"Грамотеи"
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Костина Оксана Юрьевна

Программа «Грамотеи» по содержанию является – социально-педагогической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации - групповой, по времени реализации - краткосрочной. Программа дополнительного образования «Грамотеи» составлена на основе сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой.- М. : Вентана-Граф, 2011.- 168 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kostina_gramotei_2017.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГРАМОТЕИ

Программа дополнительного образования детей 7-8 лет

Срок реализации —  5 месяцев

Разработчик:
Костина Оксана Юрьевна,
учитель начальных классов                                                    высшей квалификационной категории

        

Волгоград


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Направленность: Программа «Грамотеи» по содержанию является – социально-педагогической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации - групповой, по времени реализации - краткосрочной. Программа дополнительного образования «Грамотеи» составлена на основе сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой.- М. : Вентана-Граф, 2011.- 168 с.

          Новизна и актуальность: современные младшие школьники определяют учебный предмет «русский язык» как один из наиболее трудных. Однако содержание данной программы построено в занимательной форме и таким образом способствует усвоению русского языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, средства познания окружающего мира и развития речевого мышления. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. В программу органично включены задания, способствующие формированию универсальных учебных действий. Данная программа расширяет знания и умения учащихся и помогает осознавать себя как активную личность, способную к речевому взаимодействию в различных сферах общения.

Программа направлена на:

  • активизацию творческих способностей учащихся;
  • развитие грамотности устной и письменной речи;
  • формирование культуры речи;
  • формирование коммуникативных навыков в различных речевых ситуациях;
  • развитие интеллектуальных способностей учащихся;
  • овладение речевого этикета.

Педагогическая целесообразность программы объясняется:

- успешностью реализации цели развития логического и абстрактного мышления;

-решением практических задач по формированию навыка грамотного письма и развитию речи обучающихся;

- представлением обучающегося субъектом обучения, когда на каждом уроке обучающийся четко осознает, что и с какой целью он выполняет;

- избавлением обучающихся от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работ.

   Важной отличительной стороной данной программы является то, что в её содержании рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

Цели программы:

— осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

— знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

— овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

 Задачи:

1.        развитие исследовательской активности детей;

2.        стимулирование у детей интереса к русскому языку

3.        ознакомление с научной картиной мира;

4.        вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Отличительные особенности:

Отличительными особенностями данной программы являются:

— развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

—формирование представлений о языке как универсальной ценности;

— изучение исторических  фактов,  отражающих  отношение  народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

— развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);

— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

— включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 7 до 8 лет. Дети 7-8 лет способны на высоком уровне выполнять предлагаемые задания по исследовательской деятельности.

  Сроки реализации: 5 месяцев

Формы занятий: Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, по времени занимают одинаковую часть.

 Программой предусмотрены методы исследовательский, проблемно-поисковый,деятельностный, что способствует достижению высоких результатов.

    Формы организации обучения – коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. По особенностям коммуникативного взаимодействия -  игра, конкурсы.

Режим занятий: Занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут, всего 17 часов.

Ожидаемые результаты: 

Ученик будет знать:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
  • учить обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Занятия должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по русскому языку; его ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;

 .    способствовать улучшению качества письма и речи.

Ученик будет уметь:

-искать информацию о происхождении слов;

-работать со словарями;

- устранять и корректировать речевые ошибки;

- сопоставлять варианты написания букв;

- отличать устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений;

- сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

- наблюдать за функцией и ударением в слове;

-контролировать правильность постановки ударения в словах;

-наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические                  рассуждения  о  том,  почему  некоторые буквы не имеют прописных вариантов;

-воспринимать на слух и понимать информационный текст;

-сравнивать толкование слова в различных словарях;

-наблюдать образование слов в русском языке;

- анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями, устанавливать словообразовательные связи данных слов;

-анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;

-различать употребление в  тексте  слов  в  прямом  и  переносном значении, подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

-подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

-оценивать уместность использования слов в тексте;

      -соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника.

Ученик сможет применять:

находить и выделять необходимую информацию, моделировать полученные знания, определять и формулировать проблемы, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, анализировать объекты с целью выделения признаков, обобщения, строить логическую цепь рассуждений с доказательствами.

     Формы подведения итогов 

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме проверочного теста, участие в школьной олимпиаде, презентаций. В процессе просмотра работ-презентаций происходит обсуждение оригинальности замысла автором.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 


пп

Тема

Количество часов

Всего

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1

Звуки вокруг нас. Игра «Диктор»

1

0,5

0,5

2

Фабрика речи. Игра «Наборщик»

1

0,5

0.5

3

Бессмыслица + бессмыслица = смысл. Проект «Как я говорил, когда был маленьким».

1

0,5

0,5

4

Полоса препятствий. Мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?»

1

0,5

0,5

5

Рисуем звуками. Игра «Волшебный квадрат»

1

0,5

0,5

6

Трудности словесного ударения. Игра «Превращение слов»

1

0,5

0,5

7

Буквы старые и новые. Конкурс «Самая красивая буква».

1

0,5

0,5

8

Живая и весёлая буква алфавита. Игра «Весёлая буква Ё»

1

0,5

0,5

9

Загадки русской графики. Игра «Что раньше, что потом»

1

0,5

0,5

10

Сколько слов в языке? Игра «Слоговой аукцион»

1

0,5

0,5

11

Имена, имена, имена… Проект «Моё имя»

1

0,5

0,5

12

Увлекательные истории о самых простых вещах. Игра «Найди слово»

1

0,5

0,5

13

Словари — сокровищница языка. Игра «Словообразовательное лото»

1

0,5

0,5

14

Есть ли «родители» у слов? Игра «Весёлые превращения»

1

0,5

0,5

15

Внимание, корень! Лингвистический эксперимент «Свойства корня»

1

0,5

0,5

16

Когда у слов много общего? Игра «Отгадай по признакам»

1

0,5

0,5

17

Когда значения спорят? Игра «Найди пару»

1

0,5

0,5

ИТОГО

17

8,5

8,5

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Звуки вокруг нас.

Содержание материала: Игра «Диктор»

Форма занятия: индивидуальная групповая

Тема 2. Фабрика речи.

Содержание материала: Игра «Наборщик»

Форма занятия: индивидуальная групповая

Тема 3. Бессмыслица + бессмыслица = смысл.

Содержание материала: Проект «Как я говорил, когда был маленьким».

Форма занятия: индивидуальная групповая

Тема 4. Полоса препятствий.

Содержание материала: Мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?»

Форма занятия: индивидуальная групповая

Тема 5. Рисуем звуками.

Содержание материала: Игра «Волшебный квадрат»

Форма занятия: индивидуальная групповая

Тема 6. Трудности словесного ударения.

Содержание материала: Игра «Превращение слов»

Форма занятия: индивидуальная групповая

Тема 7. Буквы старые и новые.

Содержание материала: Конкурс «Самая красивая буква».

Форма занятия: индивидуальная групповая

Тема 8. Живая и весёлая буква алфавита.

Содержание материала: Игра «Весёлая буква Ё».

Форма занятия: индивидуальная групповая

Тема 9. Загадки русской графики.

Содержание материала: Игра «Что раньше, что потом»

Форма занятия: индивидуальная групповая

Тема 10. Сколько слов в языке?

Содержание материала: Игра «Слоговой аукцион»

Форма занятия: индивидуальная групповая

Тема 11. Имена, имена, имена…

Содержание материала: Проект «Моё имя»

Форма занятия: индивидуальная групповая

Тема 12. Увлекательные истории о самых простых вещах.

Содержание материала: Игра «Найди слово»

Форма занятия: индивидуальная групповая

Тема 13. Словари — сокровищница языка.

Содержание материала: Игра «Словообразовательное лото»

Форма занятия: индивидуальная групповая

Тема 14. Есть ли «родители» у слов?

Содержание материала: Игра «Весёлые превращения»

Форма занятия: индивидуальная групповая

Тема 15. Внимание, корень!

Содержание материала: Лингвистический эксперимент «Свойства корня»

Форма занятия: индивидуальная групповая

Тема 16. Когда у слов много общего?

Содержание материала: Игра «Отгадай по признакам»

Форма занятия: индивидуальная групповая

Тема 17. Когда значения спорят?

Содержание материала: Игра «Найди пару»

Форма занятия: индивидуальная групповая

Методическое обеспечение

Направленность,

программа, автор

Учебная литература

Методическая литература

Культурологическая

направленность.

Программа дополнительного образования «Русский с увлечением» составлена на основе:

1. Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой.- М. : Вентана-Граф, 2011.- 168 с.

2. Практика развивающего обучения \ А. Б. Воронцов М.: РассказовЪ, 2003.

1.Холодова О., «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет)», Москва: РОСТ книга, 2007 г.        

2.Арсирий А.Т. Занимательные материалы по рускому языку.М.:Просвещение,2012.

3.Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности\ А. Б. Воронцов. – М.: РассказовЪ, 2003.

4.Н.А. Касаткина, «Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады)», Волгоград: издательство «Учитель», 2009 г.

5.В.А. Иванова,З.А. Потиха,

Д.З. Розенталь, «Занимательно о русском языке», Ленинград: «Просвещение», 1990 г.

6.Практика развивающего обучения \ А. Б. Воронцов.

7.Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой.- М. : Вентана-Граф, 2011.- 168 с.

1.В.М. Бурмако, «Русский язык в рисунках». Москва: «Просвещение», 1991 г.

2.Е.Э. Грибанская,

Л.И. Новикова, «Лингвистические сказки и рассказы». Брянск: «Курсив», 2008 г.

3.А.В. Полякова,        

«Превращения слов». Москва: «Просвещение», 1991 г.

4.Л.В. Мищенкова,

«Занимательный русский язык». Москва:

Издательство «РОСТ», 2012 г.

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие специального учебного кабинета. Из дидактического обеспечения необходимо наличие тренировочных упражнений, индивидуальных карточек, текстов, тестовых работ, разноуровневых заданий, лото, кроссвордов.

Обязательным условием является использование информационных технологий  мультимедийной аппаратуры. Используется «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», « Я иду на урок начальной школы», что позволяет информационный материал передавать детям в качестве средства самостоятельной подготовки.

Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: простой карандаш, гелиевая ручка, маркер, плакаты и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи.

Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи...

Мои грамоты и грамоты моих учеников

Мои грамоты и сертификаты...

Тематическое планирование по обучению грамоте (грамота) - 4 ч. в неделю, авторы Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. 1 класс. УМК «Перспектива».

        Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманист...

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)

Рабочая программа по обучению грамоте для  1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...