Конспект урока по русскому языку 3 класс: "Приставка и предлог"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Гиринская Елена Витальевна

Урок разработан для учащихся 3 класса по УМК "Планета знаний"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по русскому языку в 3 классе МКОУ «Кузьмищенская средняя общеобразовательна школа Косромского муниципального района Костромской области»

Русский язык. 3 класс.

Тема: Приставка и предлог.

Цель: Познакомить учащихся с отличительными признаками приставки и предлога.

Задачи:

Обучающая: Научить  различать приставки и предлоги.

Развивающая: Развивать навык распознавания приставок и предлогов.

Воспитывающая: Воспитывать интерес к предмету.

Здоровьесберегающая: Создать психологически комфортные условия на уроке, следить за правильностью осанки.

Оборудование: карточки с различными заданиями, шкатулка с шестью дверцами, сигнальные кружки – красный и синий.

Планируемые результаты (УУД)

Структура и содержательный аспект урока способствовали  формированию у учащихся следующих УУД:

Личностные:

- положительное отношение и интерес к предмету;

-понимание важности изучения русского языка;

-способность оценивать трудность предлагаемого задания;

-адекватная самооценка;

-чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в паре и  группе.

Метапредметные:

- умение корректно и аргументированно строить высказывания.

- умение понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы;

- умение  выделять существенную информацию из источников знаний.

Предметные:

- умение использовать знаково-символические средства для решения языковых задач;

-умение анализировать и классифицировать языковой материал;

-умение определять грамматические признаки глаголов.

Коммуникативные:

-сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре, группе;

-строить монологические и диалогические высказывания;

-обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий.

-распределять обязанности при работе в группе, паре;

-учитывать мнение партнера, аргументировано анализировать допущенные ошибки, обосновывать свое решение.

Оборудование:

- компьютерная презентация;

- раздаточный материал: тексты, картинка  рефлексии;

- учебник «Русский язык»  3класс, часть 1. (авторы: Л.Я. Желтовская,  О.Б. Калинина);

- рабочая тетрадь к учебнику:

- карточки с различными заданиями, шкатулка с шестью дверцами, сигнальные кружки – красный и синий.

Тип урока: урок « открытия нового знания».

Ход урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

I. Самоопределение к деятельности.

Ноги?

Руки?

Локти?

Спина?

Вижу к уроку готовы. Молодцы.

На месте.

На месте.

У края.

Прямая.

II.Минутка чистописания

Прописываем элементы буквы Дд

III. Проверка домашнего задания. 

Было задано разделить слова на две группы слов по какому-либо признаку.

Погостить, следить, гость, след, лом,  скрипеть, свист, ломать, скрип, свистеть, смотр, дар, смотреть, дарить.

По каким признакам можно разделить эти слова ещё?

Какое слово лишнее? Почему?

Разделили по признаку проверяемое и проверочное слово:

Погостить – гость,

Следить – след,

Ломать – лом,

Скрипеть – скрип,

Смотреть – смотр,

Дарить – дар.

Слова из одного слога и нескольких.

Существительное и глагол.

С приставкой и без приставки.

(Дети доказывают свою точку зрения).

Погостить (это единственное слово с приставкой).

IV. Постановка темы и цели урока.

На доске перепутанные сочетания букв: став, пред, ки, при, ги, ло.

Найдите в сочетаниях букв закономерность.

Слоги перепутались, составьте из них слова.

Это тема нашего урока.

Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?

Действительно, наша задача научиться отличать приставку от предлога.

В каждом сочетании один гласный. Это слоги.

Приставки, предлоги.

Мы знаем, что такое приставка и, что такое предлог. Значит, будем учиться отличать приставку от предлога.

V.  Актуализация знаний.

Группам раздаются таблицы

Приставка

Предлог

это

часть слова

отдельное слово

пишется

слитно со словом

отдельно от слова

вставить вопрос или слово

нельзя

можно

служит

для образования новых слов

для связи слов в предложении

Работа в группах (дети выбирают ответственного, который доложит классу результат наблюдения).

  1. Проблема для первой группы - выбрать все особенности приставки.
  2. Проблема для второй группы - найти особенности предлога.

Выступление ответственного первой группы:

Приставка является частью слова, пишется со словом слитно, между предлогом и приставкой нельзя вставить другое слово.

Выступление ответственного второй группы:

Предлог- это отдельное слово, пишется раздельно с другими словами, между предлогом и следующим словом можно поставить ещё одно слово.

Например: за домом – за (каким?) домом – за большим домом.

В предложении приставка служит для связи слов.

VI. «Открытие  нового знания».

На столе учителя волшебная шкатулка, состоящая из шести отделов, в каждом из которых задание на тему: «Приставки и предлоги». Для дальнейшей работы дети делятся на три группы.

Задание каждой группе индивидуальное.

Учитель просит одного из учеников открыть первую дверцу волшебной шкатулки.

О чем необходимо помнить при работе?

Открывает и читает задание: списать текст, раскрывая скобки.

Об отличиях приставки от предлога.

 Группы работают.

 Задание группам:

  1. Повязка (на) рукаве. (На) рукавная повязка
  2. Переход (под) землёй. (Под) земный переход.
  3. (На) стенный календарь. Календарь (на) стене.

Группы ходят друг к другу в «гости». На столе каждой группы лежит оценочный лист, где группы оценивают работу друг друга.

Докажите, что правильно раскрыли скобки.

Давайте заглянем за следующую дверцу волшебной шкатулки.

При раскрытии скобок мы пользовались опорной таблицей. Объясняют.

Открывает дверцу и сообщает, что там игра.

Правила игры:  Водящий достает из шкатулки предложения, в которых приставка или предлог заключены в скобки.  Если в скобки заключена приставка, то дети поднимают красный сигнальный кружок, если предлог- зелёный.

 (На) летел яростный ветер.

Лучи солнца весело (за) играли (на) земле.

(За) горами (про) гремел гром.

(За) стучали первые капли дождя.

(С) шумом (про) мчались утки.

VII. Динамический момент урока (физкультминутка).

Хотите ещё поиграть?

Встаньте. Если я называю слово с предлогом, вы наклоняетесь вперёд и достаете кончиками пальцев до пола.

А если с приставкой, приседаете и делаете

хлопок над головой.

Учитель вывешивает эти слова в столбик на доске.

Для друга,

набежал,

в доме,

зашел,

в углу,

по оврагу,

заплясал,

потекли,

до опушки,

покатил,

от берега,

с  горы.

Найдите закономерность и разделите эти слова на две группы.

Да!

Играют!

Для друга, набежал, в доме, зашел, в углу, по оврагу, заплясал, потекли, до опушки, покатил, от берега, с горы.

В один столбик мы поместим существительные с предлогом, а в другой – глаголы с приставкой.

Запишите самостоятельно слова с учетом закономерности.

Записывают:

Для друга,                              набежал,

в доме,                                    зашел,

в углу,                                    заплясал,

по оврагу,                              потекли,

до опушки,                            покатил,

от берега,

с  горы.

Какую закономерность знаем про глагол?

У глагола никогда не бывает предлога.

Давайте представим, что приставки и предлоги живут в городе Грамматинске, на улице Частей речи и улице Частей слова. На какой улице живёт предлог, а на какой приставка?

Приставка живет на улице Частей слова, а предлог на улице Частей речи (доказывают свою точку зрения).

Давайте откроем следующую волшебную дверцу.

Здесь письмо от Незнайки.

Дорогие ребята!

Мои друзья из Солнечного города перестали со мной дружить, называют меня безграмотным. Они сказали, что если я не выполню одного задания, то у меня больше не будет друзей. А я очень хочу дружить.

Помогите мне, пожалуйста.

Учитель раздает группам карточки с заданиями.

Запишите предложение, раскрывая скобки. Сделайте его разбор, обозначьте части речи.

(по) бледному небу клочьями (по) висли пушистые облака.

Выполняют в парах.

Ходят друг к другу в «гости», оценивают работу пар на оценочном листе.

Ответственные сообщают результаты.

Учитель открывает следующую дверцу и говорит, здесь какие-то непонятные сочетания слов и рисунки.( На рисунках изображены ухо, нос, голова).

Группы получают задания.

1 группа – (за) дирать…, (по) весить…, (по) водить за…

2 группа – (про) пустить мимо…, (на) вострить…, (у) слышать краем…

3 группа – человек (с)…, (с) валиться как снег на…, бежать (с) ломя …

Советуются в группах и берут один из трех рисунков со стола учителя.

Доказывают свою точку зрения: все эти словосочетания являются устойчивыми сочетаниями слов и имеют переносное значение.

Списывают слова, раскрывая скобки.

Предлагает каждой группе составить предложение с одним из словосочетаний.

Устно составляют предложения и объясняют значения словосочетания в этом предложении.

VII. Первичное усвоение материала.

Открывается пятая  дверца волшебной шкатулки.

Лишние слова:

1 группа – вырубка (по роду),

2 группа – налетело (по приставке),

3 группа – проезд ( по роду и падежу).

Игра «Лишнее слово».

Группам дается задание найти лишнее слово.

1 группа – (вы) гон, (вы) рубка, (вы) лет.

2 группа – (за) шипело, (на) летело, (за) качало.

3 группа – (про) езд, (про) книгу, (про) школу.

Дети списывают, раскрывая скобки, находят лишнее слово.

Объясняют свой выбор.

Как же отличить приставку от предлога?

Повторяют отличия приставки от предлога.

Открывается шестая дверца волшебной шкатулки.

Что это такое? Приставки или предлоги?

Выслушивает точки зрения учащихся и подводит к выводу, что данные сочетания букв могут являться как приставками, так и предлогами. Приведите, пожалуйста, примеры.

А можно ли из этих сочетаний составить слова?

Учитель ставит проблему.

Составьте одно предложение, используя одновременно оба слова.

За последней дверцей учитель находит ещё маленькую шкатулочку: Ребята, я нашла маленькую шкатулочку. Что бы там могло быть?

Давайте откроем и посмотрим.

(На дне шкатулки лежит карточка с цифрой пять). Вы догадались, что это значит?

Вынимает карточки :с, со, на.

Советуются в парах и доказывают свою точку зрения.

Придумывают слова с приставками и предлогами.

После обсуждения в паре, дети приходят к выводу, что можно составить слова «сосна» и «насос».

Сосна как насос впитывает влагу из почвы своими корнями. ( Могут быть другие варианты).

Высказывают предположения.

Да. Сегодня на уроке мы работали отлично, поэтому волшебная шкатулка поставила нам пять.

VIII. Рефлексия.

Попробуйте решить логическую задачку:

Однажды пристава и предлог решили пригласить в  гости своих родственников части речи и части слова. Кто поедет к приставке, а кто к предлогу?

Советуются в парах, отвечают, доказывая свою точку зрения.

Части слова поедут к приставке.

К предлогу поедут части речи.

Если вам на уроке было интересно, покажите красный кружок, нет – синий.

Показывают.

IX. Домашнее задание.

Раздаются индивидуальные карточки:

Заревел медведь (со) сна,

И в густом л…су,

Вздрогнув стукнула (со) сна

Шишкою л…су.

Задание:

1.Списать, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы.

2. Определить, чем является в слове «со»: приставкой, частью корня или предлогом?

3. Найдите одинаково звучащие слова и объясните их написание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Правописание приставок и предлогов"

Цель:Создание условий для изучения новой темы и первичного закрепления....

Конспект урока по русскому языку "Правописание приставок и предлогов" 3 класс

Конспект урока по русскому языку "Правописание приставок и предлогов" 3 класс...

Конспект урока по русскому языку 2 класс Тема: «Предлог как служебная часть речи»УМК "Школа России"

Конспект урока по русскому языкуТема: «Предлог как служебная часть речи» Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с предлогом как служебной частью речи и его ролью в пре...

Конспект урока по русскому языку "Общее понятие по предлоге"

Тема: «Общее понятие о предлоге»Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о предлоге как части речи, его роли в предложении.Планируемые результатыПредметные: знать пон...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Предлоги О/ОБ", УМК "Перспективная начальная школа"

Цели деятельности учителя:  знакомство с правилом употребления предлогов О и ОБ, формирование умения для применения данного правила при выполнении упражнений.Планируемые результатыПредметныезнать...