый, в.черний, гр.ница, стр.на, в.згливый, б.льной, н.зина, с.ды, л.нивый.

Итог: - проверим как справились с заданием.

VI. Обобщение.

 - После того как Винтик и Шпунтик заканчивали работу, они ещё раз всё проверяли. Мы тоже повторим всё над чем сегодня работали.

(на доске записаны вопросы, восстановить правило проверки безударных гласных в корне)

Что надо проверять?...

Где надо проверять?...

Как надо проверять?...

Чем надо проверять?...

Рефлексия:

- Какие виды работы вам понравились?

- Какие задания вы выполняли с неохотой?

- Оцените свою работу на уроке.  

Домашнее задание: с.103, упр.161.

Литература

1. Г.А.Бакулина Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3класс. -М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.-216с.

2.Н.Носов «Незнайка и его друзья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова".

План-конспект содержит материал по закреплению правописания слов с безударными гласными в корне слова. УМК "Школа России"...

Урок русского языка во 2 классе на тему " Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова".

Конспект урока русского языка представлен  в виде технологической карты.Структура урока содержит этапы современного урока систематизации знаний и соответствует ФГОС,Цель урока: способствовать раз...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки». По программе: "Школа России"

laquo;Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки» Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гл...

"Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова". 2 класс

Тип урока - закрепление знаний. Структура урока соответствует цели урока. Актуализируя свои знания, учащиеся самостоятельно определят тему и задачи урока. Анализируя языковой материал, дети смогут сфо...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»...