Конспект урока и презентация "Несклоняемые имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Грамыко Екатерина Ивановна

Конспект и презентация урока в 4 классе "Несклоняемые имена существительные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc54.5 КБ
Office presentation icon nesklonyaemye_imena_sushchestvitelnye.ppt1.32 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Несклоняемые имена существительные»

Цели:          

-познакомить с понятием «несклоняемые» имена, существительные,

- учить правильно их писать и использовать в речи,

-повторить пройденный материал об имени существительном;

- развивать речь, память, орфографическую зоркость;

-воспитывать интерес к родному языку

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Стадия вызова (игра, «тонкие – толстые» вопросы, «мозговой штурм»)

- Ребята, я рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы зарядиться хорошим настроением.

Чистописание. Слайд №2

- Урок мы начнем с чистописания. Внимательно посмотрите на иллюстрацию. Найдите на ней элементы для чистописания.

 

Работа со словами. Слайд №3

- А сейчас сравните эти иллюстрации, найдите 8 отличий, а название соответствующих предметов запишите в тетрадь.

- Проверим. Кто не согласен? Почему?

- Что общего в словах?

- Обозначьте орфограмму.

 Актуализация опорных знаний

- Что еще объединяет данные слова?

- Мы уже много знаем об этой части речи. Чтобы вспомнить, сформулируем друг другу вопросы о существительном и ответим на них.

Слайд №4

- Определите склонение записанных имен сущ., запишите. Если у кого-то появятся сомнения, поставьте около этого слова вопросительный знак.

-Проверяем.

Постановка учебной проблемы.

- Какой у вас возник вопрос?

- Какие у вас предположения?

- Какую же цель мы поставим себе на этот урок?

- Сегодня на уроке выясним, какие еще бывают имена существительные, в чем их особенность.

2.  Стадия осмысления («тонкие – толстые» вопросы, «мозговой штурм», работа в парах, «лови ошибку»)

- Как сравнить слово «кенгуру» с сущ. 1-го, 2-го или 3-го склонения?

- Просклоняем и понаблюдаем за тем, как они изменяются. Выберем для этого из записанных слов существительные каждого склонения и возьмем слово «кенгуру».

Слайд №5

-Что заметили?

- Замечали ли вы такое при склонении имен сущ. 1-го, 2-го или 3-го склонения?

- Какой сделаем вывод?

- Такие существительные так  и называются - «несклоняемые». А изменяются ли они по числам?

-Докажите.

- Много ли таких слов  в русском языке?

- Таких слов очень много, попробуйте привести свои примеры.

- Как они могли появиться в русском языке?

- Многие из них  заимствованы из других языков.

Физминутка.

-Послушайте стихотворение:

 Как-то рано поутру с другом сели мы в метру.
И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре.
 Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты без кашны и без пальты.
Любит кины детвора, если в кинах кенгура
Ходит-бродит по шоссу , носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашел ,занял там свободный стол
И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.
Интересное кино, жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать: будут польта выдавать.

- Почему вам стало смешно?

-Какие несклоняемые существительные были названы в стихотворении?

Слайд №6

- Значение каких слов непонятно?

- Запишем слова в тетрадь.

- Какая часть слова обычно меняется при изменении формы сущ.?

- Как мы видим, несклоняемые существительные не изменяются по падежам и по числам, окончаний у них нет. Все слово является основой и корнем. Разберем слова по составу.

- Составьте предложения, используя данные слова.

- Вспомните скороговорку с одним из этих слов

- Запишем.

- Выполните разбор предложения, составьте схему.

Проверим. Слайд №7

- Возьмите карточки №1. Работая в парах, исправьте ошибки.

 - Проверим.

- Возьмите карточки №2 и выпишите в тетрадь только несклоняемые имена сущ.

Слайд №8

- Как определили, что эти существительные несклоняемые?

- Используя их, составьте и запишите одно предложение. Проверка.

- Какой частью речи могут быть несклоняемые существительные в предложении?

3. Рефлексия (таксономия вопросов, кластер)

- Достигли мы цели урока?

- Что выяснили?

-Что интересного запомнили о несклоняемых существительных?

Слайд №9

     не изменяются по падежам              

нет окончаний                    несклон. им. сущ.              

       

                                     всё слово основа

                                       и корень

-Оцените свою работу, используя цвет: желтый - я молодец, зеленый – иногда было трудно, но я справился, красный – было очень трудно. 

-Домашняя работа. Составить и записать небольшой текст, используя несклоняемые имена существительные.

Слайд №10

Задание на внимательность: дети находят буквы и элементы на иллюстрации и прописывают их в тетради

Запись в тетрадь:

облако, петух, корзина, лестница, яблоко, корова, кенгуру, сирень.

-Слова с непроверяемыми орфограммами.

Один ученик выполняет у доски и объясняет правописание.

-Это имена существительные.

Формулировка вопросов детьми и ответы на них : Что такое имя сущ.? Как изменяются ИС? Как определить род ИС? Какие сущ. относятся к 1-му скл., ко2-му, к 3-му? Что значит «просклонять ИС»? Как определить склонение ИС?

Определение склонений существительных, запись в тетрадь

-Трудности со словом «кенгуру».

Предположения детей.

-Изменить их по падежам, просклонять.

Работа в тетрадях, четыре ученика работают у доски.

-Слово «кенгуру» не менялось.

-Нет.

Формулировка вывода: это слово не относится к сущ. 1-го, 2-го, 3-го склонения, оно не склоняется.

-Нет

Устно пробуем изменить по числам несколько несклоняемых сущ.

Предположения детей.

Приводят примеры.

Предположения детей

Активный отдых

Восприятие на слух

-Метро, домино, кенгуру, пальто, кашне, кино, шоссе, шимпанзе, какаду.

Работа в тетради. Один ученик у доски.

-Окончание

Работа в тетради, объяснения  устно по цепочке.

Упражнение в употреблении несклоняемых сущ. в речи.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Работа в тетради. Один ученик у доски.

Работа в парах. Поиск и исправление ошибок.

У пальта оторвалась пуговица.

Мы спустились в глубокое метре.

Лена играла для нас на пианине.

Миша обжегся горячим какаом

Самостоятельная работа в тетради.

Радио, окно, какао, кофе, ведро, пюре, молоко, такси, яблоко, кафе

Они не изменяются по падежам и по числам.

Упражнение в употреблении несклоняемых сущ. в речи. Работа в тетради.

- Подлежащее, дополнение, обстоятельство.

Анализ проведенной работы

Кроме сущ. 1-го, 2-го,3-го скл. есть несклоняемые существительные.

По ответам детей на доске составляем кластер:  

не изменяются по числам

   

    многие из других языков

Оценка детьми своей работы на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Несклоняемые имена существительные 4 класс Учитель: Грамыко Екатерина Ивановна

Слайд 2

Чистописание

Слайд 3

Работа со словами

Слайд 4

Имя существительное облако, петух, корзина, лестница, яблоко, корова, кенгуру, сирень 2 скл. 2 скл. 2 скл. 1 скл. 1 скл. 1 скл. 3 скл. ?

Слайд 5

Несклоняемые имена существительные И.п. (кто?) кенгуру Р.п. (кого?) кенгуру Д.п. (кому?) кенгуру В.п. (кого?) кенгуру Т.п. (кем?) кенгуру П.п. (о ком?) о кенгуру

Слайд 6

Метро, домино, кенгуру, пальто, кашне, кино, шоссе, шимпанзе, какаду.

Слайд 7

Шла Саша по шоссе и сосала сушку. х х где? что? где? что? и

Слайд 8

Радио, какао, ведро, молоко, яблоко, окно, кофе, пюре, такси, кафе.

Слайд 9

не изменяются по падежам не изменяются по числам несклоняемые им. сущ. нет окончаний многие из других языков всё слово основа и корень

Слайд 10

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме " Имена существительные в форме множественного числа. Правописание окончаний."

Проблемный  урок по  русскому  языку  проводится  в  4  классе. На  уроке  применяется  интерактивная  форма  организации  учебного...

конспект урока по теме:"Имена существительные" 2 класс

конспект урока по теме: "Имена существительные" 2 класс...

Приложения к уроку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"

Приложения содержит презентацию, задание в программе ПервоЛого и задания для учащихся....

Конспект урока Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.Цели урока: развить умения определять падеж имён существительных, распознават...

Открытый урок "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"

Цель: обобщение знаний обучающихся по теме: “Сложные слова”;Задачи: развивать умение самостоятельно составлять сложные слова, наблюдать над лексическим значением сложных слов, выбирать пр...

Презентация к открытому уроку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"

Презентация к открытому уроку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"...

Конспект логопедического занятия "Собственные имена существительные"

Собственные имена существительные. (Имена и фамилии людей; клички животных; названия городов, сёл, улиц). Мой край. Обучающиеся закрепят правописание имён собственных (имён и фамилий людей; кличек жив...