Окончания и суффиксы глаголов. Суффиксы ТЬ и ТИ. Формообразующие и словообразующие суффиксы.
статья по русскому языку
Окончание – изменяемая часть слова, которая постоянно изменяется. У окончания есть единственное предназначение – СВЯЗЫВАТЬ слова друг с другом и образовывать формы слова. Именно окончание указывает на, те самые, спряжения, падежи, род, число и так далее. Мы знаем, что сколько окончание не меняй, нового слова никогда не получишь: это будет форма одного и того же слова.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Окончания и суффиксы глаголов. Суффиксы ТЬ и ТИ.
Формообразующие и словообразующие суффиксы.
Федотова Ольга Александровна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №6»
г. Старый Оскол
Можно ли в глаголах неопределённой формы в слове РЕШАТЬ определить:
–ТЬ – это суффикс?
–ТЬ – это окончание?
–ТЬ – это и суффикс и окончание?
А, может быть, есть и другие варианты?
Окончание – изменяемая часть слова, которая постоянно изменяется. У окончания есть единственное предназначение – СВЯЗЫВАТЬ слова друг с другом и образовывать формы слова. Именно окончание указывает на, те самые, спряжения, падежи, род, число и так далее. Мы знаем, что сколько окончание не меняй, нового слова никогда не получишь: это будет форма одного и того же слова.
Ищу – ищем – ищут
Волшебное – волшебного – волшебная
Сокровище – сокровища – сокровищу
Сколько бы я ни меняла окончание, нового слова не получу. При замене других частей слова – суффикса или приставки – мы получаем новое слово.
Ход – поход – выход
Ход – ходики – ходули
Ход – походка – выходной
При помощи суффиксов и приставок мы получили новые слова.
И так: меняем окончание – нового слова не получаем. Меняем суффикс или приставку – получаем новое слово. Но дело в том, что есть еще одна часть слова, которую, сколько бы мы не меняли, нового слова не получишь: будет форма того же слова. И это не окончание.
Мы будем говорить с вами об этой части слова. Эта часть слова называется формообразующей суффикс. Суффиксы делятся на две группы.
Первая группа – это порядочные суффиксы, которые образуют новое слово, а вот вторая часть формообразующие. Они образуют форму слова. Кто-то скажет: ну, и зачем придумали этот самый формообразующий суффикс? Если он образует только формы, то давайте назовем его окончанием. Если бы было всё так просто! Формообразующие суффиксы живут в основном в глаголах. А глаголы – это такие сложные слова, такая сложная часть речи. Ведь у неё огромное количество категорий. Посмотрите, здесь вам и время, здесь вам и род, и число, и лицо. И всё это нужно указать в одном слове с помощью окончания? Да тут два бы понадобилось! А как вы представляете себе, слово с двумя окончаниями? Вот и приходится глаголу звать на помощь еще и формообразующий суффикс. Самый частый формообразующий суффикс, который мы встречаем каждый день – это суффикс –Л–. Суффикс прошедшего времени. Это как наш маячок. Видишь на конце слова –Л-, значит, перед тобой прошедшее время глагола.
ФОРМООБРАЗУЮЩИЙ СУФФИКС –Л–
сказал - м.р. ед. ч.
принесла - ж.р. ед. ч.
срезало - ср. р. ед. ч.
приплыли - мн. ч.
- это глаголы прошедшего времени. Формообразующий суффикс –Л– нам об этом чётко говорит. А у окончаний этих глаголов своя нагрузка. Она указывает нам, на род глагола и на число. Представляете, если бы на окончание мы навесили еще и время. Именно суффикс –Л– является тем самым сигналом и маячком, что перед нами глагол прошедшего времени. И он делает эту работу. Правда, иногда от неё отлынивает… Очень мало таких слов, но иногда мужском роде суффикс –Л– хочет от нас с вами убежать. Это вот такие слова:
Нёс
Вёз
Полз
В этих словах суффикса –Л– не наблюдается. Как же заставить работать суффикс? Да просто поставьте этот глагол в женский род или в средний, а можете в множественное число:
Нёс – несла – несло - несли
Вёз – везла – везло - везли
Полз – ползла – ползло – ползли
Но таких слов очень мало. В основном все глаголы, которые мы употребляем, в прошедшем времени имеют на конце формообразующий суффикс –Л–. А вот второй формообразующий суффикс глагола, который изучают в начальной школе, у некоторых людей вызывает сомнения. У глаголов в неопределённой форме, которая заканчивается на –ТИ– и –ТЬ–. Дело в том, что когда-то давным- давно наши предки не знали оконцовку глаголов –ТЬ; они всё говорили на – ТИ-: ходити, лежати, думати, сказати. Но дело в том, что язык – он такой же живой, как и мы с вами. И он постоянно изменяется. С течением времени мы с вами утратили это самое –ТИ–, и стали говорить: ходить, решать, думать. И только в некоторых словах – да и то под ударением – у нас осталась эта самая оконцовка – ТИ.
Нести
Ползти
Идти
Как же нам с вами её разбирать? Дело в том, что одна часть учителей считает, что это суффикс –ТЬ, –ТИ, формообразующий суффикс. Другая часть учителей говорит, что это окончание. Потому что нового слова она не образовывает, а суффикс должен образовывать новое слово. Третья часть учителей говорит: если у него есть признаки и суффикса и окончания, давайте так и обозначим, что вроде как суффикс, но вроде как окончание.
Во всех программах начальной школы принято считать –ТЬ и –ТИ суффиксом. И МЫ БУДЕМ ВЫДЕЛЯТЬ ЭТИ СУФФИКСЫ, как формообразующие суффиксы. Формообразующие суффиксы не входят в основу. И когда ребёнок выделяет основу в слове «НАРИСОВАЛ», он без затруднений делает это. Формообразующий суффикс не входит в основу.
Что же такое основа слова? Основа – это всё слово без окончаний и формообразующих суффиксов. У глаголов в основу не входит окончание и формообразующие суффиксы –Л-, -ТЬ-, и –ТИ-.
Болтушка
Болтун
Болтливый
Болтаешь
Болтала
Болтать
Обратите внимание, что у неопределённой формы глагола окончаний нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Образование глаголов прошедшего времени и написание словообразующего суффикса"
Тип урока: комбинированный Дидактическая цель: Ø создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации Задач...

Русский язык 3 класс УМК «Гармония». Урок-путешествие. Тема «Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед – ть»
· Цель: развитие устной и письменной речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.Задачи: ·...

Конспект урока "Написание окончаний –ешь, -ишь в глаголах. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени" (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с написанием окончаний –ешь, -ишь в глаголах в форме 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем време...

Трудности написания окончаний глаголов настоящего, будущего времени и суффиксов глаголов на –ять в прошедшем времени.
Развитие умений писать глаголы с изученной орфограммой, обосновывать правописание глаголов....

Конспект урока русского языка «Написание окончаний –ешь, -ишь в глаголах. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени» (УМК "Школа России" 3 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с написанием окончаний –ешь, -ишь в глаголах в форме 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем...

Технологическая карта урока русского языка. "Написание окончаний –ешь-, -ишь- в глаголах. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени." (3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Написание окончаний –ешь-, -ишь- в глаголах. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени.Цели деятельности учителя: знакомство с правописанием безудар...
Рабочий лист " Безударные личные окончания глаголов и суффиксы глаголов"
Рабочий лист на отработку знаний...
