Конспект урока на тему "Состав слова. Приставка"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Состав слова. Приставка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Приставка. 3 класс28.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка   в 3 классе   на тему  «Состав слова. Приставка»

 УМК «Перспектива»

Тип урока: урок введения новых знаний.

Цель урока: создать на уроке условия для активной познавательной деятельности обучающихся по усвоению понятия приставка.

Задачи:

 обучающие:

- познакомить учащихся с приставкой, как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов;

- учить выделять приставку в слове.

развивающие:

- развивать мышление, внимание, речь учащихся, умение аргументировать свой ответ;

- развивать познавательный интерес к родному языку;

- формировать навыки самоконтроля.

воспитывающие:

- воспитывать нравственные качества личности;

- активизировать познавательную деятельность учащихся.

Планируемые результаты:
Личностные УУД:

-умение осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- проявление творческого отношения к процессу обучения
Метапредметные

Познавательные УУД:

- определять значение приставок

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока;

-умение слушать и понимать других, работать в группе

Регулятивные УУД:

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Предметные:
- умение  находить в словах приставки

Методы обучения:

По характеру учебно-познавательной деятельности:  проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

Формы организации учебной деятельности:

фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Ход урока

I.Организационная часть урока.

Девиз урока: «Раз, два, три, четыре, пять –

                        я хочу успешным стать

                       Буду я стараться,

                       будет получаться!»

II.Актуализация знаний.

- С чего мы начинаем урок русского языка?

- Для  чего минутка чистописания? (красиво, правильно, аккуратно)

- Чтобы угадать какую букву будем писать, нужно найти ключ к отгадке в задании. СЛАЙД

Подберите антонимы:

Короткий – (длинный)

Злой – (добрый)

 Враг – (друг)

Близкий – (далекий)

-Что такое антонимы?

- Какое слово лишнее? Что о нем можно сказать?

- Что общего у этих слов?(буква Д)

Минутка чистописания:

2. Составление предложения.                                             

- Посмотрите на экран и сравните записи. Чем они отличаются?

- Верно, в первом случае – это набор слов, во втором случае – это предложения.

- Мы можем из данных предложений составить одно?

   На уроке ученики подписали тетради.

   На уроке ученики написали диктант.

   На уроке ученики записали задание в дневник.

-Давайте запишем это предложение.

( На уроке ученики подписали тетради, написали диктант, записали задание в дневник.)  

- Какое предложение получилось? (С однородными членами)

-Подчеркните главные члены предложения. Какой частью речи выражено подлежащее? (имя существительное)                                                              3.Самоопределение к деятельности.

- Какой частью речи выражено сказуемое? (Глагол)

Назовите глаголы в этом предложении. Что вы заметили у них общего? (Корень –пис-, однокоренные слова.)                  

- Что такое корень слова?

- Чем отличаются эти глаголы? (Приставками)

- Есть ли у нас уже какие- то знания о приставках?

- Достаточно ли этих знаний, можем ли мы узнать больше о приставках?

III. Сообщение темы и целей урока.                                  На доске

- Как назовём тему нашего урока нашего урока? (Приставка)

- Поставим перед собой цель:

  Учиться образовывать ….(новые слова) при помощи ….(приставок). Поговорим о значении приставок.

- Зачем образовывать новые слова? Зачем нам это умение? (Уметь точно и полно выражать свои мысли.)

- Как достичь данной цели? (Будем исследовать, наблюдать, делать выводы.)

IV. Изучение нового материала.

1.Практическая работа.

- А сейчас мы с вами выполним практическую работу. Мы будем выполнять действия с бумагой. Ваша задача – рассказать, что вы делали.

- Возьмите бумагу, начнём её резать.

  Отрежьте кусочек бумаги. (уголок)

  Теперь вырежем кружок.

  А теперь разрежем кружок пополам.

- Перечислите действия, которые мы совершили.

(РЕЗАЛИ, ОТРЕЗАЛИ, ВЫРЕЗАЛИ, РАЗРЕЗАЛИ.)          

- Запишите эти слова, выделите корень. Однокоренные слова.

- Разные или одинаковые действия мы выполняли?

- При помощи какой части слова изменялся смысл однокоренных слов?

- Что меняет приставка в слове? (Смысл в слове)

- Какую новую информацию о приставке получили? (Приставка служит для образования новых слов).

- Где мы можем получить ещё новую информацию? (В учебнике)

2. Работа по учебнику.

- Откройте учебник, стр. 103, прочитайте «Узелки на память».

- Что такое приставка?

- Почему она так называется?

- Для чего служит приставка?

- Как пишутся приставки со словом?

    - Перед корнем есть приставка,

      Слитно пишется она.

      А при помощи приставки

      Образуются слова.

- Как найти приставку в слове? (Нужно подобрать однокоренное слово без приставки)

Упр. 175 (устно)

(Канарейка вылетела из клетки, перелетела через форточку и улетела.)

- Какой корень в однокоренных словах? Выделите приставки         (в учебнике) и определите их значения.

- Какое значение внесла в слово приставка вы? (Движение наружу)

           Приставка пере? (Движение через какую то преграду)

           Приставка у? (Удаление от чего то)

ФИЗМИНУТКА

3. Работа в группах. (У учащихся карточки)        

1) Образуйте от данных слов однокоренные слова с помощью приставки за-.

     Образец. Петь – запеть, …

     Петь, кричать, говорить, цвести, кипеть.

     Какое значение в слова внесла приставка за? (начало действия)

2) Образуйте от данных слов однокоренные слова с помощью приставки про- или до-.

    Образец. Читать – прочитать, …

    Читать, строить, писать, шить, смотреть.

    Какое значение в слова внесла приставка про- и приставка до-? (законченность действия)

3) Образуйте от данных слов однокоренные слова с помощью приставки при- или под-

    Образец. Лететь – прилететь, …

    Лететь, плыть, бежать, крутить, соединить.

    Какое значение в слова внесла приставка при-? (Конец движения, приближение к чему то, присоединение)

4) Образуйте от данных слов однокоренные слова с помощью приставки пере-.

    Образец. Писать – переписать, …

    Писать, делать, рисовать, стирать, красить.

    Какое значение в слова внесла приставка пере-? (значение переделать, улучшить)

5) Образуйте от данных слов однокоренные слова с помощью приставки пере-.

    Образец. Солить – пересолить, …

    Солить, сушить, варить, перчить,

    Какое значение в слова внесла приставка пере-? (значение слишком)

6) Образуйте от данных слов однокоренные слова с помощью приставки от-.

    Образец. Бежать-отбежать, …

    Бежать, плыть, ползти, лететь, махнуть.

    Какое значение в слова внесла приставка от-? (удаление)

Проверка. (На доске появляются приставки)                        

Вывод:

    - Расскажите, для чего служат приставки?

    - Какое значение приставки могут придавать словам?

V. Закрепление нового материала.

 1.  Индивидуальная работа.                                                 

- Выберите подходящую по смыслу приставку к словам, запишите словосочетания. Допишите последние словосочетания самостоятельно.

- Как будете писать приставку со словом? (слитно)

(Вы-, в-) ходить из вагона поезда, (вы-, в-) ходить в вагон;

(пере-, по-) садить цветы с одной клумбы на другую, (пере-, по-) садить цветы;

(от-, при-) плыть от …, (от-, при-) плыть к ….

Проверка.

VI. Итог урока.

1.- О какой части слова получили информацию?

- Используя опорные слова, расскажите, какую новую информацию о приставках вы получили сегодня на уроке.

ЧАСТЬ СЛОВА                                                                            

СТОИТ

СЛУЖИТ

ЗНАЧЕНИЕ

ПРИНЯТО ОБОЗНАЧАТЬ

СЛИТНО

( Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем. Приставки служат для образования новых слов. Приставки могут вносить в слова разные значения, например, … Приставки принято обозначать специальным значком. Приставки пишутся со словами слитно.)

2. Игра «Ладошки».

- Если утверждение верное, хлопните в ладоши один раз.

Приставка – это часть предложения. -

Приставка – это часть слова. +

Приставка стоит после корня. -

Приставка стоит перед корнем. +

Приставка пишется раздельно. -

Приставка пишется слитно. +

Приставка – это главная общая часть родственных слов. -

Приставка служит для образования новых слов. +

VII.Рефлексия.

- Закончите предложения…                                                

На уроке я узнал…

Я себя похвалил бы за …

- Кто доволен своей работой, поднимите руку.

Домашнее задание.

Выучить определение на стр. 103, упр.181.

 

Группа № 1

     Образуйте от данных слов однокоренные слова с помощью приставки за-.

     Образец. Петь – запеть, ___________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

     Петь, кричать, говорить, цвести, кипеть.

     Какое значение в слова внесла приставка за-?

_________________________________________________________

Группа № 2

     Образуйте от данных слов однокоренные слова с помощью приставки про- или до-.

    Образец. Читать – прочитать,______________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________    

Читать, строить, писать, шить, смотреть.

    Какое значение в слова внесла приставка про- и приставка до-?

 _________________________________________________________

Группа № 3

    Образуйте от данных слов однокоренные слова с помощью приставки при- или под-

    Образец. Лететь – прилететь,_______________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

    Лететь, плыть, бежать, крутить, соединить.

    Какое значение в слова внесла приставка при- и под-?

_________________________________________________________

__________________________________________________________

Группа № 4

    Образуйте от данных слов однокоренные слова с помощью приставки пере-.

    Образец. Писать – переписать, _____________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

    Писать, делать, рисовать, стирать, красить.

    Какое значение в слова внесла приставка пере-?

__________________________________________________________

Группа № 5

    Образуйте от данных слов однокоренные слова с помощью приставки пере-.

    Образец. Солить – пересолить,_____________________________

_________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

    Солить, сушить, варить, перчить,

    Какое значение в слова внесла приставка пере-?

Значение______________________________________________

Группа № 6

    Образуйте от данных слов однокоренные слова с помощью приставки от-.

    Образец. Бежать-отбежать, ________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

    Бежать, плыть, ползти, лететь, махнуть.

    Какое значение в слова внесла приставка от-?

значение___________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Гармония" 2 класс Русский язык Конспект урока: Знакомство с понятием "приставка" и "суффикс".

Сформировать понятие о приставках и суффиксах как частях слова, имеющих своё значение и выполняющих в слове важную работу;В помощь учителю предлагается конспект урока и презентация....

Конспект урока по русскому языку "Приставки и их значение" 3 класс.

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме :"Приставки и их значение"....

Конспект урока в 3 классе ПРИСТАВКА

Конспект урока русский язык в 3 классеУМК «Школа России». Автор: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Учебник 3 класса, часть 2.Тема урока: Приставка.Цель урока: Формирование представления о приставке как о з...

Конспект урока по русскому языку "Приставка"

конспект урока по русскому языку 2 класс по программе Планета знаний...